Пояснительная записка к Федеральному закону 306-ФЗ 14.10.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 36
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 36
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — законопроект)
разработан в целях уточнения требований к оформлению ходатайства
инициативной группы по проведению референдума субъекта Российской
Федерации, местного референдума, в случае, если инициатива выдвинута
избирательным объединением, иным общественным объединением.
Так, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 12 июня 2002
года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону)
инициатива проведения референдума принадлежит гражданам Российской
Федерации, имеющим право на участие в соответствующем референдуме. Для
выдвижения инициативы проведения референдума и сбора подписей в ее
поддержку образуется инициативная группа граждан, имеющих право на участие
в референдуме. Количественный состав инициативной группы по проведению
референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума
устанавливается законом субъекта Российской Федерации в зависимости от
уровня референдума.
Помимо группы граждан пункт 3 статьи 14 Федерального закона наделяет
правом выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской
Федерации, местного референдума также избирательное объединение, иное
общественное объединение, соответствующее ряду требований. В этом случае
руководящий орган избирательного объединения, иного общественного
объединения либо руководящий орган его регионального отделения или иного
структурного подразделения (соответственно уровню референдума) независимо
от его численности выступает в качестве инициативной группы.
Порядок реализации инициативы проведения референдума установлен
статьей 36 Федерального закона, где содержатся условия выдвижения
инициативы проведения референдума и требования к содержанию ходатайства
инициативной группы.
Как показывает практика, эти требования применимы только к
инициативам, выдвинутым группой граждан, и не учитывают особенности статуса
общественного объединения, по сути ограничивая его право на реализацию
инициативы проведения референдума.
Так, Московским городским отделением «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ
ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАТ ЩИ» в апреле 2011 года была выдвинута
инициатива проведения референдума города Москвы. В качестве инициативной
группы выступил руководящий орган отделения — Московский городской комитет
КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (далее — МГК
КПРФ). Ходатайство о регистрации инициативы проведения референдума в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О
политических партиях» и уставом партии было подписано первым секретарем
МГК КПРФ. В результате рассмотрения ходатайства Московской городской
избирательной комиссией было принято решение об отказе в регистрации
инициативной группы по проведению референдума города Москвы на основании
отсутствия подписей всех членов инициативной группы (в данном случае
руководящего органа).
Впоследствии Верховным Судом Российской Федерации в определении от
14 марта 2012 года № 5-Г 12-10 было указано на необоснованность требований
Московской городской избирательной комиссии и необходимость учета порядка
принятия решений в соответствии с законодательством об общественных
объединениях и уставом объединения.
Верховный Суд Российской Федерации исходил из того, что руководящий
орган общественного объединения является коллегиальным органом, который
принимает свои решения большинством голосов от числа присутствующих
членов на заседании руководящего органа (при наличии кворума). Именно таким
образом обеспечивается возможность коллегиального принятия решений и их
легитимность даже в тех случаях, когда часть членов с ними не согласна.
Предлагаемое законопроектом изменение позволит гарантировать
реализацию права общественных объединений на выдвижение инициатив по
проведению референдумов и тем самым привлечь более широкий круг граждан к
решению актуальных проблем жизнедеятельности регионов и вопросов местного
значения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: