Пояснительная записка к Федеральному закону 330-ФЗ 28.11.2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О проставлении апостиля
на российских официальных документах, подлежащих вывозу за границу»
Проект федерального закона «О проставлении апостиля на российских
официальных документах, подлежащих вывозу за границу» (далее — проект
федерального закона) разработан в целях установления правового
регулирования общественных отношений, возникающих в сфере проставления
апостиля на российских официальных документах, подлежащих вывозу за
границу, повышения эффективности деятельности федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в рассматриваемой сфере, обеспечения доступности и
прозрачности указанного института для организаций, граждан, иностранных
граждан и лиц без гражданства.
Проставление штампа «апостиль» на российских официальных
документах является необходимым условием признания таких документов и
отраженных в них юридических фактов компетентными органами
иностранных государств, являющихся участниками Конвенции, отменяющей
требование легализации иностранных официальных документов (05.10.1961,
Гаага) (далее — Конвенция). В связи с расширяющимися международными
отношениями Российской Федерации, вступлением во Всемирную торговую
организацию, поступательным развитием международных связей в целом и в
условиях динамичной интенсификации миграционных процессов институт
проставления апостиля приобретает особую социальную значимость, что
подтверждает актуальность и своевременность совершенствования
законодательства в указанной сфере.
Целью разработки проекта федерального закона является модернизация
законодательства Российской Федерации и определение правовых основ
проставления апостиля с помощью структурообразующего нормативного
правового акта.
В настоящий момент основой регулирования деятельности по
проставлению апостиля является Конвенция, которая вступила в силу для
Российской Федерации 31 мая 1992 г.
Конвенцией предусмотрено, что она распространяется на официальные
документы, которые были совершены на территории одного из государств-
участников и должны быть представлены на территории другого государства-
участника.
При этом решение вопроса о том, кто именно уполномочен выдавать
официальные документы, является прерогативой законодательства страны
950408332
происхождения соответствующих документов. Процедура проставления
апостиля, сроки, перечень необходимых для проставления апостиля
документов, параметры уплаты государственной пошлины, иные возникающие
в связи с проставлением апостиля вопросы также регулируются национальным
законодательством государств-участников.
Российское законодательство не позволяет сделать вывод о том, какие
документы относятся к официальным для целей применения Конвенции,
не определяет перечня органов, наделенных правом проставления апостиля.
В настоящее время также отсутствует законодательно установленная
обязанность представлять образцы подписей и оттисков печатей, а равно
подтверждать полномочия лиц, подписавших официальный документ, лицами,
получившими соответствующий запрос в связи с необходимостью
проставления апостиля. Указанные обстоятельства существенно усложняют
процедуру проверки подлинности подписи, оттиска печати и наличия
полномочий у лиц, подписавших официальный документ. Известны случаи
непредставления соответствующей информации, а также отказов в
представлении информации.
Наличие таких пробелов в законодательстве вызывает трудности как у
лиц, обращающихся за проставлением апостиля, так и у компетентных органов
иных государств-участников Конвенции при признании апостилей,
проставленных на российских документах.
Проект федерального закона устраняет указанные пробелы.
В связи с тем, что законопроектом в качестве компетентных органов
указаны, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, наделенные в соответствии с законодательством Российской
Федерации полномочиями проставлению апостиля, а в соответствии со
статьей 4 федерального закона от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах
гражданского состояния» органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, наделены полномочиями по регистрации актов
гражданского состояния и предоставляют государственную услугу по
проставлению апостиля на основании административных регламентов,
принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации — указанные административные регламенты могут содержать
нормы, не соответствующие нормам законопроекта (например, в части сроков
проставления апостиля).
В целях приведения данных административных регламентов в
соответствие с положениями федерального закона, статьей 11 законопроекта
предусмотрен отлагательный срок для вступления федерального закона в силу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: