Пояснительная записка к Федеральному закону 310-ФЗ 22.10.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменения в статью 3 Федерального закона «О денежном
довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»
(в части распространения на членов семьи военнослужащего (гражданина,
призванного на военные сборы), пропавшего без вести при исполнении им
обязанностей военной службы, выплаты ежемесячной денежной компенсации)
В настоящее время частью 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О
денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных
выплат» в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина,
призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей
военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы,
каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация
(ЕДК), которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной
компенсации на количество членов семьи (включая погибшего (умершего)
военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Размер ЕДК
установлен как для инвалидов I группы и составляет 14 000 рублей. Выплата
ЕДК осуществляется каждому члену семьи и рассчитывается путем деления
14 ООО рублей на количество членов семьи (включая погибшего (умершего)
военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы.
ЕДК носит характер возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью
военнослужащего, и установлена во исполнение постановлений
Конституционного Суда Российской Федерации, в которых неоднократно
указывалось на необходимость разработки надлежащего механизма
возмещения вреда, сопоставимого по объему и характеру с существующими и
применяемыми в отношении тех граждан, вред которым подлежит возмещению
как по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса
Российской Федерации, так и по правилам, предусмотренным специальным
законом для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
техногенных катастроф. Анализ законодательства Российской Федерации показывает, что,
несмотря на наличие различных применяемых понятий: «военнослужащие,
пропавшие без вести при исполнении обязанностей военной службы»,
«военнослужащие, признанные в установленном порядке пропавшими без
вести в районах боевых действий», «военнослужащие, пропавшие без вести в
период военных действий», «военнослужащие, пропавшие без вести при
исполнении обязанностей военной службы», «военнослужащие, признанные
безвестно отсутствующими при исполнении обязанностей военной службы»,
перечисленные формулировки объединяет одно объективно значимое
обстоятельство — это то, что военнослужащий пропал без вести при исполнении
им воинского долга (при исполнении обязанностей военной службы).
По сведениям, имеющимся в Комитете Совета Федерации по обороне и
безопасности, количество военнослужащих, пропавших без вести в ходе войн и
вооруженных локальных конфликтов в период с 1946 по 2008 годы, выглядит
следующим образом:
№№
п/п
Государство, регион Период Количество
(чел.)
1. Китай 1946-1950 4
2. Корея 1950-1953 50
3. Вьетнам 1961-1974 4
4. Бангладеш 1972-1974 1
5. Венгрия 1956 43
6. Куба 1962 8
7. Мозамбик 1965-1979 7
8. Ангола 1975-1979 4
9. Эфиопия 1977-1979 22
10. Афганистан 1979-1989 271
11. Йемен 1962-1969 2
12. Египет 1967-1974 43
13. Сирия 1982 3
14. Северо-Кавказский регион
Российской Федерации
1994-2008 332
15. Южная Осетия 2008 2
Итого: 796 чел. 3
Точных оценок о военнослужащих, пропавших без вести в период
Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, установить не представляется
возможным. Зафиксированные цифры военнослужащих, пропавших без вести,
например, в военно-историческом исследовании «Великая Отечественная война
на земле Российской», изданном в 2006 году под общей редакцией Г.Ф.
Кривошеева, не являются корректными, так как подавляющее их число или
умерли в плену, или находились в тылу врага и продолжали борьбу в
партизанских отрядах, или остались живы и в последующем были вновь
призваны в ряды действующих войск.
По данным Департамента финансового планирования Министерства
обороны Российской Федерации, содержащимся в письме директора
Департамента А.В. Кондратьевой на имя Председателя Комитета Совета
Федерации по обороне и безопасности В.А. Озерова от 29 декабря 2012 года №
180/6/13018, в настоящее время, принимая во внимание численность
обратившихся за ЕДК членов семей военнослужащих, погибших в период
Великой Отечественной войны, за назначением указанной компенсации
дополнительно могут обратиться до 15 тыс. членов семей военнослужащих,
пропавших без вести в этот период. В свою очередь Министерство труда и
социальной защиты Российской Федерации предполагает, что на 2013 год эта
цифра может составить около 60 тыс. человек.
До настоящего времени на членов семьи военнослужащего, а также
гражданина, призванного на военные сборы, пропавшего без вести при
исполнении им обязанностей военной службы, указанная выплата ЕДК не
предусмотрена. В связи с этим в органы государственной власти поступают
многочисленные жалобы и судебные иски членов семей военнослужащих,
пропавших без вести в период боевых действий в Афганистане, на Северном
Кавказе и других регионах, в которых обращается внимание на отсутствие
социальной справедливости по отношению к названной категории граждан
Российской Федерации. Повсеместно сложилась практика, когда при
рассмотрении исков судебными органами^ массовом порядке выносятся 4
постановления о признании военнослужащих, пропавших без вести в период
Великой Отечественной войны и других боевых действий, погибшими при
исполнении обязанностей военной службы, что в итоге ведет к осуществлению
денежных выплат.
При таких обстоятельствах законодательное закрепление мер социальной
поддержки за семьями военнослужащих, пропавших без вести при исполнении
обязанностей военной службы, с какими-либо ограничениями как, например, по
временному признаку ведения боевых действий, и не предоставление таких мер
членам семей военнослужащих, пропавших без вести при исполнении
обязанностей военной службы в другие периоды ведения боевых действий, не
имеет объективного и разумного оправдания, в связи с чем будет
способствовать не совершенствованию законодательства, а, напротив, приведет
к социальному расслоению и усилению напряженности среди особой категории
семей военнослужащих и массовым обращениям в суды.
Законопроект направлен на устранение социальной несправедливости,
служит восстановлению конституционного принципа равенства прав граждан и
предусматривает установление права на ежемесячную денежную компенсацию
членам семьи военнослужащего, а также гражданина, призванного на военные
сборы, пропавшего без вести при исполнении им обязанностей военной
службы.
Срок введения в действие федерального закона предполагается
определить с 1 января 2015 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: