Пояснительная записка к Федеральному закону 312-ФЗ 30.12.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статью 322 Уголовного кодекса Российской Федерации и в статьи 150
и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 322
Уголовного кодекса Российской Федерации и в статьи 150 и 151 Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект)
разработан в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации
от 14 февраля 2012 г. № ВП-П4-829.
Законопроектом предлагается внести в Уголовный кодекс Российской
Федерации изменения, устанавливающие уголовную ответственность за
пересечение государственной границы Российской Федерации (далее —
государственная граница) при въезде в Российскую Федерацию иностранным
гражданином или лицом без гражданства (далее — иностранный гражданин),
въезд которому в Российскую Федерацию заведомо для виновного не
разрешен, по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством
Российской Федерации.
Порядок пересечения государственной границы при осуществлении
въезда в Российскую Федерацию регулируется Законом Российской Федерации
«О Государственной границе Российской Федерации» (далее — Закон о границе)
и Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда
в Российскую Федерацию» (далее — Закон о выезде и въезде).
Основанием для пропуска через государственную границу иностранного
гражданина является наличие действительных документов на право въезда в
Российскую Федерацию, признаваемых Российской Федерацией в этом
качестве, если иное не предусмотрено международными договорами
Российской Федерации или указами Президента Российской Федерации
(статья 11 Закона о границе, статья 24 Закона о выезде и въезде).
Не подлежат пропуску через государственную границу иностранные
граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации
не разрешен въезд в Российскую Федерацию (статья 11 Закона о границе,
статья 27 Закона о выезде и въезде, постановление Правительства Российской
Федерации от 30 июня 2003 г. № 382 «О проставлении отметки о запрещении
въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и
лиц без гражданства»).2
input
По материалам МВД России и ФМС России в 2011 году судьями
приняты решения об административном выдворении за пределы Российской
Федерации в отношении 32 287 иностранных граждан, депортированы —
725 иностранных граждан, подвергнуты процедуре реадмиссии —
84 иностранных гражданина; по материалам ФСКН России за первое
полугодие 2011 г. административному выдворению за пределы Российской
Федерации подвергнуты 119 иностранных граждан.
Кроме того, в 2011 году директором ФМС России утверждены решения о
нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации
60 иностранных граждан.
В 2011 году пограничными органами по основаниям, предусмотренным
законодательством Российской Федерации, отказано во въезде в Российскую
Федерацию более 20 600 иностранным гражданам. В 2008 году этот показатель
составлял 14 600 иностранных граждан, в 2009 году — 18 400 иностранных
граждан, в 2010 году — 19 400 иностранных граждан.
При этом ФСБ России, МВД России, ФМС России и ФСКН России
располагают материалами, свидетельствующими о том, что иностранные
граждане, в отношении которых ранее (в период предыдущего пребывания в
Российской Федерации) было принято заведомо для виновного решение о
неразрешении въезда в Российскую Федерацию, обращаются в компетентные
органы стран своего постоянного пребывания (паспортные, миграционные
службы, службы записи актов гражданского состояния и др.) с заявлениями о
замене документа, удостоверяющего личность, включая изменение
установочных данных о гражданине (например, смена фамилии, имени или
отчества и др.).
После получения в установленном национальным законодательством
порядке новых документов, удостоверяющих личность (с измененными
персональными данными), такие иностранные граждане пересекают
государственную границу при осуществлении въезда в Российскую Федерацию
формально на законных основаниях, так как в пунктах пропуска через
государственную границу пограничные органы осуществляют сличение
документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя
(часть первая статьи 30 Закона о границе).
Органами федеральной службы безопасности в период с 2009 по 2011 год
выявлен 591 иностранный гражданин, в отношении которых применялось
административное наказание в виде административного выдворения за
пределы Российской Федерации, но которые въехали в Российскую Федерацию
на основании документов, удостоверяющих личность, с измененными3
input
установочными данными (в 2009 году — 162 иностранных гражданина,
в 2010 году — 138 иностранных граждан, в 2011 году — 291 иностранный
гражданин).
Практика показывает, что въезд в Российскую Федерацию названной
категории иностранных граждан характеризуется умышленной формой вины и
такие деяния тщательно подготавливаются, что говорит об общественной
опасности указанного деяния.
Предусмотренные законопроектом санкции установлены во исполнение
поручения Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г.
№ ВП-П4-829 об усилении уголовной ответственности за организацию
незаконной миграции, с определением наказания в виде лишения свободы на
срок от 5 лет, а также за пересечение государственной границы Российской
Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее
подвергнутыми административному выдворению за пределы Российской
Федерации, депортации или реадмиссии и которым ограничено право на въезд
в Российскую Федерацию, до истечения срока такого ограничения.
Таким образом, установление уголовной ответственности за пересечение
государственной границы при въезде в Российскую Федерацию иностранным
гражданином, въезд которому в Российскую Федерацию заведомо для
виновного не разрешен, по основаниям и в порядке, предусмотренным
законодательством Российской Федерации, путем изложения в новой редакции
части второй статьи 322 Уголовного кодекса Российской Федерации
соответствует содержанию названной статьи («Незаконное пересечение
Государственной границы Российской Федерации») и не приводит к
конкуренции с нормами Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Кроме того, предусматривается внести соответствующие изменения в
статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в
части установления подследственности пограничных органов по уголовным
делам, предусмотренным частями первой и второй статьи 322 Уголовного
кодекса Российской Федерации, и органов федеральной службы безопасности —
по уголовным делам, предусмотренным частью третьей статьи 322 Уголовного
кодекса Российской Федерации.
Законопроект направлен на повышение эффективности противодействия
незаконной миграции, укрепление правопорядка и безопасности Российской
Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: