Пояснительная записка к Федеральному закону 328-ФЗ 03.07.2016

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи
23, 63 и 264 Уголовного кодекса Российской Федерации» (в части
конкретизации понятия «состояние опьянения»)
В настоящее время статьей 23 (Уголовная ответственность лиц,
совершивших преступление в состоянии опьянения) Уголовного Российской
Федерации (далее — УК) установлено, что лицо, совершившее преступление в
состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических
средств или других одурманивающих веществ, подлежит уголовной
ответственности.
Одновременно Федеральным законом от 21 октября 2013 г. № 270-ФЗ
«О внесении изменения в статью 63 Уголовного кодекса Российской
Федерации» статья 63 УК была дополнена частью первой1
, согласно которой
судья (суд), назначающий наказание, в зависимости от характера и степени
общественной опасности преступления, обстоятельств его совершения и
личности виновного может признать отягчающим обстоятельством совершение
преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя,
наркотических средств или других одурманивающих веществ.
Таким образом, в положениях УК под понятием «состояние опьянения»
фактически понимается состояние, вызванное употреблением алкоголя,
наркотических средств или других одурманивающих веществ.
При этом содержание понятия «одурманивающие вещества»,
используемого как в положениях УК и Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, так и в положениях ряда иных
федеральных законов (например, статьи 1, 5, 9 и 18 Федерального закона от
24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних») в законодательстве Российской
Федерации не раскрывается.
В этой связи к одурманивающим веществам, как правило, относят
вещества, обладающие в той или иной степени свойствами изменять психику и
поведение человека, но не вызывающие зависимость, как наркотические
средства и психотропные вещества, в отношении которых не имеется четких
законодательных ограничений в части их оборота (например, закись азота).
Вместе с тем рассматривать в качестве одурманивающих веществ
психотропные вещества, их аналоги, а также новые потенциально опасные
психоактивные вещества, одновременно обособляя при этом в статьях 23 и 63
УК наркотические средства и алкоголь, представляется некорректным,
поскольку в отношении указанных категорий веществ в настоящее время в
равной мере установлен правовой режим контроля за их оборотом. Так, в
статьях 228 и 2281 УК в качестве предмета преступлений обособлены как
наркотические средства, так и психотропные вещества, а равно и их аналоги.
Федеральным законом от 5 февраля 2015 г. № 7-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
установлена ответственность за незаконный оборот новых потенциально
опасных психоактивных веществ (статья 2341 УК), а также внесены
соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации,
устанавливающие правовой режим оборота новых потенциально опасных
психоактивных веществ, как новой категории подконтрольных веществ.
Направленность предлагаемых изменений соответствует подходам,
выработанным в уголовных законодательствах зарубежных стран. Например, в
соответствии с частью первой статьи 30 Уголовного кодекса Республики
Беларусь лицо, совершившее преступление в состоянии алкогольного
опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств,
психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих
веществ, подлежит уголовной ответственности.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. №528-ФЗ «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по
вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере
безопасности дорожного движения» статья 264 УК дополнена пунктом 2
примечаний, в соответствии с которым для целей указанной статьи, а также
статьи 2641 УК лицом, находящимся в состоянии опьянения, признается лицо,
управляющее транспортным средством, в случае установления факта
употребления этим лицом вызывающих алкогольное опьянение веществ,
который определяется наличием абсолютного этилового спирта в
концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений,
установленную законодательством Российской Федерации об
административных правонарушениях, или в случае наличия в организме этого
лица наркотических средств или психотропных веществ, а также лицо,
управляющее транспортным средством, не выполнившее законного требования
уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского
освидетельствования на состояние опьянения в порядке и на основаниях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Между тем состояние опьянения может быть вызвано также
потреблением новых потенциально опасных психоактивных веществ либо
аналогов наркотических средств и психотропных веществ, что в настоящее
время не принято во внимание в редакции указанной нормы УК, и может
негативным образом отразиться на привлечение к ответственности лиц,
допускающих их незаконное потребление.
Учитывая, что уголовный закон, являясь гарантом обеспечения охраны
наиболее значимых интересов личности, общества и государства, должен
соответствовать критериям ясности и однозначности правовой нормы,
предлагаемые законопроектом изменения носят уточняющий характер и
направлены на устранение указанных выше неточностей действующего
законодательства путем конкретизации понятия «состояние опьянения» в
статьях 23, 63 и 264 УК, а их принятие будет способствовать единообразию
оценки рассматриваемых положений УК в правоприменительной практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: