Пояснительная записка к Федеральному закону 366-ФЗ 24.11.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Налоговый кодекс Российской Федерации и иные
законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс
Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации»
(далее — законопроект) подготовлен в целях совершенствования налогового
законодательства Российской Федерации.
Законопроект предусматривает, в частности, увеличение ставки налога на
доходы физических лиц в отношении доходов от долевого участия
в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими
лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации,
с 9 до 13 процентов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 224 главы 23 «Налог на доходы
физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс)
налоговая ставка в отношении доходов от долевого участия в деятельности
организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами,
являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, установлена в
размере 9 процентов при общей ставке налога в размере 13 процентов.
По данным ФНС России, поступления налога на доходы физических лиц
от долевого участия в деятельности организаций, полученные в виде
дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами
Российской Федерации, постоянно увеличиваются. Так, если в 2008 году
поступления налога на доходы физических лиц с доходов, полученных в виде
дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами
Российской Федерации, составили 31,7 млрд. руб., то в 2009 году —
29,9 млрд. руб., в 2010 году — 36,8 млрд. руб., в 2011 году — 47,4 млрд. руб. и
в 2012 году — 56,9 млрд. руб.
При сохранении уровня доходов граждан от долевого участия в
деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими
лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, на
уровне 2012 года принятие предлагаемого законопроекта позволит
мобилизовать в консолидированные бюджеты субъектов Российской
Федерации: в 2015 году — 32,8 млрд. руб.; в 2016 году — 35,5 млрд. руб.;
в 2017 году — 38,5 млрд. руб.
240917b2.doc Данным законопроектом устанавливаются ставки акцизов на период
2015 -2017 годов.
В целях стабилизации ситуации на рынке алкогольной продукции
предлагается в 2015 и 2016 годах сохранить размеры ставок акцизов,
установленные в отношении крепкой и слабоалкогольной продукции на
2014 год.
В отношении табачной продукции предлагается проиндексировать
ставки акцизов темпами, опережающими уровень инфляции. Законопроектом
предусмотрено увеличение адвалорных налоговых ставок на сигареты и
папиросы при одновременной корректировке специфических налоговых ставок
на эти товары в целях выравнивания налоговой нагрузки на дешевые и дорогие
виды сигарет и папирос.
Ставки акцизов на 2017 год предлагается проиндексировать с учетом
индекса инфляции в размере 4,5 процента.
Кроме того, в законопроекте предусматривается порядок
налогообложения акцизами природного газа, реализуемого в соответствии
с международными соглашениями.
Законопроектом в перечень подакцизных товаров включены бензол,
параксилол, ортоксилол и авиационный керосин при одновременном введении
в отношении производителей продукции нефтехимии из бензола, параксилола,
ортоксилола, а также лиц, осуществляющих заправку воздушных судов
авиационным керосином, системы свидетельств, позволяющих применять
вычеты начисленных сумм акциза.
Предусмотренные законопроектом изменения в подпункте 2 пункта 3
статьи 284 Кодекса направлены на выравнивание налоговой нагрузки на
акционеров физических и юридических лиц.
Законопроект предусматривает изменения в главу 252 «Водный налог»
Кодекса, поскольку установленные статьей 33312 данной главы Кодекса ставки
водного налога были установлены на основе экономических показателей
функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню
2004 года, и, несмотря на происходившие изменения экономических условий
развития национальной экономики, в том числе водохозяйственного
комплекса, до настоящего времени не пересматривались, в результате чего
происходит динамичное снижение поступлений от данного налога
в бюджетную систему Российской Федерации.
Тарифы на воду, отпускаемую потребителям, за период с 2005 года
увеличились более чем в 6 раз, что привело к существенному снижению
240917b2.doc налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность
по использованию водных объектов.
Данная ситуация не способствует заинтересованности хозяйствующих
субъектов в организации рационального водопользования, при этом объемы
государственных дотаций хозяйствующим субъектам увеличиваются.
Таким образом, начиная с 2015 года для приведения уровня налоговой
нагрузки пользователей водными объектами к уровню эффективной налоговой
нагрузки 2004 года законопроектом предусматривается 15-процентная
индексация ставок водного налога.
После достижения целевого уровня ставок водного налога начиная с
2026 года предполагается ежегодная индексация ставок данного налога,
действовавших в предыдущем году, на индекс потребительских цен —
коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой
Кодекса.
К ставкам водного налога в целях стимулирования рационального
водопользования водопользователями, не имеющими водоизмерительных
приборов для учета воды, забранной из водного объекта, законопроектом
предусматривается применение коэффициента Кп = 1,1.
В целях установления справедливой налоговой нагрузки при добыче
подземных вод (за исключением промышленных, минеральных, а также
терминальных вод), используемых для их реализации после обработки,
подготовки, переработки и (или) упаковки в тару, в соответствии с доходами,
получаемыми в результате реализации указанной воды, законопроектом
предусматривается применение повышающего коэффициента к ставке водного
налога при заборе подземных вод, используемых для их реализации после
обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару.
Ставку водного налога при заборе подземных вод (за исключением
промышленных, минеральных, а также терминальных вод) в целях их
реализации после обработки, подготовки, переработки и (или) упаковки в тару,
определяемую в общеустановленном порядке, предлагается применять с
коэффициентом 10.
Кроме того, законопроектом предусматривается реализация «налогового
маневра». В рамках «налогового маневра» предлагается поэтапно (за 3 года)
сократить вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты
(в 1,7 раза за 3 года на нефть, 1,7-5 раз на нефтепродукты в зависимости
от вида нефтепродуктов) с одновременным увеличением ставки НДПИ на
нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раз).
240917b2.doc С целью недопущения роста цен на нефтепродукты на внутреннем
рынке, а также минимизации негативных шоков для отдельных отраслей
предусмотрено одновременное поэтапное сокращение ставок акциза на
нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года), а также предоставление налоговых
вычетов из сумм акциза при получении (приобретении в собственность)
отдельных нефтепродуктов (бензин и ароматические углеводороды для нужд
нефтехимических производств, авиационный керосин для заправки воздушных
судов) потребителями на внутреннем рынке, имеющими свидетельства на
операции с соответствующими нефтепродуктами.
С целью сохранения существующих фискальных стимулов в
нефтедобывающей отрасли подготовлены предложения по уточнению
порядков расчета стимулирующих понижающих коэффициентов к ставке
НДПИ на нефть и экспортной пошлине на нефть. Предлагаемые изменения
порядков расчета указанных коэффициентов позволят снизить налоговую
нагрузку на добычу льготируемых видов нефти по сравнению с 2014 годом на
5 — 24% в зависимости от вида нефти.
Реализация «налогового маневра» положительно скажется на нефтяной
отрасли. Так, при сравнении с действующими налоговыми и таможенно-
тарифными условиями на 2015 год и далее «налоговый маневр» обеспечит:
рост маржи переработки нефти на НПЗ Российской Федерации в 2,5 раза;
усиление экономических стимулов к ускоренной модернизации НПЗ,
направленной на максимально полное превращение темных нефтепродуктов
в светлые;
снижение налоговой нагрузки на добычу «традиционной» нефти
(в отношении которой не предоставлено никаких льгот) на 3%;
снижение налоговой нагрузки на добычу льготируемых видов нефти
на 5 — 24%.
При этом предполагается, что при прочих равных условиях рост цен
на моторные топлива на внутреннем рынке останется в пределах инфляции
(6 — 7%).
Необходимость проведения «налогового маневра» обусловлена,
в частности, следующими обстоятельствами.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации,
принятым в 2011 году, ставка экспортной пошлины на мазут с 1 января 2015 г.
должна быть повышена с 66 до 100% от ставки экспортной пошлины на нефть.
Это решение учтено при подготовке бюджета и начиная с 2015 года будет
обеспечивать доходы федерального бюджета в размере более 300 млрд. руб.
в год (свыше 900 млрд. руб. за период 2015 — 2017 годов). При принятии
240917b2.doc указанного решения прогнозировалось, что к 2015 году завершится
модернизация НПЗ, выработка темных нефтепродуктов существенно снизится
и повышение пошлины не окажет влияния на эффективную нефтепереработку,
при этом рентабельность простейших КПЗ, не поставляющих нефтепродукты
для нужд внутреннего рынка, немодернизирующихся, использующих
дифференциал в пошлинах на нефть и нефтепродукты исключительно для
максимизации прибыли экспортеров нефти, должна была стать отрицательной.
Мониторинг модернизации основных НПЗ, обеспечивающих
потребности внутреннего рынка нефтепродуктов, показывает, что ее темпы
отстают от запланированных и к 2015 году модернизация ряда таких заводов
завершена не будет. В таких условиях одномоментное повышение пошлины на
мазут до 100% от ставки экспортной пошлины на нефть приведет к резкому
снижению маржи переработки нефти на таких НПЗ, что может спровоцировать
скачок цен на моторные топлива на внутреннем рынке на 4 — 5 руб. за литр или
привести к локальным дефицитам бензина на внутреннем рынке. Кроме этого,
повышение пошлины на мазут при текущей высокой доле (35 — 40%)
производства мазута в общем количестве выпускаемых нефтепродуктов на
указанных НПЗ приведет к резкому снижению доходов региональных
бюджетов от налога на прибыль (суммарно по Российской Федерации
свыше 80 млрд. руб. в год).
В результате «налогового маневра» осуществится сближение
(дифференциал сократится в 2-3 раза) экспортных пошлин на нефть и
нефтепродукты в Российской Федерации и Республике Казахстан, что,
безусловно, в дальнейшем упростит процесс перехода к взаимной торговле
в рамках ЕЭП без каких-либо тарифных и нетарифных ограничений.
При этом произойдет поэтапное сокращение объемов материальной выгоды
(с 253 млрд. руб. 2014 году до 188 млрд. руб. в 2017 году), получаемых
экономиками стран СНГ, в которые осуществляются беспошлинные поставки
российской нефти и нефтепродуктов (Беларусь, Казахстан, Киргизия,
Таджикистан).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: