Пояснительная записка к Федеральному закону 295-ФЗ 04.10.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в
статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых
судей и количестве судебных участков в субъектах
Российской Федерации»
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 17 декабря
1998 года № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» общее
число мировых судей и количество судебных участков субъекта Российской
Федерации определяются Федеральным законом от 29 декабря № 218-ФЗ
«Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в
субъектах Российской Федерации» по законодательной инициативе
соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 138 Конституции Республики Тыва в
республике образованы 17 муниципальных районов и 2 городских округа,
население республики составляет 310 460 человек.
Мировая юстиция республики включает в себя 16 судебных участков и
16 должностей мировых судей. Законом Республики Тыва от 30 декабря
2000 года № 813 «О судебных участках и должностях мировых судей
Республики Тыва» 8 судебных участков мировых судей созданы в городском
округе «Город Кызыл» — столице Республики Тыва, 8 судебных участков в 8
муниципальных районах республики.
Мировым судьей одного судебного участка рассматривается большое
количество судебных дел, так за последние три года нагрузка по количеству
рассмотренных дел в среднем на одного судью составляет: по
административным — 2509 дел, по гражданским — 3493 дел и по уголовным —
126 дел.
В 10 муниципальных образованиях (из 19) судебные участки
отсутствуют.
Очевидно, что данный пробел законодательства не позволяет в полной
мере обеспечить реализацию конституционного права каждого гражданина
России на своевременную судебную защиту.
Критичность ситуации в сфере мировой юстиции складывается из
суммарной совокупности многих составляющих. Так, следствием низкой
плотности населения республики (1,84 человека на кв.м.) является
отдаленность многих административных центров муниципальных районов
друг от друга и от столицы республики.
Протяженность между судебными участками и населенными пунктами
районов составляет значительные расстояния, что в комплексе с существующими проблемами транспортного сообщения и климатическими
условиями, особенно в зимний период, затрудняет полноценный доступ
населения к судебным участкам.
Так, например:
село Тоора-Хем Тоджинского кожууна, где отсутствует судебный
участок, расположено в 285 километрах от города Кызыла (отнесено к
районам Крайнего Севера);
село Мугур-Аксы Монгун-Тайгинского кожууна — в 480 километрах от
города Кызыла (отнесено к районам Крайнего Севера);
село Эрзин Эрзинского кожууна — в 220 километрах;
село Хову-Аксы Чеди-Хольского кожууна — в 125 километрах.
Транспортное сообщение с Тоджинским, Монгун-Тайгинским
кожуунами носит сезонный характер во многом из-за отсутствия
асфальтированной дороги и воздушного сообщения.
Возможность перераспределения имеющегося количества мировых
участков при действующем административно-территориальном делении и
фактической численности населения Республики Тыва отсутствует.
Нагрузка действующего состава мировой юстиции огромна, фактически
физически невозможно рассмотрение дел без волокиты, т.к. судебная
статистика неуклонно демонстрирует повышение общего количества дел,
рассмотренных мировой юстицией республики.
Отсутствие необходимого количества судебных участков не самым
благоприятным образом сказывается и на качестве тех дел, которые все таки
рассматриваются, т.к. у судьи реально сокращается время рассмотрения и
оформления того или иного дела.
По смыслу конституционных норм и норм федерального
законодательства, которыми обусловлено содержание самого института
мировой юстиции, мировой судья должен функционировать в том
муниципальном образовании, в котором проживает гражданин.
Исходя из распределения населения по административно-
территориальным образованиям Республики Тыва в целях обеспечения
доступа граждан к правосудию, своевременного и качественного
отправления правосудия, выравнивания нагрузки законопроектом
предусматривается увеличение установленного числа мировых судей и
количества судебных участков в Республике Тыва на 10 единиц — с 16 до
26. В Республике Тыва в настоящее время созданы судебные участки в
16 муниципальных образованиях:

п/п
Наименования
муниципальных
образований Республики
Тыва
Численность
населения в
районах
(чел.)
Количество
судов
общей
юрисдикции
Количество
мировых
судебных
участков
(по 1
мировому
судье на
каждом
судебном
мировом
участке)
1 2 3 4 5
1 г. Кызыл 110000 1 8
2 Бай-Тайгинский р-н 12472 1 1
3 Барун-Хемчикский р-н 26000 1 1
4 Дзун-Хемчикский р-н 20810 1 1
5 Каа-Хемский р-н 12738 1 1
7 Пий-Хемский р-н 11900 1 1
8 Тандинский р-н 13600 1 1
9 Улуг-Хемский р-н 19300 1 1
10 Монгун-Тайгинский р-н 6303 1 —
11 Овюрский р-н 7157 1 —
12 Сут-Хольский р-н 9251 1 —
13 Тере-Хольский р-н 1936 1 —
14 Тес-Хемский р-н 8978 1 —
15 Тоджинский р-н 6068 1 —
16 Чаа-Хольский р-н 6003 1 —
17 Чеди-Хольский р-н 7704 1 —
18 Эрзинский р-н 8691 1 -Дополнительные должности мировых судей предполагается
распределить по следующим административно-территориальным

п/п
Наименования муниципальных
образований Республики Тыва
Численность
населения в
районах
(чел.)
Количество
судов общей
юрисдикции
Необходимо
создать
судебных
участков (по 1
мировому судье
на каждом
судебном
мировом
участке)
1 г. Кызыл 110000 1 1
2 Монгун-Тайгинский р-н 6303 1 1
3 Овюрский р-н 7157 1 1
4 Сут-Хольский р-н 9251 1 1
5 Тере-Хольский р-н 1936 1 1
6 Тес-Хемский р-н 8978 1 1
7 Тоджинский р-н 6068 1 1
8 Чаа-Хольский р-н 6003 1 1
9 Чеди-Хольский р-н 7704 1 1
10 Эрзинский р-н 8691 1 1
В случае принятия данного проекта федерального закона органы
государственной власти Республики Тыва дополнительно обеспечат
выделение 30 штатных единиц аппарата мировых судей, материально-
техническое обеспечение деятельности мировых судей, в том числе обучение
вновь назначенных судей (в соответствии с частью 3 статьи 20.1 Закона
Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и статьей
12.1 Конституционного закона Республики Тыва «О мировых судьях в
Республике Тыва»).
Статус правового государства подразумевает возможность защиты
нарушенных прав, свобод и интересов каждого гражданина России в
судебном порядке независимо от того, проживает он в городской или
сельской местности, свободная реализация права на судебную защиту
закрепляет веру граждан России в торжество закона, Конституции, порядка и
справедливости.
Создание судебных участков мировых судей в указанных выше
труднодоступных и отдаленных местностях республики позволит обеспечить
полноценную реализацию конституционного права граждан Российской
Федерации на судебную защиту путем обращения к мировым судьям
жителей 10 муниципальных образований республики.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: