Пояснительная записка к Федеральному закону 315-ФЗ 22.10.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в
Пояснительная записка к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации» и в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
Пояснительная записка к Федеральному закону № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» вступил в
действие 29 июня 2002 года. В настоящее время в него внесены изменения в
соответствии с федеральными законами № 199-ФЗ, № 258-ФЗ и № 230-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».
К настоящему времени при подготовке нормативных актов,
определенных законом, при реализации отдельных положений закона
выявились законодательно неурегулированные моменты в части
отсутствия механизмов обеспечения сохранности объектов культурного
наследия при различных сделках с объектами культурного наследия,
отсутствия определения порядка доступа граждан к объектам культурного
наследия, отсутствия действенных мер по компенсации добросовестным
собственникам объектов культурного наследия средств, направляемых на
реставрацию и иные меры по сохранению объекта культурного наследия.
Указанными федеральными законами предусмотрена обязательность
заключения охранного обязательства только для случаев приватизации
объекта культурного наследия и для случаев передачи объекта культурного
наследия в аренду или в безвозмездное пользование, что значительно сужает
сферу применения требований по сохранению объектов наследия.
Действующий Пояснительная записка к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»- (далее –
Закон) не содержит норм, обеспечивающих неразрывную связь объекта
наследия и его территории (земельного участка в границах объекта
наследия), не обеспечивает в полной мере наличие информации об объекте2
культурного наследия как об объекте недвижимого имущества, состоящем в
государственном кадастре недвижимости, а также не предусматривает
внесение сведений об особенностях объекта культурного наследия, об
ограничениях (обременениях) прав в отношении объекта в указанный
государственный кадастр недвижимости и в Единый государственный реестр
прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Предлагаемым законопроектом уточняется понятие объекта
культурного наследия как единого объекта недвижимости, состоящего из
зданий, строений, сооружений и земельного участка, а также предлагается
создание системы государственного учета объектов культурного наследия,
основанной на взаимосвязи сведений об объекте, включаемых в Единый
государственный реестр объектов культурного наследия, со сведениями об
этом объекте, содержащимися в государственном кадастре недвижимости и
в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок
с ним.
Законопроектом устанавливается обязательность ограничения
(обременения) прав собственности и иных вещных прав на объект
культурного наследия требованиями по сохранению данного объекта, по его
содержанию и использованию, а также требованиями по обеспечению
доступа к объекту культурного наследия. Указанные ограничения
(обременения) устанавливаются для всех объектов культурного наследия.
В связи с тем, что Закон содержит ограниченное число случаев
обязательности заключения охранного обязательства, законопроект
устанавливает вместо охранных обязательств обязательства по исполнению
указанных выше требований при осуществлении любых сделок по
распоряжению объектами культурного наследия (отчуждение из
государственной или муниципальной собственности, передача прав владения
и (или) пользования объектом) путем включения указанных требований в
качестве существенных условий договоров купли-продажи, аренды,
доверительного управления, безвозмездного пользования и других актов,3
предусматривающих оформление перехода права собственности или
пользования на объекты культурного наследия.
Проектом устанавливаются требования к порядку заключения
договоров купли-продажи, аренды, доверительного управления,
безвозмездного пользования объектами культурного наследия, а также к
порядку проведения конкурсов на право заключения таких договоров.
Проектом устанавливается порядок применения санкций в отношении
собственника (пользователя), в том числе, порядок прекращения права
собственности (пользования) на объект культурного наследия в случае
несоблюдения собственником установленных в отношении данного объекта
ограничений (обременений) прав или совершении действий, угрожающих
сохранности данного объекта.
Проектом вводятся нормы, регламентирующие характер использования
объектов наследия.
В проекте устанавливаются полномочия федерального органа контроля
за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, в
области государственного контроля за сохранением и использованием
объектов культурного наследия.
Законопроектом устанавливается порядок доступа граждан к объектам
культурного наследия, условия которого определяются органом охраны
объектов культурного наследия с учетом предложений собственника
(пользователя) объекта культурного наследия. Поскольку в процессе
реализации данного права затрагиваются интересы юридических и
физических лиц, а применительно к жилым помещениям и домам –
конституционное право на неприкосновенность жилища, порядок доступа
предлагается устанавливать дифференцированно с учетом указанных прав.
Законопроектом устанавливаются случаи обязательного доступа в
памятники и случаи, когда собственник или пользователь объекта
культурного наследия устанавливает условия доступа в объект наследия
самостоятельно по согласованию с органом охраны объектов наследия.4
Имеющаяся в статье 14 Закона норма о предоставлении компенсации
собственнику объекта культурного наследия произведенных им затрат на
сохранение объекта культурного наследия федерального значения за счет
средств федерального бюджета, не реализована и нуждается в изменении.
Проектом предусматриваются изменения норм Налогового кодекса
Российской Федерации, конкретизирующие существующий порядок
предоставления налоговых льгот собственникам (пользователям) объектов
культурного наследия, выполняющим требования по сохранению,
содержанию и использованию объектов культурного наследия.
Предлагается изменение Бюджетного кодекса Российской Федерации,
предусматривающее уточнение возможности предоставления бюджетных
субсидий собственникам (пользователям) объектов культурного наследия в
целях возмещения затрат на выполнение работ по сохранению объектов
культурного наследия.
Учитывая неоднократные обращения общественных организаций с
просьбой обеспечить реализацию нормы статьи 44 Конституции Российской
Федерации об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического
и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, проектом
вводится процедура общественного обсуждения заключения историко-
культурной экспертизы по вопросам исключения объекта культурного
наследия из Реестра, отнесения объекта культурного наследия к особо
ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации,
включения объекта в Список всемирного культурного и природного наследия
и об изменении категории объекта культурного наследия. Предусматривается
организация указанных общественных обсуждений Общественной Палатой
Российской Федерации. Органам охраны объектов культурного наследия
предлагается учитывать выводы общественного обсуждения при принятии
решения.
В целях реализации поставленных задач проектом вносятся изменения
в федеральные законы о регистрации прав на недвижимое имущество и5
сделок с ним, о приватизации государственного и муниципального
имущества, о государственных и муниципальных унитарных предприятиях,
об исполнительном производстве, о несостоятельности (банкротстве), об
оценочной деятельности, об Общественной палате, а также в Гражданский
кодекс, Градостроительный кодекс, Бюджетный кодекс и Налоговый кодекс
Российской Федерации, в Уголовный кодекс Российской Федерации и в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Законопроект написан с максимальным применением норм прямого
действия.
Введение в действие норм проекта федерального закона «О внесении
изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону «Об объектах культурного наследия
(памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и в
отдельные законодательные акты Российской Федерации» позволит
стимулировать приватизацию, передачу по концессионным соглашениям,
сдачу в аренду объектов культурного наследия, возложив тем самым затраты
на реставрацию и содержание таких объектов на их собственников и
пользователей, и обеспечить не только экономию средств бюджетов всех
уровней на содержание и сохранение памятников истории и культуры, но и
привести в надлежащее состояние национальное достояние России

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: