Пояснительная записка к Федеральному закону 316-ФЗ 30.12.2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статьи 4.5, 16.2 и 27.11 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях»
Законопроект подготовлен в целях реализации постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 13 июля 2010 г.
№ 15-П по делу о проверке конституционности положений части первой
статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 4.5,
части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях в связи с жалобами граждан
В.В.Баталова, Л.Н.Валуевой, 3.Я.Ганиевой, О.А.Красной и И.В.Эпова.
Указанное постановление Конституционного Суда Российской
Федерации констатирует, что часть 1 статьи 16.2 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях не согласуется с
принципами справедливости, равенства и соразмерности, гарантированными
статьями 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской
Федерации применительно к возможному ограничению прав, связанному с
привлечением к административной ответственности, как допускающая
возможность включения в стоимость предмета административного
правонарушения той части стоимости товара, в пределах которой закон
предоставляет полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов.
В свою очередь часть 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях допускает вследствие своей
неопределенности возможность произвольного завышения стоимости
перемещаемого через таможенную границу товара при исчислении размера
административного штрафа.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской
Федерации при установлении уголовной и административной ответственности
за противоправные деяния в таможенной сфере необходимо исходить из того,
что любое преступление либо административное правонарушение, а равно
санкции за их совершение должны быть четко определены в законе, причем
таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы, в случае
необходимости, с помощью толкования, данного ей судами, каждый мог
предвидеть уголовно-правовые или административно-правовые последствия
своих действий (бездействия).2
input
В качестве основы для начисления таможенных пошлин, налогов
используется таможенная стоимость товара, которая заявляется
(декларируется) лицом, перемещающим товар. В соответствии со статьей 150
Таможенного кодекса Таможенного союза все лица на равных основаниях
имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с
соблюдением положений, установленных таможенным законодательством
Таможенного союза и законодательством государств — членов Таможенного
союза. Для товаров для личного пользования Таможенным кодексом
Таможенного союза и международными договорами государств — членов
Таможенного союза установлены особенности их перемещения через
таможенную границу.
Так, в соответствии со статьей 361 Таможенного кодекса Таможенного
союза таможенная стоимость товаров для личного пользования определяется
на основании заявленной физическим лицом стоимости таких товаров,
подтвержденной оригиналами документов, содержащих сведения о стоимости
товаров для личного пользования.
Заявляемая таможенная стоимость товаров должна основываться на
достоверной и документально подтвержденной информации. Для
подтверждения заявленной стоимости товаров лицо (декларант) может
предъявлять чеки, счета и иные документы, подтверждающие их приобретение
и стоимость.
Требование о декларировании физическими лицами ввозимых ими на
территорию Российской Федерации товаров, в том числе для личного
пользования, обусловлено прежде всего необходимостью обеспечить
выполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, которые
исчисляются исходя из заявленной таможенной стоимости этих товаров,
отражающей затраты декларанта на их приобретение.
Критерием оценки вреда, причиняемого недекларированием, выступает
именно таможенная стоимость ввозимых товаров, рассчитываемая исходя из
цены, фактически уплаченной или подлежавшей уплате при их приобретении
декларантом за пределами Российской Федерации.
При решении вопроса о привлечении к административной
ответственности за недекларирование используется предусмотренный частью 2
статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях порядок оценки стоимости изъятых вещей,
предписывающий исходить при определении стоимости товара из его цены
(государственной или рыночной) именно в Российской Федерации либо
устанавливать ее путем проведения экспертизы, что не позволяет объективно3
input
отражать реальные затраты декларанта на приобретение товара в целях
квалификации деяния как административного правонарушения, поскольку
цены на одни и те же товары, продаваемые в разных странах и ввозимые на
территорию Российской Федерации, при обычном течении розничной и
оптовой торговли в условиях поддержки свободной и добросовестной
рыночной конкуренции могут многократно как увеличиваться, так и
уменьшаться.
Конституционным Судом Российской Федерации предлагается при
оценке стоимости товара, перемещаемого физическим лицом через
таможенную границу Российской Федерации и предназначенного для личного
пользования, в целях определения в соответствии с положениями части 1
статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях наличия состава административного
правонарушения, а также для исчисления размера административного штрафа
использовать таможенную стоимость данного товара, а не его рыночную
стоимость на территории Российской Федерации, при этом в стоимость товара
для указанных целей не должна включаться часть стоимости товаров, которые
перемещаются через таможенную границу Таможенного союза без
письменного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики
Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством
Российской Федерации от 18 июня 2010 г. «О порядке перемещения
физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную
границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с
их выпуском» товары для личного пользования, перемещаемые физическими
лицами через таможенную границу, освобождаются от уплаты таможенных
платежей при условии, если их таможенная стоимость не превышает сумму,
эквивалентную 1500 евро, а при перемещении воздушным транспортом —
10000 евро, и общий вес не превышает 50 кг, а объем и количество — нормы,
установленные таможенным законодательством Таможенного союза.
В связи с этим в целях соблюдения конституционного принципа
справедливости предлагается дополнить статью 16.2 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях примечанием, в котором
предусмотреть порядок исчисления размера административного штрафа в
случае недекларирования товаров, подлежащих декларированию,
перемещаемых физическим лицом через таможенную границу Таможенного
союза и предназначенного для личного пользования, за исключением
стоимости, разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза4
input
для перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза с
освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Кроме того, предлагается предусмотреть в части 2 статьи 27.11 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях положение,
когда стоимость изъятых товаров, перемещаемых физическими лицами для
личного пользования, определяется на основании их таможенной стоимости.
Устанавливая порядок исчисления сроков давности привлечения к
административной ответственности, Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях в частях 1 — 3 статьи 4.5 предусматривает,
в частности, что постановление по делу об административном правонарушении
не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения
административного правонарушения, применительно к отдельным
правонарушениям — по истечении одного года со дня совершения
административного правонарушения, за нарушение таможенного
законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или)
законодательства Российской Федерации о таможенном деле — по истечении
двух лет со дня совершения административного правонарушения, а за
нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии
коррупции – по истечении шести лет со дня совершения административного
правонарушения; при длящемся административном правонарушении
указанные сроки начинают исчисляться со дня обнаружения
административного правонарушения.
Вместе с тем, согласно части 4 статьи 4.5 в действующей редакции в
случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного
дела, но при наличии в действиях лица признаков административного
правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают
исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного
дела или о его прекращении.
Следовательно, в исключение из общего правила исчисления сроков
давности привлечения к административной ответственности, определяющего
момент, с которого начинается их течение (то есть со дня совершения
правонарушения или при длящихся правонарушениях — со дня его
обнаружения), названная норма позволяет привлекать к административной
ответственности тех лиц, в отношении которых отказано в возбуждении
уголовного дела либо оно прекращено по тем или иным установленным
законом основаниям, за пределами предусмотренного административным
законодательством срока давности привлечения к административной
ответственности.5
input
Обусловливая начало течения срока давности привлечения к
административной ответственности принятием решения об отказе в
возбуждении уголовного дела или о его прекращении, то есть ставя его
исчисление в зависимость от правоприменительных действий и от решений,
принимаемых в рамках расследования по уголовному делу (которое может
приостанавливаться, сроки которого могут продлеваться, причем
неоднократно), данная норма позволяет фактически увеличивать срок давности
привлечения к административной ответственности на неопределенное время,
что, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, не
соответствует нормам Конституции Российской Федерации, ее статьям 17
(часть 1), 19 (часть 1) и 55 (часть 3). В связи с этим давность привлечения к
административной ответственности в случаях, предусмотренных частью 4
статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях, должна исчисляться со дня совершения (обнаружения)
правонарушения.
В связи принятием с Федерального закона «О внесении изменений в
Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации», признавшего статью 188 Уголовного кодекса
утратившей силу, в законопроект не включены положения, касающиеся
внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: