Пояснительная записка к Федеральному закону 322-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-
процессуальный кодекс Российской Федерации (по вопросу
совершенствования порядка досудебного соглашения о сотрудничестве)»
Практика применения института досудебного соглашения о
сотрудничестве, введенного Федеральным законом от 29.06.2009 № 141-ФЗ,
показала, что он нуждается в совершенствовании.
Законопроектом предлагается предусмотреть возможность заключения
досудебного соглашения о сотрудничестве с лицом, которое готово изобличить
не только соучастников, но и иных лиц, совершивших преступления, которые
не связаны с инкриминируемым ему деянием (изменения в статьи 3171
, 3175
,
3176
, 3177 УПК РФ).
Практика показала, что роль прокурора при осуществлении полномочий
по рассмотрению ходатайств о заключении досудебного соглашения о
сотрудничестве должна быть более существенна. С целью проверки законности
и обоснованности принятых следователем или руководителем следственного
органа решений об отказе в удовлетворении ходатайства подозреваемого или
обвиняемого о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве,
необходимо предоставить прокурору право истребовать материалы не только
уголовного дела, но и проверки сообщения о преступлении. Последнее имеет
место, если подозреваемый или обвиняемый сообщает сведения не о
преступлении, по которому он привлекается к уголовной ответственности, а об
иных преступлениях, по которым пока проводится доследственная проверка.
Статьи 37 и 3171 УПК РФ предлагается дополнить соответствующими
нормами о праве прокурора истребовать указанные материалы и
обязанностями следователя или руководителя следственного органа их
предоставить прокурору в срок не позднее 5 суток с момента получения
запроса.
Правоприменительная практика показывает, что раздельное
рассмотрение уголовных дел в отношении соучастников преступления и лица,
заключившего досудебное соглашение, нередко препятствует всесторонности и
объективности принятия решения по существу. Этим обусловлены
расхождения в приговорах в отношении лица, заключившего досудебное
соглашение о сотрудничестве, и соучастников преступления в части
квалификации содеянного, объема обвинения и других существенных
обстоятельств. В этой связи законопроект устанавливает возможность
расследовать уголовное дело в отношении всех лиц, совершивших
преступление, и выделения уголовного дела с согласия прокурора в отдельное
производство в отношении лица, с которым заключено досудебное соглашение
о сотрудничестве. Поскольку в принятии решения о заключении досудебного
соглашения ведущая роль принадлежит прокурору, именно ему должно быть
предоставлено право разрешать вопрос, в каком порядке будет расследоваться
уголовное дело — в отношении всех соучастников преступления, либо
раздельно в отношении лица, заключившего досудебное соглашение о
сотрудничестве, и в отношении иных лиц, которые им изобличаются. Решение
прокурора принимается с учетом всех обстоятельств по делу, в том числе
наличия реальной угрозы безопасности лица, сотрудничающего со следствием
(изменения в пункт четвертый части первой статьи 154 УПК РФ).
Проект затрагивает также ситуации, когда подозреваемый или
обвиняемый не выполняет обязательства досудебного соглашения о
сотрудничестве. В 2014 году прокурорами заключено 3475 соглашений, при
этом в каждом десятом случае прокуроры отказались от внесения
представлений об особом порядке проведения судебного заседания в
отношении обвиняемых, с которыми были заключены досудебные соглашения
о сотрудничестве. В некоторых регионах страны (например, Свердловская,
Челябинская области) этот показатель в два раза выше.
Нередко лица, заключившие соглашения о сотрудничестве, сообщают о
тех, кого невозможно привлечь к уголовной ответственности (например, в
связи с их смертью, безвестным отсутствием), либо сообщают только о своем
участии в совершении преступления. В этой связи прокурор, наделенный
правом заключать досудебное соглашение о сотрудничестве (статья 317′ УПК
РФ), должен обладать правом прекращать соглашение. Соответствующее
изменение вносится в статью 3174 УПК РФ.
Поскольку законопроектом предусмотрена возможность не выделять в
отдельное производство уголовное дело в отношении подозреваемого или
обвиняемого, заключившего досудебное соглашение о сотрудничестве,
уголовное дело в отношении всех соучастников будет рассматриваться в общем
порядке, установленном главами 35-39 УПК РФ. Поэтому вопрос о выполнении
условий досудебного соглашения о сотрудничестве на основании статьи 299
УПК РФ должен найти отражение при постановлении приговора.
Г осударственный обвинитель в суде должен подтвердить содействие
подсудимого следствию, а также разъяснить суду, в чем именно оно
выразилось. В связи с этим проектом вносятся изменения в часть первую
статьи 299 УПК РФ.
Известны также случаи, когда лицо, заключившее досудебное
соглашение о сотрудничестве, отказывается от выступления в качестве
свидетеля в судебном заседании по делу о соучастниках преступления и (или)
участников иных преступлений, хотя это вытекает из его обязательства в
рамках досудебного соглашения, либо отказывается от ранее данных
показаний. Исходя из этого, закон должен содержать положения о возможных
последствиях несоблюдения этого обязательства, а также об обязанности
прокурора разъяснять подозреваемому или обвиняемому, что его показания
могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу при
отказе от них, и о пересмотре приговора, если тот умышленно сообщит ложные
сведения или умышленно скроет от следствия или суда какие-либо
существенные сведения, не выполнит обязательства досудебного соглашения о
сотрудничестве, и о том, что он будет привлечен в качестве свидетеля к
участию в уголовном деле в отношении соучастников преступления и иных
2 Ч
лиц, совершивших преступление (проектируемая часть вторая статьи 317′
УПК РФ).
Необходимые изменения вносятся также в статьи 38915
, 4016
, 40115
, 4129
УПК РФ, предусмотрев в них в качестве основания для пересмотра приговора в
апелляционном, кассационном и надзорном порядке невыполнение
осужденным обязательств досудебного соглашения о сотрудничестве.
Принятие проекта федерального закона не потребует приостановления,
изменения или принятия дополнительных актов федерального
законодательства, а его реализация — дополнительных расходов из
федерального бюджета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: