Пояснительная записка к Федеральному закону 349-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Пояснительная записка к Федеральному закону «О рыболовстве и сохранении водных
биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части совершенствования порядка распределения квот
добычи (вылова) водных биологических ресурсов»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных
биологических ресурсов» (далее — законопроект) разработан во исполнение
поручений Президента Российской Федерации от 9 ноября 2015 г.
№ Пр-2338ГС (абзацы первый — шестой подпункта «а» пункта 1) и от 20 апреля
2016 г. № Пр-725 (подпункт 7 пункта 1) и предусматривает нормы, касающиеся
увеличения срока действия договора о закреплении долей квот добычи
(вылова) водных биологических ресурсов до 15 лет, выделения до 20% квот
добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели (закупка новых
судов рыбопромыслового флота, построенных на российских верфях, и
строительство объектов переработки водных биоресурсов), увеличения объема
освоения квот добычи (вылова) водных биоресурсов с 50% до 70%,
осуществления в течение 2 лет юридическими лицами и индивидуальными
предпринимателями добычи (вылова) не менее 70% улова водных биоресурсов
судами, находящимися в их собственности или используемыми на основании
договора финансовой аренды (лизинга), осуществления рыболовства на
основании единого договора на право добычи (вылова) водных биоресурсов.
При проведении анализа практики применения законодательства о
рыболовстве и сохранении водных биоресурсов было выявлено, что в
Федеральном законе «О рыболовстве и сохранении водных биологических
ресурсов» (далее — Закон о рыболовстве) содержится ряд противоречий и
коллизий в отношении предоставления юридическим лицам и индивидуальным
предпринимателям прав на добычу (вылов) водных биоресурсов для
осуществления промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства,
являющихся коммерческими видами деятельности, неурегулированность
которых приводит к ряду проблем, в том числе в части возложения на таких
лиц определенных обязательств, что вызывает социальную напряженность в
субъектах Российской Федерации.
Так, в соответствии с Законом о рыболовстве промышленное и
прибрежное рыболовство должно осуществляться юридическими лицами и
260505a2.doc
индивидуальными предпринимателями при условии заключения одновременно
двух договоров, а именно:
в случае, если общий допустимый улов водных биоресурсов
устанавливается, рыболовство осуществляется на основании договора о
закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и договора
пользования рыбопромысловым участком;
в случае, если общий допустимый улов водных биоресурсов не
устанавливается, рыболовство осуществляется на основании договора
пользования водными биоресурсами и договора пользования
рыбопромысловым участком.
При этом предусмотренный в законодательстве порядок распределения
таких прав для осуществления промышленного и прибрежного видов
рыболовства приводит к следующим коллизиям при его применении:
приобретение прав на один и тот же вид рыболовства для осуществления
добычи одного и того же водного биоресурса осуществляется двумя разными
способами; правоотношения, закрепленные в двух договорах, позволяющие
осуществлять один и тот же вид рыболовства, имеют разные сроки действия и
предоставляют разные объемы прав, связанные с географическими границами
осуществления рыболовства; отсутствие возможности осуществления
промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства в случае, если
субъектом Российской Федерации не сформированы рыбопромысловые
участки; расторжение одного договора позволяет продолжать осуществление
деятельности по другому договору.
Более того, в настоящее время в рамках действующего законодательства
права на добычу (вылов) водных биоресурсов, предоставленные пользователям
для осуществления промышленного и прибрежного видов рыболовства, а
также условия осуществления этих видов рыболовства являются схожими и
отличаются практически только пределами границы 12-мильной зоны вылова,
несмотря на то, что изначально прибрежное рыболовство (как
самостоятельный вид рыболовства) было выделено из промышленного
рыболовства исключительно с целью развития прибрежных регионов и
насыщения их добытыми при осуществлении прибрежного рыболовства
уловами водных биоресурсов в живом, свежем виде или в виде легкой степени
их обработки для последующей переработки таких уловов и производства из
них рыбной продукции непосредственно на территориях таких прибрежных
субъектов.
Несмотря на схожесть в настоящее время условий осуществления
промышленного рыболовства и прибрежного рыболовства, лица,
260505a2.doc
осуществляющие прибрежное рыболовство, поставлены в более выгодные
условия по сравнению с лицами, которые осуществляют промышленное
рыболовство, так как в отношении лиц, осуществляющих прибрежное
рыболовство, частью 2 статьи 13 Закона о рыболовстве не предусмотрены и на
них не распространены меры по принудительному прекращению права на
добычу (вылов) водных биоресурсов в случае неосуществления доставки
уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти
прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях
этих субъектов, а также в случае осуществления прекращения в течение
календарного года без проведения согласования в установленном порядке на
сорок восемь часов и более работы технических средств контроля,
устанавливаемых в обязательном порядке в соответствии со статьей 20 Закона
о рыболовстве на осуществляющие прибрежное рыболовство самоходные суда
с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой
вместимостью более восьмидесяти тонн.
Таким образом, разработка настоящего законопроекта обусловлена
необходимостью устранения существующих в законодательстве о рыболовстве
административных барьеров, коллизий и несовершенств, негативно
отражающихся на осуществлении промышленного и прибрежного
рыболовства.
Предлагаемый законопроектом механизм представляет собой единый
комплекс мер, позволяющий определить приоритетные направления для
рыбохозяйственной отрасли путем введения государством ряда четких
обязательств и обременений для пользователей при осуществлении ими
промышленного и прибрежного рыболовства с учетом предоставления
государством таким пользователям, принявшим на себя соответствующие
обязательства и обременения, гарантий на долгосрочную и стабильную
перспективу предоставления и закрепления прав на добычу (вылов) водных
биоресурсов.
В целом предлагаемые законопроектом нормы разделяются на три блока,
каждый из которых направлен на определение приоритетных направлений для
отрасли и решение соответствующих задач.
Так, первый блок норм, предлагаемых законопроектом, направлен на
совершенствование действующего законодательства, направленного на
повышение эффективности добычи (вылова) водных биоресурсов и на
приведение к единообразию и системности правоотношений, предусмотренных
в законодательстве для осуществления рыболовства. Для этого законопроектом
предлагается введение единого промыслового пространства для осуществления
260505a2.doc
промышленного и прибрежного рыболовства во внутренних морских водах
Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на
континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной
экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях
(далее — в морских водных объектах).
Предлагаемая новация устранит административные барьеры при
осуществлении коммерческого рыболовства путем исключения искусственного
ограничения для его осуществления в 12-мильной прибрежной зоне и позволит
наиболее эффективно осваивать водные биоресурсы исходя из особенностей их
распределения и путей миграции.
Нормами законопроекта выравниваются правила ведения промысла при
условии четкого разграничения режимов рыболовства по условиям доставки и
вводится единая система договорных правоотношений. Для стимулирования
береговой переработки законопроектом предусматривается приоритетное
выделение объемов водных биоресурсов за счет перераспределения таких
объемов с промышленного рыболовства лицам, которые в режиме
прибрежного рыболовства доставляют для переработки уловы в живом, свежем
или охлажденном виде на территорию Российской Федерации. Дополнительно
выделенные объемы позволят таким лицам вылавливать на 20% больше, чем
они должны вылавливать.
Предоставление дополнительных объемов на вылов за поставку таких
уловов в прибрежные субъекты для их переработки на территории субъектов
приведет к наиболее полной и реальной загрузке береговых
перерабатывающих мощностей и стимулированию развития береговой
инфраструктуры на территориях таких субъектов Российской Федерации.
Следует отметить, что вышеуказанный механизм предоставления
приоритетного выделения объемов водных биоресурсов за счет
перераспределения таких объемов с промышленного рыболовства лицам,
которые осуществляют прибрежное рыболовство, законопроектом
предусматривается только в отношении добычи (вылова) водных биоресурсов,
общий допустимый улов которых устанавливается. Это вызвано тем, что за ряд
последних лет объем вылова водных биоресурсов, общий допустимый улов
которых устанавливается, при осуществлении промышленного и прибрежного
видов рыболовства в морских водных объектах составляет 85% — 89% общего
объема вылова водных биоресурсов, общий допустимый улов которых
устанавливается, и водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не
устанавливается, при осуществлении тех же видов рыболовства в морских
водных объектах. В связи с этим предлагаемый законопроектом механизм
260505a2.doc
обусловлен прежде всего необходимостью введения более четких и жестких
мер контроля при осуществлении вылова в отношении ликвидных видов
водных биоресурсов, которые подлежат квотированию. Установление
аналогичных мер в отношении добычи (вылова) водных биоресурсов, общий
допустимый улов которых не устанавливается, может привести к сокращению
освоения таких водных биоресурсов, несмотря на свободное предоставление
прав на добычу (вылов) таких водных биоресурсов по заявительному
принципу.
В связи с тем, что в настоящее время контроль за доставкой и выгрузкой
уловов, добытых при осуществлении промышленного и прибрежного видов
рыболовства, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в
области обеспечения безопасности Российской Федерации, при реализации
механизма, предлагаемого законопроектом, осуществление такого контроля
в части прибрежного рыболовства прямо предусматривается и сохраняется
в законопроекте за федеральным органом исполнительной власти в области
обеспечения безопасности Российской Федерации.
Данные нормы полностью соотносятся с законодательством о защите
конкуренции и предполагают исключение возможности ограничения каким-
либо способом конкуренции как в отношении пользователей, осуществляющих
промышленное рыболовство, так и пользователей, осуществляющих
прибрежное рыболовство, так как пользователю предоставляется право
самостоятельно выбирать коммерческие условия того или иного вида
рыболовства.
Вместе с тем законопроектом также предусматривается исключение
института рыбопромысловых участков при осуществлении промышленного и
прибрежного рыболовства в морских водных объектах (за исключением
анадромных видов рыб, добыча (вылов) которых регламентируется статьей 291
Закона о рыболовстве), что приводит к устранению административных
барьеров при предоставлении прав на добычу (вылов) водных биоресурсов и
систематизации предоставления таких прав как в отношении водных
биоресурсов, общий допустимый улов которых устанавливается, так и в
отношении водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не
устанавливается.
Второй блок норм, предлагаемых законопроектом, направлен на
введение в законодательстве о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов
для рыбодобывающих организаций более четких и жестких обязательств,
отвечающих целям и принципам развития рыбной отрасли, неисполнение
которых приведет к принятию в отношении таких организаций мер
260505a2.doc
принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов и
перераспределение этих прав путем проведения аукционов новым
добросовестным пользователям.
В этой связи законопроектом предусматривается возложение на
пользователей обязательств, неисполнение которых будет являться основанием
для принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных
биоресурсов в соответствии с частью 2 статьи 13 Закона о рыболовстве в
редакции законопроекта, в том числе таких как:
увеличение порога необходимой добычи (вылова) водных биоресурсов с
50% до 70% выделенных объемов закрепленной за пользователем доли квоты
добычи (вылова) водных биоресурсов в течение 2 лет подряд, что приведет к
увеличению объемов освоения водных биоресурсов приблизительно на 20% и
обеспечит повышение экономической эффективности рыболовства;
выравнивание условий для осуществления промышленного и
прибрежного рыболовства в части лишения права на добычу (вылов) водных
биоресурсов за прекращение в течение календарного года без проведения
согласования в установленном порядке на сорок восемь часов и более работы
технических средств контроля, устанавливаемых в обязательном порядке на
осуществляющие промышленное и прибрежное рыболовство самоходные суда
с главным двигателем мощностью более пятидесяти пяти киловатт и валовой
вместимостью более восьмидесяти тонн;
введение обязательств для лиц, осуществляющих прибрежное
рыболовство, по доставке и выгрузке добытых (выловленных) уловов водных
биоресурсов в морские порты Российской Федерации, в том числе рыбные
терминалы, включенные в границы морских портов, или в иные места
доставки, установленные Правительством Российской Федерации; 1
введение нового порядка осуществления рыболовства для пользователей,
полностью осваивающих свои объемы, а именно обязательств по освоению не
менее 70% закрепленной за пользователем доли квоты на судах
рыбопромыслового флота, принадлежащих пользователю на праве
собственности, или используемых им на основании договора финансовой
аренды (договора лизинга), или на основании договора фрахтования
(бербоут-чартера или тайм-чартера), принадлежащих на праве собственности
лицам, входящим в одну группу лиц, с таким лицом.
В этой части следует отметить, что в настоящее время большинство
бизнес-структур представляют собой систему холдинговых компаний,
созданных с целью консолидации активов, в связи с чем законопроектом
учтена возможность использования внутри такой группы лиц
260505a2.doc
рыбопромысловых судов, принадлежащих на праве собственности лицам,
входящим в эту группу лиц. Для этого в рамках контроля за передачей таких
судов внутри группы лиц законопроектом также предусматривается введение
порядка представления пользователем сведений о таких рыбопромысловых
судах, которые находятся в распоряжении его группы лиц.
Реализация последнего обязательства будет содействовать усилению
заинтересованности хозяйствующих субъектов в строительстве новых судов и
исключению из рыбодобывающей отрасли так называемых рантье.
Таким образом, увеличение порога необходимой добычи (вылова)
водных биоресурсов с 50% до 70% выделенных объемов добычи (вылова)
водных биоресурсов в течение 2 лет подряд и введение права на освоение
предоставленных ресурсов только на собственных или на «лизинговых» судах
обеспечит повышение экономической эффективности рыболовства и
инвестиционной деятельности в отрасли, рациональное и наиболее полное
освоение водных биоресурсов по неосвоенным по долевому принципу квотам
добычи (вылова) водных биоресурсов в пользу реализации их эффективным
пользователям путем проведения аукционов, стимулирование модернизации
производства, увеличение производства продукции из водных биоресурсов.
Законопроектом также предусматривается исключение из Закона о
рыболовстве части 3 статьи 32, предусматривающей возможность перехода
права на добычу (вылов) водных биоресурсов от одного лица к другому путем
отчуждения через аукцион, проводимый Росрыболовством как посредником
при сделке, осуществленной юридическими лицами, при условии, что доли
квот добычи (вылова) водных биоресурсов были распределены в 2008 году
между пользователями на безвозмездной основе по так называемому
историческому принципу.
Более того, исключение вышеуказанной нормы было обусловлено тем,
что в нормах об «отказе от права» и о «переходе права путем отчуждения»,
содержащихся в Законе о рыболовстве, заключен единый концептуальный
смысл, а распределение квот в обоих случаях происходит путем заключения
договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов в
результате проводимых Росрыболовством (его территориальными
управлениями) аукционов, что свидетельствует о том, что пункт 3 части 3
статьи 13 и часть 3 статьи 32 Закона о рыболовстве являются дублирующими
по своему содержанию, однако приводят к разному финансовому результату
для Российской Федерации.
Также следует отметить, что с целью регламентации порядка досрочного
расторжения договоров с недобросовестными пользователями, нарушившими
260505a2.doc
8
часть 2 статьи 13 Закона о рыболовстве, законопроектом предусмотрено
исключение части 4 из статьи ЗЗ5 Закона о рыболовстве, согласно которой
орган государственной власти, заключивший соответствующий договор,
вправе требовать его досрочного расторжения после направления другой
стороне в письменной форме предупреждения о необходимости исполнения
его условий.
Исключение вышеуказанной нормы обусловлено тем, что основания для
принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов,
предусмотренные в части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве, являющиеся
основанием для досрочного расторжения договоров с недобросовестными
пользователями, представляют из себя нормы, предусматривающие прямой
безапелляционный запрет, нарушение которого является безоговорочным
основанием для досрочного расторжения государством с недобросовестным
пользователем соответствующего договора.
Более того, применение части 4 статьи 335 Закона о рыболовстве в целом
противоречит целям и механизму досрочного расторжения договоров, в
частности, в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3, 5, 6 и 7 части 2
указанной статьи. Таким образом, исключение данной нормы из Закона о
рыболовстве направлено на устранение вышеуказанных противоречий, а также
на исключение возможности отказа в судебном порядке в расторжении
договоров с недобросовестными пользователями, нарушившими часть 2 статьи
13 Закона о рыболовстве, по причинам несоблюдения процедуры уведомления.
Третий блок норм, предлагаемых законопроектом, направлен на
совершенствование законодательства Российской Федерации в части
регламентации способов предоставления прав на добычу (вылов) водных
биоресурсов, устранения коллизий и административных барьеров.
Так, законопроектом четко конкретизируются три способа распределения
квот добычи (вылова) водных биоресурсов, а именно:
а) в случае открытия новых зон промысла или снятия запретов
рыболовства на виды водных биоресурсов, в отношении которых ранее не
осуществлялись промышленное рыболовство и (или) прибрежное рыболовство,
соответствующие квоты распределяются по результатам аукционов;
б) в случае введения вида водного биоресурса, общий допустимый улов
на который ранее не устанавливался, в перечень видов водных биоресурсов,
общий допустимый улов на который устанавливается, то есть в перечень
«квотируемых» видов водных биоресурсов, указанная квота распределяется
между лицами, осуществлявшими ранее добычу (вылов) указанного вида
водного биоресурса, который был «неквотируемым», а объем доли квоты у
260505a2.doc
таких лиц определяется на основании данных государственного
рыбохозяйственного реестра об объеме добытых (выловленных) такими
лицами водных биоресурсов за три года, предшествующих расчетному году;
в) в случае снятия ограничений рыболовства, предусмотренных
пунктами 1 и 2 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона,
в определенных районах и в отношении отдельных видов водных биоресурсов,
в отношении которых устанавливается общий допустимый улов, и определения
соответствующей квоты добычи (вылова) водного биоресурса путем
распределения общего допустимого улова применительно к такой квоте при
условии отсутствия действующих договоров о закреплении долей квоты
добычи (вылова) водных биоресурсов, предоставляющих право на добычу
(вылов) по такой квоте, соответствующие квоты распределяются по
результатам аукционов;
г) в случае истечения срока действия договоров о закреплении доли
квоты, заключенных в отношении соответствующей квоты, данная квота
распределяется в том же объеме между пользователями, у которых истек срок
действия договора, путем перезаключения договора на новый срок.
Следует отметить, что если первый способ изначально содержится
в законодательстве о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, то
второй, третий и четвертый способы законопроектом регламентированы с
учетом их модернизации.
Необходимость регламентации второго способа обусловлена тем, что
права на добычу (вылов) водных биоресурсов, общий допустимый улов
которых не устанавливается, предоставляются пользователям свободно без
ограничений по заявительному принципу на один год, срок хранения
разрешений на добычу (вылов), являющихся неотъемлемой частью таких
договоров, составляет семь лет, что вызывает проблемы в подтверждении
своих прав пользователями в случае применения девятилетней истории
промысла.
Вместе с тем за последние годы неосвоение пользователями
предоставленного им объема добычи (вылова) водных биоресурсов, общий
допустимый улов которых не устанавливается, в рамках промышленного и
прибрежного рыболовства во внутренних водах Российской Федерации, в
территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе
Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской
Федерации, в Азовском и Каспийском морях составляет приблизительно 75%.
Таким образом, введение законопроектом сокращенного срока в 3 года
для подсчета объема вылова, ранее осуществляемого пользователем в
260505a2.doc
10
отношении вида водного биоресурса, общий допустимый улов которого не
устанавливался, в случае его перевода в «квотируемый» вид приведет к
стимулированию пользователей к осуществлению освоения видов водных
биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, и,
соответственно, к увеличению уровня такого освоения с учетом
предоставленных государством гарантий на закрепление прав на добычу
(вылов) таких водных биоресурсов с соответствующими объемами в случае
перевода их в «квотрируемые» виды водных биоресурсов.
Законопроектом также в статью 28 Закона о рыболовстве вносятся
изменения, предусматривающие, что включение видов водных биоресурсов в
перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых устанавливается
общий допустимый улов, или исключение водных биоресурсов из указанного
перечня осуществляются на основании методики и в порядке, которые
утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области
рыболовства.
Необходимость регламентации третьего способа предоставления прав на
добычу (вылов) водных биоресурсов обусловлена необходимостью
упорядочения и совершенствования механизма предоставления юридическим
лицам или индивидуальным предпринимателям прав на добычу (вылов)
водных биоресурсов, в отношении которых ранее были установлены запрет
рыболовства в определенных районах и в отношении отдельных видов водных
биоресурсов или закрытие рыболовства в определенных районах и в
отношении отдельных видов водных биоресурсов, так как снятие указанных
ограничений рыболовства в настоящее время в рамках действующего
законодательства при условии наличия в отношении определенных водных
биоресурсов в определенных районах истории промысла за пределами 9 лет не
позволяет распределить данный ресурс между пользователями.
Необходимость регламентации четвертого способа предоставления прав
на добычу (вылов) водных биоресурсов обусловлена необходимостью
совершенствования действующего законодательства в целях избежания
коррупционных схем и махинаций с освоением квот добычи (вылова) водных
биоресурсов, которые являются основанием для перерасчета объема
закрепляемых прав, а также направлено на консолидацию общих объемов прав,
имеющихся у пользователей, и приведение к систематизации предоставления
прав на природные воспроизводимые ресурсы на новый срок по аналогии с
иными схожими законодательствами, связанными с такими правами.
Совершенствование действующего законодательства в целях избежания
коррупционных схем и махинаций с освоением квот добычи (вылова) водных
260505a2.doc
11
биоресурсов обусловлено тем, что до 2012 года в нормативно-правовых актах
отсутствовала кодировка разрешенного прилова. Такая кодировка
разрешенного прилова (код 97) была введена только в 2012 году приказом
Федеральной службы государственной статистики от 28 мая 2012 г. №324
«Об утверждении статистического инструментария для организации
Федеральным агентством по рыболовству федерального статистического
наблюдения за уловом рыбы, добычей других водных биоресурсов и
производством рыбной продукции». Поэтому в выписках из государственного
рыбохозяйственного реестра, сформированных на основании данных
официального статистического наблюдения за хозяйствующими субъектами по
форме федерального государственного статистического наблюдения № 1-П
(рыба) «Сведения об улове рыбы, добыче других водных биоресурсов и
производстве рыбной продукции» до 2012 года включительно, использовалась
только кодировка вида квоты — промышленный лов (код 1). В связи с этим в
настоящее время возникает правовая коллизия при рассмотрении вопросов о
произведении расчетов пользователям, осуществляющим специализированный
вид рыболовства, из-за отсутствия правовой возможности внесения изменений
в государственный рыбохозяйственный реестр без такового намерения
пользователя, осуществлявшего прилов, в части замены соответствующей
кодировки.
Начиная с даты вступления в силу Закона о рыболовстве
законодательством предусматривался так называемый исторический принцип
распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов между
пользователями, который выражался в распределении промышленных квот,
прибрежных квот, а также квот добычи (вылова) водных биоресурсов для
Российской Федерации в районах действия международных договоров
Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных
биоресурсов между пользователями сначала на срок 4 года и затем на срок
10 лет путем закрепления за этими лицами долей в общем объеме квот добычи
(вылова) водных биоресурсов.
Введение указанного порядка позволило юридическим лицам и
индивидуальным предпринимателям, занимающимся добычей (выловом)
водных биоресурсов, строить свою работу на долгосрочную перспективу,
планировать свою финансовую и хозяйственную деятельность на длительный
срок, в течение которого открывались дополнительные возможности для
инвестирования как в развитие береговой переработки рыбных ресурсов, так и
в строительство и (или) модернизацию судов рыбопромыслового флота.
260505a2.doc
12
Новый механизм работы отрасли позволил существенно увеличить объем
добычи (вылова) водных биоресурсов: за период с 2004 года по 2014 год
добыча (вылов) водных биоресурсов увеличилась на 46,3% (на 1341,1 тыс.
тонн) и составила по итогам 2014 года по всем видам рыболовства 4235,1 тыс.
тонн, добытых (выловленных) российскими пользователями во всех районах
Мирового океана, в том числе во внутренних водных пресноводных объектах
Российской Федерации. При этом по данным оперативной отчетности, вылов
водных биоресурсов всеми российскими пользователями за 6 месяцев
2015 года составил 2226 тыс. тонн, что на 138,3 тыс. тонн, или на 6,6%,
больше, чем за аналогичный период 2014 года.
В Российской Федерации отмечается ежегодный рост внутреннего
потребления рыбы и рыбопродуктов на душу населения, которое достигло по
итогам 2014 года 22,3 кг, что выше рекомендованной нормы, установленной
в размере 18 кг на душу населения в год.
Одновременно за сопоставимый период доля убыточных организаций
рыбохозяйственной отрасли снизилась почти вдвое: с 52,1% до 26,5%.
Сальдированный финансовый результат по виду экономической деятельности
«Рыболовство, рыбоводство» увеличился с 3,1 млрд. рублей в 2004 году и к
концу 2014 года составил 11,1 млрд. рублей. Сальдированный финансовый
результат рыбной отрасли в период с 2010 года по 2012 год увеличился с
10,3 млрд. рублей до 15 млрд. рублей соответственно, однако с указанного
выше уровня в течение 2013-2014 годов произошло его снижение с 11,8 млрд.
рублей до 11,1 млрд. рублей. При этом за I квартал 2015 года данный
показатель составил 21,1 млрд. рублей, что в 2,9 раз превышает
соответствующий показатель 2014 года в размере 6,9 млрд. рублей.
В настоящее время отечественный рыбопромысловый флот насчитывает
всего 2320 судов (2196 — от 55 кВт и выше). Из них в Северном бассейне
насчитывается 359 единиц, на Дальневосточном — 1542 единицы, в Западном —
198 единиц, в Азово-Черноморском — 91 единица и в Каспийском — 130 единиц.
При этом находятся в эксплуатации и ведут промысел в Северном, Западном и
Дальневосточном бассейнах 80% — 85%, в Каспийском и Азово-Черноморском
бассейнах 20% — 30% зарегистрированных судов. При этом из используемых в
настоящее время судов рыбопромыслового флота — более 85% с превышением
нормативных сроков эксплуатации.
Наряду с этим основные макроэкономические отраслевые показатели
ряда последних лет демонстрируют стагнационные признаки развития
рыбохозяйственного комплекса. В 2014 году объем вылова (добычи) водных
биоресурсов снизился в сравнении с 2013 годом с 4296,8 тыс. тонн до
260505a2.doc
13
4235,1 тыс. тонн, производство рыбной продукции (рыба и продукты рыбные
переработанные и консервированные) также уменьшилось с 3796,3 тыс. тонн в
2013 году до 3644,5 тыс. тонн в 2014 году. При этом, по данным оперативной
отчетности, за 6 месяцев 2015 года выработано рыбопродукции (с учетом
коэффициентов переработки водных биоресурсов) в объеме 1548,2 тыс. тонн,
что на 118,9 тыс. тонн выше показателей за аналогичный период прошлого
года (рост 8,3%).
Объем российского экспорта рыбной продукции в 2014 году снизился по
сравнению с 2013 годом на 9,5% и составил 1704,4 тыс. тонн. Одновременно
показатели импорта рыбы и рыбопродуктов в 2014 году по сравнению
с 2013 годом снизились на 12,8% и составили 884,8 тыс. тонн.
Несмотря на указанные снижения объемов отечественного вылова
(добычи) и производства рыбной продукции по результатам 2014 года,
с учетом падения объемов импорта и экспорта, доля отечественной пищевой
рыбной продукции на внутреннем рынке выросла и составила 79,4%,
практически достигнув порогового значения, определенного Доктриной
продовольственной безопасности Российской Федерации (80%).
В первом полугодии 2015 года отмечается обратная тенденция: по
оперативным данным, отмечается рост показателей как российского экспорта
рыбопродукции за рубеж (за 6 месяцев 2015 года вывезено 984,5 тыс. тонн, или
на 4,8% больше уровня прошлого года), так и поставок в порты Российской
Федерации за указанный период на 15,3% (в 2014 году — 612,1 тыс. тонн и
в 2015 году — 705,7 тыс. тонн).
Рыбохозяйственная отрасль в настоящее время характеризуется высокой
степенью износа основных фондов (рыбопромысловых судов и оборудования),
неэффективными и высокозатратными технологиями.
Рыбопромысловый флот, являющийся основной материально-
технической базой рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации,
составляет более 70% основных производственных фондов и обеспечивает
более 90% общего вылова. На судах производится более 92% общего объема
мороженой рыбной продукции, более 96% рыбной муки и около 15%
консервной продукции.
Вместе с тем общее количество судов рыбопромыслового флота
ежегодно уменьшается в основном за счет списания или продажи судов
возрастной группы от 16 до 20 лет. В то же время растет количество судов,
эксплуатационный возраст которых превышает нормативный срок полезного
использования. За период 2002 — 2014 годов построено только 49 судов, в том
числе на российских судостроительных предприятиях — 30 единиц малых и
260505a2.doc
14
маломерных. Крупнотоннажные суда рыбопромыслового флота за этот период
на отечественных предприятиях не строились. При этом только за период
с 2006 года по 2008 год пополнение флота составило 217 судов, из которых
лишь 4 были построены на российских верфях, остальные были приобретены
за рубежом с возрастом не менее 10 — 15 лет, списано же — 543 судна, что
привело к снижению эффективности работы флота, росту затрат на выпуск
продукции, снижению уровня безопасности мореплавания, замедлению темпов
внедрения инноваций.
С учетом изложенной статистики и показателей становится очевидным
существование реальных проблем в рыбодобывающей отрасли, связанных с
изношенностью рыбопромыслового флота, отсутствием стимула к увеличению
объемов освоения водных биоресурсов и к производству рыбной продукции на
территории Российской Федерации.
Законопроект представляет собой комплекс мер, позволяющий
определить приоритетные направления для отрасли путем введения
государством ряда четких обязательств и обременений для пользователей при
осуществлении промышленного и прибрежного рыболовства с учетом
предоставления пользователям, принявшим на себя такие обязательства и
обременения, гарантий на долгосрочную и стабильную перспективу
предоставления и закрепления прав на добычу (вылов) водных биоресурсов.
Законопроектом предусматривается 15-летний срок для закрепления
долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов, что обусловлено такими
основаниями, как:
приведение к систематизации сроков договорных правоотношений
с другими отраслевыми законодательствами, регламентирующими
долгосрочные предоставления государством прав на природные
воспроизводимые ресурсы с учетом специфики таких отраслей;
введение в законодательство конкретных обязательств и обременений,
которые приводят бизнес к самостоятельному принятию решения о
продолжении или прекращении им осуществления такого вида деятельности,
как добыча (вылов) водных биоресурсов, на установленных государством
условиях, которые вынуждают пользователей обновлять флот и увеличивать
объемы освоения.
При этом введение законопроектом механизма государственной
поддержки лиц, которым принадлежат новые рыбоперерабатывающие заводы
или новые рыбопромысловые суда, построенные на территории Российской
Федерации, в виде предоставления таким лицам дополнительных объемов квот
направлено на поддержку государством строительства рыбопромысловых
260505a2.doc
15
судов на российских верфях, а также рыбоперерабатывающих заводов с целью
производства рыбной продукции на территории Российской Федерации.
Законопроектом вводятся экономические рычаги и механизмы,
направленные на повышение эффективности использования водных
биоресурсов.
Принятие настоящего законопроекта устранит противоречия и коллизии
в законодательстве о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов, повысит
ответственность рыбодобывающих предприятий, а также их
заинтересованность в соблюдении законодательства при осуществлении
добычи (вылова) водных биоресурсов, позволит участникам рынка
осуществлять долгосрочное хозяйственное планирование, будет стимулировать
строительство новых рыбопромысловых судов, в том числе на российских
судоверфях, приведет к необходимости модернизации старых и строительству
новых береговых рыбоперерабатывающих мощностей, обеспечит появление
новых рабочих мест и увеличение отчислений налогов в бюджеты всех
уровней.
Реализация предлагаемых законопроектом решений не приведет к
расширению объема полномочий и (или) компетенции органов
государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов
местного самоуправления, так как всего лишь видоизменяет такие полномочия.
Выделение дополнительных ассигнований из соответствующих
бюджетов не потребуется.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: