Пояснительная записка к Федеральному закону 312-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 36
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 36
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее —
проект федерального закона, законопроект) подготовлен во исполнение
поручения Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2014 г.
№ ОГ-П8-9209 в части совершенствования стипендиального обеспечения
студентов, обучающихся по основным профессиональным образовательным
программам.
Проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений
в части 5, 8, 10 и 15 статьи 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г.
№ 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон).
Законопроектом предусматривается внесение изменений в часть 5
статьи 36 Закона в целях уточнения категорий получателей государственной
социальной стипендии.
Так, в настоящее время согласно действующей норме Закона
государственная социальная стипендия назначается в том числе студентам,
имеющим право на получение государственной социальной помощи.
Формулировка части 5 статьи 36 Закона «имеющие право на получение
государственной социальной помощи» не устанавливает фактическую
принадлежность студентов к категории лиц, признанных малоимущими и
нуждающихся в социальной помощи.
Порядок отнесения малоимущих граждан (когда среднедушевой доход
ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем
субъекте Российской Федерации) к лицам, которым оказывается
государственная социальная помощь, в том числе порядок непосредственного
назначения государственной социальной помощи, установлен Федеральным
законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи».
Однако действующая редакция части 5 статьи 36 Закона позволяет
значительной части студентов в связи с их невысоким уровнем доходов в
период обучения заявлять себя малоимущими и претендовать на получение
социальной стипендии.
Правовая неопределенность указанной нормы, когда получателями
социальной стипендии являются студенты, которые лишь имеют право на
социальную помощь, приводит к тому, что в настоящее время имеют место
26022823.doc
случаи, когда студенты, не являясь малоимущими, обращаются в органы
социальной защиты населения не для получения социальной помощи
(поскольку не нуждаются в ней), а только для того, чтобы впоследствии
получить социальную стипендию.
Так, например, в силу особенностей деятельности региональных органов
социальной защиты населения любой обучающийся, временно
зарегистрированный в общежитии, может претендовать на признание себя
малоимущим в связи с тем, что он может быть признан одиноко проживающим
гражданином.
Учитывая, что Закон вступил в силу в 2013 году, мониторинг
стипендиального обеспечения показывает устойчивый рост числа
обучающихся, получающих социальную стипендию. Так, в общем числе
получающих социальную стипендию количество имеющих право на получение
социальной помощи в 2014 году в среднем составило 69,4%, а по итогам
2015 года — 72,9%, то есть с учетом среднемесячного количества получателей
государственной социальной стипендии в 2015 году (240 тыс. обучающихся)
рост указанной категории обучающихся составил 8,4 тыс. человек.
В целях рационального и эффективного использования средств
федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также
обеспечения социальной направленности указанной стипендии проектом
федерального закона предлагается наделить правом получать государственную
социальную стипендию только тех студентов, которым фактически назначена
государственная социальная помощь, что является определенной гарантией
того, что студент действительно является малоимущим и нуждается в
поддержке со стороны государства, в том числе в форме социальной
стипендии. При этом стоит отметить, что данный подход позволит увеличить
средний размер социальной стипендии, что особенно актуально в текущих
социально-экономических условиях, при этом не снизив социальных гарантий
для обучающихся, так как в соответствии с частью 15 статьи 36 Закона
образовательным организациям высшего образования выделяются средства на
оказание материальной поддержки нуждающимся студентам в размере 25%
предусматриваемого им размера стипендиального фонда.
Таким образом, за организацией, осуществляющей образовательную
деятельность, сохраняется право обеспечивать материальную поддержку
обучающихся в связи с различными обстоятельствами как в разовом порядке,
так и на продолжительной основе. Мониторинг стипендиального обеспечения в
2015 году показал, что среднемесячное количество получателей материальной
26022823.doc
помощи составило 150 тыс. студентов, средний размер поддержки —
4721 рубль.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в часть 8
статьи 36 Закона в части уточнения термина стипендиального фонда.
Действующая редакция части 8 статьи 36 Закона определяет источник
для выплаты государственных академических и государственных социальных
стипендий студентам.
Таким образом, нормы Закона по сути не содержат определения
стипендиального фонда и не указывают на источник выплаты иных видов
стипендий, установленный частью 2 статьи 36 Закона (стипендий аспирантам,
ординаторам, стипендий Президента Российской Федерации и других).
Кроме того, во исполнение пункта 1 перечня поручений Президента
Российской Федерации от 19 февраля 2014 г. №Пр-349 в целях
совершенствования механизма финансового обеспечения расходов на выплату
государственных академических и государственных социальных стипендий
студентам предлагается формировать стипендиальный фонд с учетом
бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на
повышение государственных академических стипендий в соответствии с
постановлениями Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г.
№ 945 «О порядке совершенствования стипендиального обеспечения
обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях
профессионального образования» и от 2 июля 2012 г. № 679 «О повышении
стипендий нуждающимся студентам первого и второго курсов федеральных
государственных образовательных учреждений высшего профессионального
образования, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета по программам бакалавриата
и программам подготовки специалиста и имеющим оценки успеваемости
«хорошо» и «отлично» (далее — постановления № 679 и № 945), с сохранением
категорий получателей выплат, предусмотренных указанными
постановлениями.
Частью 10 статьи 36 Закона установлено, что размер стипендиального
фонда организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
определяется исходя из общего числа обучающихся по очной форме обучения
за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и нормативов,
установленных Правительством Российской Федерации.
В целях включения в стипендиальный фонд средств федерального
бюджета, предусмотренных в соответствии с постановлениями № 679 и № 945,
часть 10 статьи 36 Закона дополняется полномочием Правительства
26022823.doc
Российской Федерации по утверждению правил формирования
стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета.
Указанные правила будут в том числе содержать информацию о видах
стипендий, средства для выплаты которых предусматриваются организациям,
осуществляющим образовательную деятельность, в составе стипендиального
фонда.
С учетом вносимых изменений в часть 10 статьи 36 Закона необходимо
соответствующее уточнение внести в часть 15 статьи 36 Закона.
Действующей редакцией части 15 статьи 36 Закона установлено, что
объем средств на оказание материальной поддержки нуждающимся студентам
составляет двадцать пять процентов предусматриваемого образовательным
организациям размера стипендиального фонда, а объем средств на
организацию культурно-массовой, физкультурной и спортивной,
оздоровительной работы со студентами составляет:
для обучающихся по образовательным программам среднего
профессионального образования — месячный размер стипендиального фонда;
для обучающихся по образовательным программам высшего
образования — двукратный месячный размер стипендиального фонда.
При расчете объема средств, предусматриваемых на указанные цели, в
настоящее время учитываются средства стипендиального фонда,
предусматриваемые на выплату государственных академических и
государственных социальных стипендий студентам, так как действующей
редакцией части 15 статьи 36 Закона установлено, что эти средства
расходуются на материальную поддержку нуждающихся студентов, а не всех
категорий обучающихся.
Вместе с тем, с учетом включения в стипендиальный фонд средств,
предусматриваемых в настоящее время на реализацию постановлений № 679
и №945, отсутствие уточнения нормы части 15 статьи 36 Закона приведет к
увеличению расходов федерального бюджета. В связи с этим вводится
уточнение нормы.
Расширение категорий получателей материальной поддержки путем
включения в их число аспирантов, ординаторов, ассистентов-стажеров и
слушателей обусловлено поступающими запросами от организаций,
осуществляющих образовательную детальность, с просьбой разрешить
расходовать имеющиеся средства на материальную поддержку таких категорий
обучающихся, так как обучение по указанным программам в соответствии с
Законом отнесено к высшему образованию.
26022823.doc
Как отмечалось в настоящее время получателями среди студентов
материальной поддержки в среднем в 2015 году являлось 140 тыс. человек, при
этом общее количество назначений материальной поддержки за 2015 год
составило 330,3 тысячи, что составляет 13,6% от общего числа студентов,
обучающихся за счет средств федерального бюджета. При аналогичных
пропорциях прогнозное увеличение числа получателей материальной помощи
составит не более 0,5%. Таким образом, по мнению Минобрнауки России, с
учетом проведенных индексаций стипендиального фонда в 2013 -2015 годах,
размер выплат не сократится, а объем имеющихся средств является
достаточным.
Кроме того субъекты Российской Федерации и муниципальные
образования наделяются аналогичными полномочиями в части утверждения
правил формирования стипендиального фонда за счет средств субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований.
Вступление в силу проекта федерального закона с 1 сентября 2016 г.
позволит формировать стипендиальный фонд начиная с 2017 года с учетом
бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на
реализацию постановлений № 679 и № 945.
Принятие законопроекта не повлечет за собой увеличения расходов
федерального бюджета.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о
Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных
договоров Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: