Пояснительная записка к Федеральному закону 308-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального
закона от 5 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования
отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию
Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых
субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя
и о внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации» в части особенностей проведения государственной итоговой
аттестации и приема на обучение в организации, осуществляющие
образовательную деятельность»
Проектом федерального закона «О внесении изменений в статью 5
Федерального закона от 5 мая 2014 года № 84-ФЗ «Об особенностях правового
регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую
Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации
новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя
и о внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации» в части особенностей проведения государственной итоговой аттестации
и приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную
деятельность» (далее — законопроект) предусмотрено внесение изменений в статью
5 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 84-ФЗ «Об особенностях правового
регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую
Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации
новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя
и о внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону «Об образовании в Российской
Федерации», связанных с установлением переходных условий в сфере образования в
связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в
составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города
федерального значения Севастополя.
Законопроектом предусматривается пролонгирование переходных условий,
установленных на 2014-2016 годы для лиц, признанных гражданами Российской
Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного
закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию
Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов- Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
(далее — крымчане), при этом предлагается полностью пролонгировать переходные
условия прохождения государственной итоговой аттестации по программам
среднего общего образования (далее — ГИА) Крыма и сократить объем переходных
условий приема в вузы.
Уровень подготовки крымских школьников постепенно выравнивается с
уровнем подготовки других российских школьников. Однако, в 2017 году
выпускники школ Крыма еще не будут в полном объеме готовы к сдаче единого
государственного экзамена (далее — ЕГЭ). Поэтому законопроектом предусмотрено
пролонгирование возможности прохождения ГИА в школах на территории Крыма
по выбору обучающихся в различных формах: в форме ЕГЭ или в форме
государственного выпускного экзамена.
В части приема в вузы на 2014-2016 годы установлен механизм выделения
(квотирования) мест для крымчан. Этот механизм был введен в связи с разницей в
подготовленности крымчан, получивших образование в образовательных
организациях Крыма по украинским образовательным программам (в полном
объеме или частично), и иных российских абитуриентов. Механизм квотирования
мест позволяет проводить прием крымчан по результатам отдельного конкурса, в
результате чего они не соревнуются с другими абитуриентами.
С 2017 года предлагается не вводить квотирование мест для приема крымчан в
вузы. Это обусловлено следующими причинами.
Существующий механизм квотирования требует прогнозирования соотношения
численности абитуриентов-крымчан и численности иных абитуриентов (включая
иностранных граждан) по отдельным направлениям подготовки и специальностям.
В 2014 году и в определенной мере в 2015 году такое прогнозирование было
возможно в связи со стабильными потоками абитуриентов из Крыма, желающих
поступать в вузы других регионов, и небольшим числом абитуриентов, переехавших
на постоянное место жительства в Крым и желающих поступать в вузы Крыма.
Однако, в связи с ростом «миграции» абитуриентов прогнозирование в 2016 году
значительно затруднено, а в 2017 году не представляется возможным.
Квотирование мест для крымчан приводит в ряде случаев к негативным
последствиям. Так, в тех случаях, когда выделение мест осуществляется по
востребованным направлениям, разделение абитуриентов на два потока (крымчане и
иные абитуриенты) приводит к увеличению конкурса среди иных абитуриентов и
вызывает напряженность среди абитуриентов и их родителей. В связи с этим в
значительной части вузов за пределами Крыма выделение мест для крымчан
осуществляется по наименее востребованным направлениям. При этом потребность
крымчан не удовлетворяется, квотирование становится «вырожденным».
Вместе с тем, начиная с 2017 года, прием крымчан в вузы по результатам
отдельного конкурса станет избыточным.
При приеме на обучение по программам магистратуры и программам
подготовки кадров высшей квалификации (аспирантуры, ординатуры и др.),
крымчане будут иметь те же стартовые возможности при поступлении в вузы, что и
иные абитуриенты. При приеме на обучение по программам бакалавриата и
специалитета уровень подготовки крымчан, которые в 2017 году завершают
обучение в школе, также позволит им участвовать в едином конкурсе с другими
абитуриентами.
Однако, поскольку подготовка выпускников школ Крыма 2017 года,
обучавшихся по российским образовательным программам только 3 года (в 9-11
классах), будет иметь определенные отличия от подготовки иных выпускников
российских школ (обусловленные обучением по украинским образовательным
программам до 9 класса), потребуется сохранение для таких лиц льготных условий
поступления на обучение по программам бакалавриата и специалитета.
Предлагается установить для них возможность поступления на обучение по
результатам вступительных испытаний, проводимых вузами самостоятельно. Это
будет кореллировать с нормой о возможности прохождения ГИА по выбору
обучающихся в форме ЕГЭ или в форме государственного выпускного экзамена.
Эта льгота аналогична установленной в настоящее время для различных категорий
выпускников школ, которым предоставлено право не сдавать ЕГЭ, а также для
поступающих в вузы на базе среднего профессионального образования.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: