Пояснительная записка к Федеральному закону 325-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в
Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-
процессуальный кодекс Российской Федерации»
Проект федерального закона подготовлен на основе
предложений, сформулированных рабочей группой по мониторингу и
анализу правоприменительной практики в сфере
предпринимательства, образованной в соответствии с распоряжением
Президента Российской Федерации от 16 февраля 2016 г. № 27-рп.
Проект федерального закона направлен на формирование
условий для создания благоприятного делового климата в стране,
сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности,
исключение возможностей для давления на бизнес с помощью
механизмов уголовного преследования.
Проектом федерального закона предусматривается внести в
Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-
процессуальный кодекс Российской Федерации изменения,
предусматривающие:
расширение сферы действия статьи 761 «Освобождение от
уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере
экономической деятельности» Уголовного кодекса Российской
Федерации, снижение размера денежного возмещения, подлежащего
перечислению в федеральный бюджет в соответствии с частью второй
названной статьи и являющегося основанием для освобождения от
уголовной ответственности;
увеличение размера ущерба, являющегося основанием для
возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, а
также размера ущерба, являющегося основанием для отнесения
преступлений в указанной сфере к преступлениям, совершенным в
крупном или особо крупном размере;
увеличение пороговой суммы неуплаченного налога (сбора) для
целей возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях;
установление процедуры возврата документов и материалов,
изъятых у граждан и организаций в ходе производства по уголовному
делу;
допуск нотариуса к предпринимателю, заключенному под
стражу или находящемуся под домашним арестом.
Проектом федерального закона также предусматриваются
изменения, направленные на реализацию постановления
Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 г.
№ 32-П, которым выявлены отдельные неконституционные аспекты
регулирования уголовной ответственности за мошенничество в сфере
предпринимательской деятельности.
С учетом существенного изменения параметров экономической
деятельности в стране принятие федерального закона позволит:
создать реальные условия для компенсации ущерба,
причиненного неправомерными действиями предпринимателей, и
освобождения их от уголовной ответственности за преступления в
сфере экономической деятельности;
обеспечить дополнительные процессуальные гарантии защиты
прав предпринимателей и их бизнес-интересов в период производства
по уголовному делу;
предотвратить возможные злоупотребления со стороны
должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование
предпринимателей.
На проект федерального закона представлены официальные
отзывы Правительства Российской Федерации и Верховного Суда
Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации проект федерального
закона поддержан. Верховным Судом Российской Федерации при
общей положительной оценке высказаны три замечания
содержательного характера.
Первое касается того, что крупный и особо крупный размеры
применительно к мошенничеству, ответственность за которое
установлена общими нормами (частями первой — четвертой статьи 159
Уголовного кодекса Российской Федерации), мошенничеству в сфере
предпринимательской деятельности, ответственность за которое
проектом федерального закона предлагается предусмотреть в
частях пятой — седьмой статьи 159 Уголовного кодекса Российской
Федерации, и мошенничеству, ответственность за которое
предусмотрена иными специальными нормами, по-прежнему будут
существенно различаться.
Между тем Верховным Судом Российской Федерации не принят
во внимание тот факт, что мошенничество в сфере кредитования, при
получении выплат (пособий, компенсаций, субсидий),
с использованием платежных карт, в сфере страхования, а также в
сфере компьютерной информации не имеет никакого отношения к
предпринимательской деятельности и, как правило, совершается
физическими лицами. В связи с этим разница в определении крупного
и особо крупного размера является обоснованной и не противоречит
постановлению Конституционного Суда Российской Федерации
от 11 декабря 2014 г. № 32-П.
Второе замечание касается предложения о введении
в часть пятую статьи 159 Уголовного кодекса Российской Федерации
обязательного признака преступления — причинение значительного
ущерба. Соглашаясь с Верховным Судом Российской Федерации в
том, что данный критерий является оценочным, одновременно
следует отметить, что он будет пороговым для привлечения лица к
уголовной ответственности по части пятой статьи 159 Уголовного
кодекса Российской Федерации. Иными словами, мошенничество в
сфере предпринимательской деятельности на сумму менее 10 тыс.
рублей не будет признаваться преступным деянием. При превышении
же этой суммы следователь, прокурор, суд должны будут оценить
целесообразность привлечения лица к уголовной ответственности на
основании изучения всех обстоятельств дела.
Верховный Суд Российской Федерации также указывает на то,
что предлагаемые в проекте федерального закона показатели,
определяющие значительный ущерб, крупный и особо крупный
размер для частей пятой — седьмой статьи 159, а также для
статей 1591
, 1593
, 1595 и 1596 Уголовного кодекса Российской
Федерации, не корреспондируются с аналогичными показателями,
содержащимися в проектах федеральных законов № 953369-6 и
953398-6, принятых Государственной Думой в первом чтении.
Необходимо отметить, что Правительство Российской
Федерации и Государственно-правовое управление Президента
Российской Федерации не согласились с предложенными
показателями и представили к названным законопроектам
соответствующие поправки, идентичные предложениям,
содержащимся в проекте федерального закона.
Недочеты юридико-технического характера, отмеченные
Верховным Судом Российской Федерации, устранены.
В соответствии с требованиями части второй статьи 8
Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса
Российской Федерации» и статьи 121 Федерального закона
«О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации» проект федерального закона вносится
одновременно с проектом федерального закона «О внесении
изменений в статью 18 Федерального закона «О содержании под
стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и
статью 7.27 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: