Пояснительная записка к Федеральному закону 327-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федераль^
«О внесении изменений в Угол
кодекс Российской Федерации (|
правом соединения уголовных д
ого закона
овно-процессуальный
|в части наделения суда
ел в одно производство)»
ов и зарубежного законодательства
полномочий суда по соединению
о-процессуальных кодексах,
гельством Республики Беларусь
Проект федерального закона направлен на внесение изменений в
уголовно-процессуальное законодательство в части наделения суда
полномочиями по соединению уголовных д^л в одно производство.
До принятия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
(далее — УПК) в 2001 году, соединение уголовных дел производилось по
постановлению лица, производящего дознание, следователя, прокурора либо
по определению или постановлению суда (ч. 3 ст. 26 УПК РСФСР).
В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством
суд таким правом не наделен.
Анализ международных правовых акт
показывает, что нормативное закрепление
уголовных дел действует во многих уголовн
У головно-процессуальным законода
предусмотрено соединение уголовных дел определением (постановлением)
суда, в производстве которого находится одно из расследуемых или
рассматриваемых дел.
В соответствии с уголовно-процессуальным кодексом Республики
Казахстан соединение уголовных дел осуществляется на основании
постановления суда.
Также соответствующим правом наделены суды Киргизской Республики
(ст. 148 Уголовно-процессуального коде
Эстонии (ст. 217.1 Уголовно-процессуально
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 237 УПК судья возвращает уголовное дело
прокурору, если имеются предусмотренные ст. 153 УПК основания для
соединения уголовных дел. При этом ст. 153 УПК говорит о праве,
а не об обязанности прокурора соединять угЬловные дела.
По сути своей соединение уголовных дел является процессуальным
решением, направленным на объединение р одно судопроизводство двух или
более уголовных дел с целью проведения всестороннего, полного и
[сса Киргизской Республики)
о кодекса Эстонии).
и
25100265.doc
разрешения уголовного
овного процесса соединение таких
объективного расследования и справедливого
производства в суде в наиболее короткие сроки.
Кроме того, на судебной стадии угол
дел чаще всего вызвано необходимостью более оперативного и всестороннего
рассмотрения дел, переданных в суд в отношении одного обвиняемого.
Соответственно не вызывает сомнений тот факт, что решения судов о
возвращении дел для соединения не только препятствуют своевременной
защите интересов потерпевших, но и нарушают право, представленное
жертвам преступных посягательств (п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав
человека и основных свобод 1950 г.) на скорейшее судебное разбирательство в
разумный срок.
Подобный подход также противоречит рекомендации № R (85) 11 КМ
Совета Европы и требованиям ст. 6.1 УПК, допускающим соединение
уголовных дел, в первую очередь в интересах сторон и лишь во вторую —
в целях процессуальной экономии.
Следует отметить, что при соединении уголовных дел формулировка
обвинения не изменяется, поскольку уголовное производство осуществляется
сразу по нескольким самостоятельным обвинениям, которые разрешаются
одновременно. В этой связи техническое; объединение таких дел в одно
производство никак не отягчит положение обвиняемого.
Процессуальное решение о соединении нескольких уголовных дел в одно
производство никак не отразится на назначении наказания в случае вынесения
судом обвинительного приговора.
Согласно ч. 1 ст. 69 УПК при совокупности преступлений наказание
назначается отдельно за каждое совершенное преступление. При этом ч. 1
ст. 17 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет совокупность
преступлений как совершение двух или более преступлений, ни за одно из
которых лицо не было осуждено.
Суд, направляя уголовное дело прокурору, предопределяет последующее
решение прокурора о соединении угол
уголовных дел прокурором не всегда
необходимым, поскольку при соединении ^головных дел возникает новое по
объему уголовное дело.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. №217-ФЗ «О внесении
изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и
овных дел. Однако соединение
можно признать возможным и
25100265.doc
и в целях обеспечения
уголовного судопроизводства
суд правом соединять уголовные
статьи 1 и 3 Федерального закона «О вйесении изменений в Уголовно-
процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими
силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации» по вопросам
апелляционного производства» суд наделрн полномочиями по выделению
уголовного дела в отдельное производство
В развитие вышеуказанной инициативы
конституционных прав участников
представляется целесообразным наделить
дела в одно производство.
Внесение данной нормы повысит эффективность уголовного
судопроизводства, обеспечит своевременную реализацию прав и законных
интересов участников уголовного процесса, положительно повлияет на сроки
расследования уголовных дел, исключит факты освобождения обвиняемых из-
под стражи в связи с истечением установленных ст. 109 УПК сроков их
содержания.
При расследовании дел о преступлениях, совершенных преступными
сообществами (преступными организациями), практически никогда не удается
задержать и привлечь к ответственности всех членов преступного сообщества
одновременно. В конце расследования, перед направлением уголовного дела в
суд, из него зачастую выделяются в отдельв ое производство дела в отношении
участников преступления, находящихся в розыске. Но к моменту направления
дела в суд устанавливаются и задерживается еще ряд членов преступного
сообщества. В данном случае суд использует свое право, предусмотренное п. 4
ч. 1 ст. 237 УПК — возвращать уголовное дело для соединения в одно
производство.
Однако к этому времени, установленные ст. 109 УПК предельные 18-ти
месячные сроки содержания под стражей ранее задержанных обвиняемых
истекают и органы предварительного следствия по законным основаниям
вынужденно освобождают обвиняемых, пре;
под стражей истёк.
В этой связи законопроектом предлагг
(«Соединение уголовных дел судом»), предусматривающей наделение суда
правом по ходатайству стороны принимать решение о соединении
поступивших уголовных дел в одно производство, когда объем обвинения при
соединении уголовных дел не изменяется.
дельный срок содержания которых
Ьется УПК дополнить статьей 239
25100265.doc
Предлагаемые изменения корреспондируют с положениями
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 8 декабря
2003 г. № 18-П в соответствии с которыми основанием для возвращения дела
прокурору являются существенные нарушения уголовно-процессуального
закона, совершенные дознавателем, следователем или прокурором, в силу
которых исключается возможность вынесения судом приговора или иного
решения.
Принятие федерального закона повысит эффективность уголовного
судопроизводства, обеспечит своевременную реализацию прав и законных
интересов участников уголовного процесса, поспособствует соблюдению
разумных сроков уголовного судопроизводства, положительно повлияет на
сроки расследования уголовных дел
обвиняемых из-под стражи в связи с истеч
сроков их содержания.
Реализация законопроекта без ущерба
средств федерального бюджета, связанные 12 рассмотрением дела по существу
и вызовами в суд участников уголовного судопроизводства, позволит
сократить сроки рассмотрения уголовных дел судом, а также не потребует
дополнительных расходов, покрываемых за ^чет федерального бюджета.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о
Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных
договоров Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: