Пояснительная записка к Федеральному закону 362-ФЗ 24.11.2014

Пояснительная записка
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации, направленных на совершенствование
государственного контроля за осуществлением международных
автомобильных перевозок»
Указанный законопроект разработан в целях повышения эффективности
транспортного контроля за соблюдением иностранными автомобильными
перевозчиками порядка осуществления международных автомобильных
перевозок.
Привлекательность российского рынка международных транспортных
услуг, емкость которого оценивается в 7 млрд. долларов в год, приводит к
стремлению иностранных автотранспортных компаний не только занять
доминирующие позиции в двусторонних перевозках, но и захватить
значительную часть приносящих наибольший доход перевозок грузов в (из)
третьих стран. Такие перевозки регулируются специальными разрешениями
Минтранса России, количество которых крайне ограничено, и носят
исключительный характер.
В связи с этим перевозчики ряда государств (стран Балтии, Польши,
Украины, Беларуси, Молдовы и др.), имея избыточное количество грузовых
автомобилей, которое более чем в пять раз превосходит парк отечественных
международных перевозчиков, стремятся обойти требования российской
разрешительной системы. При этом используются различные, в том числе и
незаконные, способы. В частности, многие иностранные перевозчики
переоформляют товаросопроводительные и другие документы и под видом
двусторонних перевозок выполняют перевозки грузов из квотируемых третьих
стран. Выборочные проверки, проведенные в ряде субъектов Российской
Федерации, показали, что более четверти перевозок выполнялись с подобными
нарушениями. По экспертным оценкам, ущерб, ежегодно наносимый 2
отечественному рынку международных транспортных услуг, достигает 5 млрд.
рублей.
Одной из причин сложившегося положения является отсутствие
правовых норм, четко устанавливающих понятие «виды международных
автомобильных перевозок», дающих определения различных видов перевозок
(двустороння перевозка, перевозка в (из) третьих стран), а также отсутствие
условий регулирования их выполнения и порядка заполнения
соответствующих документов, подтверждающих законность осуществления
каждого вида перевозки.
Действующее законодательство не содержит положений об
административной ответственности иностранных перевозчиков за нарушения
порядка осуществления международных автомобильных перевозок в части
проезда по территории России с незаполненным разрешением или без
учетного талона, выданного в установленном порядке. При этом выдача
иностранному перевозчику учетного талона в установленных случаях
предусмотрена Соглашением о переносе транспортного (автомобильного)
контроля на внешнюю границу Таможенного союза, ратифицированным
Федеральным законом от 4 марта 2013г. N 17-ФЗ, и постановлением
Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998г. N 1272
«О государственном контроле за осуществлением международных
автомобильных перевозок».
После создания Таможенного союза не скорректированы действия
органов транспортного контроля и не расширен перечень мест его проведения
на территории Российской Федерации.
В то же время в государствах-членах Европейского Союза эти вопросы
давно отрегулированы. В частности, законодательствами Польши и Италии
определен перечень пунктов, на которые обязан явиться перевозчик для
проставления отметок в разрешительных документах, а также запрещено
осуществление перевозок с незаполненными в установленном порядке 3
разрешительными документами. При малейших несоответствиях в
документах, отсутствии или незаполнении разрешений к российским
перевозчикам в странах Европейского союза незамедлительно применяются
самые жесткие штрафные санкции, сопровождающиеся задержанием
транспортных средств. Кроме того, в Казахстане установлена
административная ответственность за отсутствие талона регистрации,
являющегося аналогом учетного талона, применяемого в Российской
Федерации.
По указанным выше причинам, не смотря на большое количество
нарушений российской разрешительной системы иностранными
перевозчиками, к ним крайне неэффективно применяются меры,
предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных
правонарушениях и другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации.
В целях устранения имеющихся недостатков законопроект вводит
положение о том, что вид соответствующей перевозки определяется исходя из
данных товарно-транспортной накладной, предусмотренной Конвенцией о
договоре международной автомобильной дорожной перевозки грузов.
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта наделяется
компетенцией по установлению требований по заполнению международной
товарно-транспортной накладной, а также критериев определения вида
перевозки и условий их осуществления.
Законопроектом устанавливаются требования к иностранным
перевозчикам по обязательному заполнению российских разрешений, а также
обязанность водителя транспортного средства по предъявлению необходимых
документов соответствующим органам на территории Российской Федерации,
для контроля и проставления соответствующих отметок.
В статью 11.29 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях вносятся изменения, предусматривающие установление 4
ответственности за осуществление международной автомобильной перевозки
с незаполненными в установленном порядке разрешениями, а также без
учетного талона, выдаваемого водителю иностранного транспортного средства
в случаях, когда в соответствии с международными договорами Российской
Федерации допускаются перевозки без российских разрешений на проезд.
Законопроект призван обеспечить адекватную защиту интересов
российских перевозчиков на российском международном рынке транспортных
услуг и направлен на усиление контроля за соблюдением российской
разрешительной системы в современных условиях.
Принятие указанных изменений позволит обеспечить защиту
национального рынка автомобильных перевозок и будет являться одним из
шагов по реализации поручения Президента Российской Федерации В.В.
Путина, данного по итогам встречи с представителями Союза транспортников
России, состоявшейся 30 октября 2012 года, о необходимости до 1 марта 2013
года принятия мер, направленных на повышение эффективности работы
системы транспортного контроля за соблюдением иностранными
автомобильными перевозчиками порядка осуществления международных
автомобильных перевозок.
Законопроектом предусмотрено установление особых сроков
вступления его в силу, что объясняется необходимостью информирования
российских и иностранных международных автомобильных перевозчиков о
вносимых изменениях в законодательство, а также проведения
дополнительного обучения должностных лиц органов государственного
контроля (надзора).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: