Пояснительная записка к Федеральному закону 359-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее — проект федерального
закона) разработан в целях дальнейшего совершенствования положений
законодательства, регулирующего меры социальной поддержки детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. Проектом федерального закона
предусматривается внесение изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону от 21 декабря
1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее —
Пояснительная записка к Федеральному закону № 159-ФЗ), Пояснительная записка к Федеральному закону от 24 июня 1999 г.
№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону
№ 120-ФЗ), и в статью 36 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 27Э-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону
№ 27Э-ФЗ) в целях устранения имеющихся пробелов и связанных с ними
проблем правоприменительной практики.
В соответствии с абзацем вторым пункта 5 статьи 6 Федерального закона
№ 159-ФЗ размер и порядок выплаты заработной платы, начисленной в период
производственного обучения и производственной практики детям-сиротам, и
детям, оставшимся без попечения родителей (далее — дети-сироты),
обучающимся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или
местных бюджетов по основным образовательным программам,
устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или)
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации.
Вместе с тем заработная плата детям-сиротам может выплачиваться
только в случае заключения ими с руководителем практики от предприятия
трудового договора. В этом случае Трудовым кодексом Российской Федерации
установлены основные положения порядка выплаты заработной платы
работникам относительно сроков, места и размеров оплаты труда.
В связи с этим указанная норма Федерального закона № 159-ФЗ по
установлению законами субъектов Российской Федерации и (или)
нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации порядка выплаты заработной платы, начисленной в
96032741
период производственного обучения и производственной практики детям-
сиротам, представляется излишней.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона
предусматривается исключение указанной нормы из Федерального закона
№ 159-ФЗ.
Абзацем 9 статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ полное
государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной
поддержке при получении детьми-сиротами профессионального образования
предусматривает предоставление в том числе бесплатного общежития или
возмещение его полной стоимости.
Однако предоставление бесплатного общежития при получении
образования уже урегулировано действующим законодательством.
Так, в соответствии со статьей 39 Федерального закона № 273-ФЭ жилые
помещения в общежитиях предоставляются обучающимся в порядке,
установленном локальными нормативными актами организаций,
осуществляющих образовательную деятельность. Детям-сиротам жилые
помещения в общежитиях предоставляются в первоочередном порядке и они
освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением (платы
за наем) в общежитии.
Исходя из положений Федерального закона № 159-ФЗ лица, не
относящиеся к категории детей-сирот, однако обучающиеся по указанным
программам по очной форме обучения за счет средств соответствующих
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и потерявшие в период
обучения обоих родителей или единственного родителя, также имеют право на
дополнительные гарантии по социальной поддержке (пункты 3, 5, 8, 9 и 10
статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ).
Вместе с тем анализ и многочисленные обращения образовательных
организаций и органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации показал, что существующая формулировка не позволяет
однозначно применять норму закона на практике.
Кроме того, правоприменительная практика показывает, что
дополнительные гарантии права на образование, предусмотренные
Федеральным законом № 159-ФЗ, не распространяются на детей-сирот,
обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих подготовку
кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения
законности и правопорядка.
При этом выплаты для данной категории детей осуществляются в
установленном порядке в соответствии с утвержденными нормами
96032741
уполномоченных органов, в ведении которых находятся образовательные
организации, осуществляющие подготовку кадров в интересах обороны и
безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.
В связи с этим статью 6 Федерального закона № 159-ФЗ предлагается
изложить в новой редакции с учетом необходимых изменений.
Проектом федерального закона предлагается предоставить детям-
сиротам право на прохождение обучения по программам профессиональной
подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет средств
бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов с
зачислением на период такого обучения на полное государственное
обеспечение с предоставлением права на выпускное пособие, предусмотренное
пунктом 8 статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ, и права на бесплатный
проезд, предусмотренное пунктом 10 статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ.
В образовательных организациях, находящихся в ведении субъектов
Российской Федерации, в настоящее время обучаются исключительно по
программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих около 25 100 детей-сирот и лиц из их числа. В среднем
по Российской Федерации на предоставление полного государственного
обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-
сиротам, обучающимся за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации, предусматривается 116,3 тыс. рублей на одного обучающегося в
год. Общая сумма расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на
предоставление полного государственного обеспечения и дополнительные
социальные гарантии для обучающихся по программам профессиональной
подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих составляет
примерно 2 921 667 тыс. рублей ежегодно.
До принятия Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных
положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с
принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
внесшего изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону № 159-ФЗ, полное государственное
обеспечение предоставлялось при получении профессионального образования
за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации в государственных образовательных учреждениях начального
профессионального образования, а также имеющих государственную
аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального и
96032741
высшего профессионального образования (статьи 1, 6 Федерального закона
№ 159-ФЗ).
По старому законодательству Российской Федерации аккредитовались
сами образовательные учреждения, а не каждая отдельная программа таких
образовательных учреждений.
В связи с этим обучение детей-сирот в образовательных организациях,
которые имели государственную аккредитацию, рассматривалось субъектами
Российской Федерации как основание для зачисления их на полное
государственное обеспечение независимо, по каким образовательным
программам они обучаются. На данный момент дети-сироты, обучающиеся по
программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих,
должностям служащих также зачисляются в образовательные организации
субъектов Российской Федерации на полное государственное обеспечение, и
им предоставляются дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В результате произведенного Минобрнауки России анализа установлено,
что в настоящее время в федеральных образовательных организациях
высшего образования обучение детей-сирот по основным программам
профессионального обучения не осуществляется.
Вместе с тем в целях исключения риска возникновения новых расходных
обязательств федерального бюджета, связанных с реализацией нормы по
предоставлению полного государственного обеспечения и дополнительных
гарантий по социальной поддержке детей-сирот, обучающихся по основным
программам профессионального обучения в федеральных образовательных
организациях, проектом федерального закона предусмотрено предоставление
таких гарантий только за счет средств бюджетов субъектов Российской
Федерации или местных бюджетов.
Проектом федерального закона уточняется, что право на полное
государственное обеспечение и дополнительные гарантии по социальной
поддержке, предусмотренные статьей 6 Федерального закона № 159-ФЗ,
сохраняется до завершения обучения в случае достижения лицами из числа
детей-сирот, а также обучающимися, потерявшими в период обучения обоих
родителей или единственного родителя, возраста 23 лет.
Проектом федерального закона категории лиц, которым должны
предоставляться дополнительные гарантии по социальной поддержке,
не расширяются. Лица, потерявшие в период обучения обоих или
единственного родителя, уже имеют право на указанные дополнительные
гарантии (пункт 3 статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ).
96032741
В связи с этим проектом федерального закона вносятся соответствующие
изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону № 159-ФЗ, которые носят редакционный
характер.
В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ
нормы однократного обеспечения выпускников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, обучавшихся по основным образовательным
программам за счет средств федерального бюджета, — детей-сирот одеждой,
обувью, мягким инвентарем и оборудованием за счет средств организаций, в
которых обучались и (или) содержались, воспитывались выпускники, за
исключением лиц, продолжающих обучение по образовательным программам
по очной форме за счет средств федерального бюджета, утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Указанные нормы утверждены постановлением Правительства
Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 659 «Об утверждении норм
материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных
образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и
воспитывающихся в федеральных государственных образовательных
учреждениях — специальных профессиональных училищах открытого и
закрытого типа и федеральном государственном учреждении «Сергиево
Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по
здравоохранению и социальному развитию» (далее — постановление № 659).
Постановлением № 659 также утверждены:
нормы обеспечения питанием детей-сирот;
нормы обеспечения одеждой, обувью и другими предметами вещевого
довольствия детей-сирот;
нормы обеспечения одеждой, обувью и мягким инвентарем
несовершеннолетних в возрасте до 3 лет, воспитывающихся в федеральном
государственном учреждении «Сергиево-Посадский детский дом слепоглухих
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию».
При этом Правительство Российской Федерации полномочиями по
утверждению перечисленных норм не наделено.
В целях устранения данного пробела в правовом регулировании в
Пояснительная записка к Федеральному закону № 159-ФЗ вносятся изменения, согласно которым
Правительство Российской Федерации наделяется соответствующим
полномочием по утверждению перечисленных норм и порядка их обеспечения
за счет средств федерального бюджета.
96032741
Предусматривается, что указанные нормы и порядок обеспечения за счет
средств федерального бюджета детей-сирот и лиц, потерявших в период
обучения обоих родителей или единственного родителя, обучающихся в
организациях, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и
безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка,
устанавливаются федеральным государственным органом, в ведении которого
находится соответствующая организация.
Также в целях приведения в соответствие с требованиями Федерального
закона № 159-ФЗ предусматривается внесение изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону
№ 120-ФЗ в части наделения уполномоченного Правительством Российской
Федерации федерального органа исполнительной власти и субъектов
Российской Федерации полномочиями по утверждению норм и порядка
обеспечения за счет средств соответствующего бюджета бесплатным
питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря
несовершеннолетних, находящихся в учреждениях системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В соответствии с абзацем первым пункта 8 статьи 6 Федерального закона
№ 159-ФЗ лица, перечисленные в нем, однократно обеспечиваются за счет
средств организаций, в которых они обучались и (или) содержались,
воспитывались, одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по
нормам, утвержденным Правительством Российской Федерации, а также
единовременным денежным пособием в размере не менее чем пятьсот рублей.
Проектом федерального закона предлагается уточнить понятие
«однократно» и установить, что предусмотренные дополнительные гарантии по
социальной поддержке не предоставляются выпускникам организации для
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также
выпускникам организации, осуществляющей образовательную деятельность,
обучавшимся по образовательным программам за счет средств федерального
бюджета, которым указанные гарантии уже были предоставлены за счет
средств этой организации или иной организации, где они ранее обучались или
воспитывались.
Проектом федерального закона расширяется круг организаций, в которые
в каникулярное время, выходные и праздничные дни выпускники организаций
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, могут зачисляться на бесплатное
питание и проживание. Пунктом 5 проектируемой статьи 6 к таким
96032741
организациям добавляются организации, осуществляющие образовательную
деятельность.
Абзацем первым пункта 10 статьи 6 Федерального закона № 159-ФЗ
детям-сиротам, обучающимся за счет средств федерального бюджета по
основным образовательным программам, предоставляется право на
бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на
внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатный проезд один
раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Вместе с тем законодательством Российской Федерации не определен
порядок обеспечения бесплатного проезда в отношении детей-сирот,
обучающихся за счет средств федерального бюджета. Проектом федерального
закона предлагается устранить указанный пробел и определить, что такой
порядок определяется Правительством Российской Федерации.
Предусматривается, что порядок обеспечения бесплатного проезда
обучающихся в образовательных организациях, осуществляющих подготовку
кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения
законности и правопорядка, определяется федеральным государственным
органом, в ведении которого находится соответствующая организация.
Проектом федерального закона предусмотрено внесение изменений
в статью 36 Федерального закона № 273-ФЗ целях устранения имеющегося
пробела по выплате социальной стипендии обучающимся, потерявшим в
период обучения обоих или единственного родителя, так же, как и детям-
сиротам.
Проект федерального закона не содержит положений, противоречащих
положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.,
а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие проекта федерального закона не потребует выделения
дополнительных бюджетных ассигнований из соответствующих бюджетов
бюджетной системы Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: