Пояснительная записка к Федеральному закону 311-ФЗ 22.10.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс
Российской Федерации» (далее — законопроект) подготовлен:
1) во исполнение пункта 10 постановления Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от 20 ноября 2013 г. № 3246-6
Государственной Думы о поручении Комитету Государственной Думы по
бюджету и налогам совместно с Правительством Российской Федерации и со
Счетной палатой Российской Федерации подготовить предложения по внесению
изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации по:
оптимизации перечня оснований для внесения изменений в показатели
сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о
бюджете;
установлению порядка и предельного срока возврата в текущем
финансовом году в доходы бюджетов субъектов межбюджетных трансфертов,
имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году
и возвращенных в федеральный бюджет;
2) для оптимизации текстовой части федерального закона о федеральном
бюджете и подготовку нормативно-правовой базы для формирования
федерального закона о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период
2016 и 2017 годов.
Вступивший в силу в 2000 году Бюджетный кодекс установил основы
бюджетной системы, бюджетного процесса и комплексного регулирования
бюджетных правоотношений в Российской Федерации.
За прошедший период было внесено около 80 изменений, при этом
ежегодно вносилось от четырех до одиннадцати изменений, что привело к
возникновению целого ряда внутренних противоречий и пробелов.
При этом значительная часть внесенных изменений была сведена к
решению текущих вопросов бюджетной политики и включению норм, которые
передавали полномочия парламента на уровень ведомственных нормативных
актов. Так, порядка 60 оснований действующей редакции Бюджетного кодекса
позволяют Правительству Российской Федерации без участия парламента
вносить изменения в показатели федерального бюджета, включать объекты
капитального строительства в федеральную адресную инвестиционную
программу и изменять объемы их финансирования в течение года.
В результате Бюджетный кодекс утратил кодификационное единство, и в
настоящее время назрела необходимость его кардинальной переработки,
направленной на упорядочение логики и структуры построения единого
бюджетного законодательства и разработки новой редакции Бюджетного
Кодекса.
Подготовка новой редакции Бюджетного кодекса требует значительного
времени и координации усилий Правительства Российской Федерации,
парламента и представителей экономического сообщества.
Предлагаемые законопроектом изменения Бюджетного кодекса
подготовлены в целях создания условий для формирования бюджетов
бюджетной системы в очередном бюджетном цикле и усиления роли
парламента в бюджетном процессе.
Оптимизация количества оснований для внесения изменений
в сводную бюджетную роспись
Действующей редакцией Бюджетного кодекса (пункт 3 статьи 217)
установлено 15 оснований для внесения изменений в показатели сводной
бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. При
этом предусмотрено, что в сводную бюджетную роспись могут быть внесены
изменения и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перераспределения
бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных
средств, установленным законом (решением) о бюджете.
Федеральными законами о федеральном бюджете в соответствии с
пунктом 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации
устанавливаются дополнительные основания для внесения изменений в
сводную бюджетную роспись федерального бюджета: направления распределения бюджетных ассигнований,
зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований по
разделам и подразделам классификации расходов бюджетов;
основания, связанные с особенностями исполнения федерального
бюджета и (или) перераспределения бюджетных ассигнований между главными
распорядителями средств федерального бюджета.
Таким образом, федеральным законом о федеральном бюджете на 2011
год таких оснований было предусмотрено соответственно 20 и 36, на 2012 год —
18 и 39, на 2013 год — 17 и 45, на 2014 год — 13 и 34.
Кроме того, пунктом 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской
Федерации предусмотрены 2 основания, по которым в ходе исполнения
федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть
изменены в соответствии с решениями Министра финансов Российской
Федерации без внесения изменений в федеральный закон о федеральном
бюджете.
Таким образом, в действующей редакции Бюджетного кодекса
Российской Федерации и федеральными законами о федеральном бюджете
сформировалось около 60 оснований для внесения изменений в сводную
бюджетную роспись.
Законопроектом предлагается внести изменения в пункты 3 ,7 и 8 статьи
217 Бюджетного кодекса, которые направлены на оптимизацию перечня
оснований для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи
без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
Пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации в новой
редакции предусматривает 11 оснований для внесения изменений в сводную
бюджетную роспись, пункт 7 статьи 217 — 15 оснований, по которым могут быть
внесены изменения в сводную бюджетную роспись по решению Министра
финансов Российской Федерации.
При этом были исключены такие основания как проведение
реструктуризации государственного (муниципального) долга;
перераспределение бюджетных ассигнований на обслуживание
государственного и муниципального долга; увеличение бюджетных
ассигнований за счет экономии по использованию бюджетных ассигнований на
оказание государственных (муниципальных) услуг. Таким образом, количество оснований, которое законопроектом
предполагается установить в Бюджетном кодексе, составит 26, что
свидетельствует о существенном сокращении общего количества оснований,
установленных в настоящее время Бюджетным кодексом и федеральными
законами о федеральном бюджете.
Указанный перечень оснований предлагается составить из 14 оснований,
содержащихся в действующей редакции Бюджетного кодекса (ряд из них — в
уточненной редакции), 2 новых основания, а также 10 оснований, из числа
предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, связанных с
особенностями исполнения федерального бюджета и перераспределением
бюджетных ассигнований.
Кроме этого предлагается дополнить статью 217 пунктом 8, согласно
которому законами субъектов и муниципальными правовыми актами,
регулирующими бюджетные правоотношения, за исключением закона
(решения) о бюджете могут предусматриваться дополнительные основания для
внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в
закон (решение) о бюджете в соответствии с решениями руководителя
финансового органа.
Таким образом, в соответствии с предлагаемыми изменениями в законе
(решении) о бюджете будут предусматриваться основания для внесения
изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон
(решение) о бюджете, связанные с особенностями исполнения бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации, только в случаях использования
средств резервных фондов, а также иным образом зарезервированных средств в
составе утвержденных бюджетных ассигнований.
Это позволит существенно сократить количество оснований для внесения
изменений в сводную бюджетную роспись, ежегодно устанавливаемых
законами (решениями) о бюджете, что приведет к усилению роли парламента в
бюджетном процессе.
Уточнение порядка возврата не использованных
межбюджетных трансфертов
Во исполнение пункта 10 постановления Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от 20 ноября 2013 года № 3246-6 ГД внесены изменения в Бюджетный кодекс по установлению
порядка и предельного срока возврата в текущем финансовом году в доходы
бюджетов субъектов межбюджетных трансфертов, имеющих целевое
назначение, не использованных в отчетном финансовом году и возвращенных в
федеральный бюджет.
В целях реализации указанного поручения статью 242 Бюджетного
кодекса предлагается дополнить нормой, согласно которой не использованные
по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные
трансферты, имеющие целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета,
из которого они были ранее предоставлены, в течение первых 15 рабочих дней
текущего финансового года.
При этом главным администратором бюджетных средств должно быть
принято решение о наличии (об отсутствии) потребности в межбюджетных
трансфертах, не использованных в отчетном финансовом году.
Возврат востребованных межбюджетных трансфертов в бюджет
субъекта, должен осуществляться в течение месяца со дня поступления
указанных средств в бюджет, из которого они были ранее предоставлены.
Оптимизация положений федерального закона
о федеральном бюджете
Для обеспечения оптимизации положений федерального закона о
федеральном бюджете законопроект предусматривает перенос в Бюджетный
кодекс ряда норм федерального закона о федеральном бюджете, которые
ежегодно утверждались на протяжении нескольких лет.
В этих целях законопроектом предлагается перенести в статьи 51,56, 57,
933
, 116, 130, 131 и 156 Бюджетного кодекса нормы, ранее включаемые в
текстовую часть закона о федеральном бюджете.
В статьи 51, 56 и 57 Бюджетного кодекса предлагается включить
распределение отдельных неналоговых доходов по уровням бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с тем, что в настоящее время отсутствуют единые требования к
порядку исчисления, размеру, сроку и условиям уплаты неналоговых доходов,
предлагается внести изменение в статью 41 Бюджетного кодекса, согласно
которой устанавливаются общие требования, предъявляемые к нормативным правовым актам, в соответствии с которыми взимаются неналоговые доходы,
что позволит повысить качество администрирования неналоговых доходов и
будет способствовать их собираемости.
Эта норма предполагает, что федеральные органы исполнительной власти
должны будут внести необходимые корректировки в правовые акты,
регулирующие неналоговые доходы в целях приведения их в соответствие с
общими требованиями.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: