Пояснительная записка к Федеральному закону 328-ФЗ 28.11.2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации» подготовлен в целях
устранения возникающего в правоприменительной практике
неоднозначного толкования отдельных норм законодательства о налогах
и сборах при формировании налоговой базы по налогу на прибыль
организаций. В целях исключения возможных спорных ситуаций
предлагается уточнить порядок:
включения в налоговую базу по налогу на прибыль организаций
переоценки драгоценных металлов, учитываемых кредитными
организациями на обезличенных металлических счетах (далее — ОМС);
формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и
выплату ежегодных вознаграждений.
1. В рамках своей деятельности кредитные организации
осуществляет операции по привлечению во вклады и размещению
драгоценных металлов. В соответствии с Положением Банка России от
01.11.96 г. № 50 (с изменениями и дополнениями) «О совершении
кредитными организациями операций с драгоценными металлами на
территории Российской Федерации и порядке проведения банковских
операций с драгоценными металлами» для отражения операций по
привлечению и размещению драгоценных металлов кредитные
организации открывают ОМС.
Драгоценные металлы, учитываемые на ОМС, имеют
количественную характеристику массы металла и стоимостную
балансовую оценку. В соответствии с Положением Банка России от
16.07.2012 г. № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в
кредитных организациях, расположенных на территории Российской
Федерации», Инструкцией Банка России от 06.12.96 г. № 52 «О порядке
ведения бухгалтерского учета операций с драгоценными металлами в
кредитных организациях», кредитные организации производят переоценку
счетов учета драгоценных металлов по учетным ценам Центрального банка
Российской Федерации на драгоценные металлы.
Согласно подпункту 19 пункта 2 статьи 290 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — Кодекс) к доходам банков относятся
доходы в виде положительной разницы от превышения положительной
переоценки драгоценных металлов над отрицательной переоценкой. В
соответствии с подпунктом 18 пункта 2 статьи 291 Кодекса к расходам
банков относятся расходы в виде положительной разницы от превышения
отрицательной переоценки драгоценных металлов над положительной
переоценкой.
С учетом изложенного кредитные организации считают возможным
учитывать в составе внереализационных доходов (расходов) результаты
переоценки ОМС. Данная позиция налогоплательщиков подтверждается
разъяснениями Минфина РФ (письма от 23.01.2009 № 03-03-06/2/10,
05.06.2013 № 03-03-06/2/20662). В то же время, как показывает
правоприменительная практика, в ряде конкретных случаев налоговые
органы занимали противоположную позицию, согласно которой
кредитные организации не вправе при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций учитывать в составе доходов (расходов)
результаты переоценки (положительной и отрицательной) драгоценных
металлов, числящихся на ОМС.
Таким образом, уточнение порядка включения в налоговую базу по
налогу на прибыль организаций результатов переоценки драгоценных
металлов, учитываемых кредитными организациями на ОМС, путем
внесения соответствующих изменений в подпункт 7 пункта 4 статьи 271,
подпункт 6 пункта 7 статьи 272, подпункт 19 пункта 2 статьи 290 и
подпункт 18 пункта 2 статьи 291 Кодекса, будет способствовать
единообразному пониманию соответствующих положений
законодательства о налогах и сборах как налогоплательщиками, так и
налоговыми органами.
2. В соответствии со статьей 3241 Кодекса организации формируют
резервы под ежегодные вознаграждения и оплату отпусков в целях
равномерного отнесения на расходы указанных выплат. При определении
размера отчислений в резерв используется подход, в соответствии с
которым процент отчислений применяется к соответствующей сумме
фактических расходов на оплату труда с учетом страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное
страхование, обязательное медицинское страхование (далее — страховые
взносы), исчисленных с указанных выплат.
Согласно пункту 24 статьи 255 Кодекса, рассчитанные таким
образом отчисления в резерв, организации относят к расходам на оплату
труда и признают расходом ежемесячно по принципу равномерности
(пункт 1 статьи 3241 Кодекса). Одновременно сумму страховых взносов,
исчисленную исходя из величины фактических выплат и иных
вознаграждений, осуществляемых в пользу работников (включая оплату
отпусков и ежегодного вознаграждения), организации признают прочим
расходом (пункт 1 статьи 264 Кодекса) и в дату их начисления относят в
уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций на
основании пункта 4 статьи 272 Кодекса.
При этом организации, наряду с вышеуказанными положениями,
руководствуются следующими нормами:
статьями 8 и 15 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального
страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования» предусмотрено, что сумма страховых взносов
исчисляется по регрессивной шкале по совокупности всех выплат в пользу
работника по итогам каждого календарного года; включение в расчет
отчислений в резерв условно-расчетной величины суммы страховых
взносов является одним из элементов расчета суммы резерва и не означает,
что статья 3241 Кодекса предусматривает резервирование сумм страховых
взносов, исчисленных в порядке, установленном законодательством;
дата начисления страховых взносов определена пунктом 4 статьи 272
Кодекса как дата начисления налогов (сборов) и иных обязательных
платежей и не предусматривает возможности равномерного учета налогов
и обязательных платежей;
положениями главы 25 Кодекса не установлено право
налогоплательщиков создавать, и в дальнейшем использовать резерв под
предстоящую выплату налогов (сборов) и иных обязательных платежей, к
которым относятся страховые взносы.
С учетом изложенного можно констатировать, что включение в
расчет отчислений в резерв условно-расчетной величины страховых
взносов:
является одним из элементов расчета суммы резервов и не означает,
что статья 3241 Кодекса предусматривает резервирование сумм страховых
взносов;
страховые взносы, исчисленные со всех выплат работников,
подлежат включению в расходы в дату их признания — дату исчисления
налогов, и иных обязательных платежей, установленную
законодательством для каждого вида налога (платежа);
размер налоговых и иных обязательных отчислений определяется
как произведение налоговой базы и ставки. Расчет суммы налога
(платежа), как условно-расчетной величины не предусмотрено прямыми
нормами Кодекса.
В целях исключения возможных разночтений отдельных норм
Кодекса и возникновения спорных ситуаций, а также во избежание
завышения сумм формируемого резерва на условно-расчетные суммы
страховых взносов, предлагается уточнить порядок формирования
резервов, в частности, предоставив организациям право самостоятельно
выбирать метод определения годовой суммы расходов на оплату отпусков
для целей расчета размера ежемесячных отчислений в резерв, с
обязательным его отражением в учетной политике для целей
налогообложения.
Предлагаемые изменения в статью 3241 Кодекса корреспондируются с
вступающей с 1 января 2015 года в действие новой редакцией пункта 24
статьи 255 Кодекса, согласно которой к расходам на оплату труда
относятся, в том числе, расходы в виде отчислений в резерв на
предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату
ежегодного вознаграждения за выслугу лет и по итогам работы за год,
осуществляемые в соответствии со статьей 324.1 Кодекса. Указанное
изменение внесено Федеральным законом от 29.11.2014 № 382-ФЭ «О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса
Российской Федерации».
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» не потребует
дополнительных расходов из федерального бюджета, будет
способствовать выработке единообразного подхода к трактовке
положений законодательства о налогах и сборах всеми участниками
отношений, возникающих в правоприменительной практике.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: