Пояснительная записка к Федеральному закону 366-ФЗ 14.12.2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О приостановлении действия
абзаца первого пункта 3 статьи 14 Федерального закона
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории
и культуры) народов Российской Федерации» в связи
с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2016 год»
Законопроект подготовлен в соответствии с пунктом 6 статьи 192
Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому в случае, если
в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов
недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством
Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона
об изменении сроков вступления в силу (приостановлении действия) в
очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений
федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в
очередном финансовом году и (или) плановом периоде.
Законопроектом предлагается приостановить действие абзаца первого
пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов
Российской Федерации» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону № 73-Ф3), в соответствии
с которым физическое или юридическое лицо, являющееся собственником
объекта культурного наследия федерального значения, включенного в единый
государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории
и культуры) народов Российской Федерации (далее — Реестр), либо
пользующееся им на основании договора безвозмездного пользования и
производящее за счет собственных средств работы по его сохранению, имеет
право на компенсацию произведенных им затрат при условии выполнения
таких работ в соответствии с Федеральным законом № 73-Ф3, а размер
компенсации определяется в соответствии с федеральным законом о
федеральном бюджете и входит в федеральную государственную программу
сохранения и развития культуры.
Согласно пункту 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение
объекта культурного наследия — меры, направленные на обеспечение
физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта
культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт,
25100982.doc
г
J
реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного
использования и включающие в себя научно-исследовательские,
изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство
проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический
и авторский надзор за проведением этих работ.
С 1 января 2008 года разграничение полномочий в отношении объектов
культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской
Федерации установлено законодательством Российской Федерации в
зависимости от права собственности публично-правовых образований на
данные объекты, а не от категорий их историко-культурного значения
(объекты федерального, регионального или местного значения), как это было
ранее.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона № 7Э-ФЗ, к
полномочиям федеральных органов государственной власти относится
сохранение объектов культурного наследия, находящихся только в
федеральной собственности. Также в соответствии со статьей 210
Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя
содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, и
обеспечение сохранения объекта является обременением собственника.
Таким образом, расходы на содержание и сохранение объекта
культурного наследия федерального значения, находящегося в частной
собственности, должен нести его собственник.
Кроме того, необходимо отметить, что абзацем первым пункта 3
статьи 14 Федерального закона № 73-ФЗ установлено, что компенсация
произведенных физическими или юридическими лицами затрат применяется в
отношении объектов культурного наследия федерального значения,
включенных в Реестр.
Полномочия по формированию и ведению совместно с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации Реестра закреплены
за Минкультуры России с 2002 года с даты принятия Федерального закона
№ 73-Ф3.
Вместе с тем, согласно докладу Минкультуры России от 11 июня 2015 г.
№ 8510-01-35-ВМ, направленному в Правительство Российской Федерации,
ведение Реестра фактически стало осуществляться Минкультуры России со
второй половины 2012 года, и до сих пор не ясен вопрос о количестве объектов
культурного наследия, которые должны быть включены в указанный Реестр (за
2012 год по данным Росстата — 176 тысяч, по данным Минкультуры России-
117 тысяч). При этом указанный Реестр может пополняться по мере выявления
25100982.doc
£
новых объектов культурного наследия, что автоматически может приводить к
увеличению количества субъектов, претендующих на получение компенсации
в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона № 73-Ф3.
В этой связи не представляется возможным оценить общую финансовую
потребность в средствах федерального бюджета на реализацию указанного
пункта.
Также необходимо отметить, что объект культурного наследия,
включенный в Реестр и находящийся в государственной собственности,
предоставляется в безвозмездное пользование на основании договора
безвозмездного пользования объектом культурного наследия, заключаемого со
следующими юридическими лицами:
1) общественными объединениями, уставной целью деятельности
которых является сохранение объектов культурного наследия;
2) детскими общественными объединениями;
3) общественными организациями инвалидов;
4) благотворительными организациями;
5) религиозными организациями;
6) общероссийскими творческими союзами;
7) государственными и муниципальными учреждениями,
осуществляющими свою деятельность в сфере культуры;
8) центрами исторического наследия президентов Российской
Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, созданными в
соответствии с Федеральным законом от 13 мая 2008 года № 68-ФЗ «О центрах
исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших
исполнение своих полномочий».
При этом в соответствии с пунктом 11 статьи 48 Федерального закона
№ 73-ФЗ лицо, которому объект культурного наследия, включенный в Реестр,
передан во владение или в пользование на основании договора, обязано
выполнять требования к содержанию и использованию такого объекта,
установленные пунктами 1-3 статьи 47.3 Федерального закона № 73-Ф3.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ
установлена, в частности, обязанность по осуществлению расходов на
содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем
техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также обязанность
по обеспечению сохранности и неизменности облика выявленного объекта
культурного наследия лицами, использующими объект культурного наследия,
включенный в Реестр. Указанные мероприятия отвечают понятию «сохранение
25100982.doc
ч
объекта культурного наследия», используемому в рамках Федерального закона
№ 7Э-ФЗ.
Иные обязанности, установленные статьей 47.2 Федерального закона
№ 73-Ф3, в соответствии с пунктом 11 статьи 48 Федерального закона № 73-Ф3
могут распределяться между сторонами договора о передаче объекта
культурного наследия в безвозмездное пользование.
Также в соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 14 Федерального
закона № 73-Ф3 порядок выплаты компенсации физическим и юридическим
лицам за проведение работ по сохранению объектов культурного наследия
определяется Правительством Российской Федерации.
Соответствующий нормативный правовой акт до настоящего времени не
принят.
Вместе с тем следует отметить, что собственник объекта культурного
наследия федерального значения имеет возможность компенсировать
произведенные им затраты по сохранению объекта культурного наследия при
продаже или ином отчуждении объекта культурного наследия, определив его
стоимость с учетом произведенных им улучшений.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском
экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров
Российской Федерации.
Законопроект относится к сфере реализации государственной программы
Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 годы,
утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. № 317.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: