Пояснительная записка к Федеральному закону 367-ФЗ 03.07.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
внутреннего водного транспорта Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс
внутреннего водного транспорта Российской Федерации» (далее —
законопроект) разработан в порядке законодательной инициативы.
Законопроект соответствует разделу «Развитие транспортной
инфраструктуры» пункта 1 части 3 Основных направлений деятельности
Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных
Правительством Российской Федерации 31 января 2013 г.
Целью законопроекта является создание отвечающей современным
требованиям нормативно-правовой базы для обеспечения безопасности
судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации, повышение
эффективности государственного регулирования в сфере внутреннего водного
транспорта, что позволит субъектам Российской Федерации участвовать
в финансировании содержания внутренних водных путей Российской
Федерации, а также использовать отдельные участки рек, каналов, озер
и водохранилищ, расположенные в границах субъекта Российской Федерации
и не включенные в перечень внутренних водных путей Российской Федерации,
утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации
от 19 декабря 2002 г. № 1800-р (далее — Перечень), для организации
и обеспечения безопасного плавания судов в интересах субъекта Российской
Федерации.
Для достижения поставленной цели представляется целесообразным
приведение Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации
(далее — Кодекс) в соответствие с вышеуказанными положениями.
В настоящее время, согласно нормам Кодекса, внутренние водные пути
Российской Федерации — это федеральные пути сообщения.
В соответствии с неоднократными обращениями субъектов Российской
Федерации (г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра,
Красноярский край и др.) законопроектом предусмотрено, что внутренние
водные пути Российской Федерации будут включать внутренние водные пути
федерального значения, которые в настоящее время включены в Перечень,
и внутренние водные пути регионального значения. Кроме того, остро встает
вопрос обеспечения безопасности судоходства на водных объектах,
не включенных в Перечень. Так, в 2009 году затонул теплоход на озере Пясино
в Красноярском крае, которое не входит в перечень внутренних водных путей
Российской Федерации, погибли 8 человек. Если такие водные объекты будут
отнесены к внутренним водным путям регионального значения,
то Ространснадзор и инспекции государственного портового контроля,
входящие в состав администраций бассейнов внутренних водных путей,
получат возможность для осуществления надзора и контроля за судоходством.
В законопроекте принят следующий концептуальный подход: пригодные
для судоходства участки рек, каналов, озер, водохранилищ, расположенные в
границах одного субъекта Российской Федерации, в том числе расположенные
в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и не
включенные в Перечень, по инициативе субъекта Российской Федерации могут
быть отнесены к внутренним водным путям регионального значения. При этом
внутренние водные пути регионального значения также будут находиться в
федеральной собственности, решение о включении их
в Перечень будет приниматься Правительством Российской Федерации.
Для внутренних водных путей регионального значения, так же как и для
внутренних водных путей Российской Федерации, будут установлены
наименование водного пути, его нижняя и верхняя границы по течению
и протяженность.
Создаваемые внутренние водные пути регионального значения могут
не иметь выхода на внутренние водные пути федерального значения
(например, замкнутые озера или водохранилища, которые не связаны
с внутренними водными путями федерального значения), а также небольшие
водные объекты местного значения (например, реки Мойка, Фонтанка и т.д.
в Санкт-Петербурге).
В соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ
«Водный кодекс Российской Федерации» водные объекты находятся
в собственности Российской Федерации (федеральной собственности),
за исключением пруда, обводненного карьера, расположенного в границах
земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту
Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу,
юридическому лицу.
Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих
принципах организации законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской
Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти субъекта
Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении полномочий
Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, если это
участие предусмотрено федеральными законами (статья 26.3.1).
Статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральный
закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) предусмотрено, что органы
государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе
устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением
вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной
власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с указанными федеральными законами в законопроекте
предусматривается возможность субъектов Российской Федерации участвовать
в осуществлении полномочий Российской Федерации по финансированию
внутренних водных путей регионального значения.
В соответствии с концептуальным подходом законопроектом
установлены критерии отнесения внутренних водных путей к внутренним
водным путям федерального или регионального значения.
Законопроектом предусмотрено право субъекта Российской Федерации
принимать решение о внесении предложений по созданию внутренних водных
путей регионального значения путем включения отдельных участков рек,
каналов, озер и водохранилищ в Перечень. Решение принимается субъектом
Российской Федерации в инициативном порядке с учетом возможных объемов
финансирования, которые могут быть выделены из бюджета субъекта
Российской Федерации на их обслуживание.
Законопроектом предусматривается предоставить право органам
государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять
финансирование содержания судовых ходов, в том числе проведение путевых
работ, и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных
путях регионального значения, расположенных в границах соответствующего
субъекта Российской Федерации, с осуществлением расходов за счет средств
бюджета субъекта Российской Федерации.
Кроме того, законопроект вносит изменения в Кодекс, позволяющие
субъектам Российской Федерации участвовать в финансировании внутренних
водных путей федерального значения. С изменением законодательства
с 2006 года субъекты Российской Федерации не могут участвовать
в финансировании содержания внутренних водных путей Российской
Федерации, а в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с совершенствованием правового положения
государственных (муниципальных) учреждений» с 2011 года администрации
бассейнов внутренних водных путей осуществляют содержание внутренних
водных путей в рамках государственного задания в пределах бюджетных
ассигнований на эти цели. Вместе с тем имеются обращения субъектов
Российской Федерации о необходимости увеличения гарантированных
габаритов отдельных участков внутренних водных путей Российской
Федерации для организации перевозок пассажиров или завоза грузов.
Статьей 138.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации
предусмотрена возможность предоставления субсидии федеральному бюджету
из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования
исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при
выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной
власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными
законами. При этом цели и условия предоставления и расходования субсидий
федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации
устанавливаются соглашениями между федеральным органом исполнительной
власти и высшим исполнительным органом государственной власти
соответствующего субъекта Российской Федерации, заключаемыми в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации.
В целях улучшения качественных характеристик внутренних водных
путей федерального значения законопроектом предполагается предоставить
субъектам Российской Федерации право участвовать в финансировании
их содержания в качестве дополнительного и необязательного источника
финансирования.
Устанавливаемые законопроектом положения в отношении органов
государственной власти субъекта Российской Федерации не предусматривают
необходимость создания новых органов государственной власти субъекта
Российской Федерации, государственных учреждений субъекта Российской
Федерации и государственных унитарных предприятий субъекта Российской
Федерации, а также осуществления дополнительных бюджетных инвестиций,
платежей из бюджета субъекта Российской Федерации гражданам
и юридическим лицам, увеличения штатной численности государственных
гражданских служащих субъекта Российской Федерации и работников
государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом устраняются выявленные со времени
введения в действие Кодекса отдельные неточности и пробелы в правовом
регулировании отношений, возникающих в сфере внутреннего водного
транспорта.
Так, в целях обеспечения безопасности судоходства на внутренних
водных путях Российской Федерации законопроектом предполагается
распространить действие Кодекса на суда, находящиеся в государственной
или муниципальной собственности (статья 1 Кодекса).
Содержание действующей редакции пункта 3 статьи 1 Кодекса
в его взаимосвязи с положениями статьи 16 Кодекса позволяют
судовладельцам, которые эксплуатируют суда, находящиеся в государственной
и муниципальной собственности, не только не осуществлять
их государственную регистрацию, но и не представлять такие суда для
классификации и освидетельствования, проводимых в соответствии
с требованиями пункта 1 статьи 35 Кодекса. При этом судовладельцы,
мотивируя свои действия вышеуказанными положениями Кодекса, снимают с
учета ранее находившиеся на классификационном учете суда, в том числе
имеющие возраст более 30 лет. Таким образом, контроль за техническим
состоянием этих судов в настоящее время является исключительной
прерогативой судовладельца.
Также законопроектом предполагается статью 3 Кодекса дополнить
основными понятиями, такими как «судовой ход», «буксировка», «судоходное
гидротехническое сооружение», «отстой судна», «оператор порта (причала)»,
которые в настоящее время отсутствуют в действующем законодательстве,
а также, в соответствии с принятым концептуальным подходом уточнить
понятия «внутренние водные пути», «судоходство», «путевые работы», «пункт
отстоя», «инфраструктура внутренних водных путей», «администрация бассейна
внутренних водных путей».
Так, например, законопроектом предлагается ввести понятие «судоходное
гидротехническое сооружение», поскольку данный термин имеет существенное
значение. Нормы и положения в отношении судоходных гидротехнических
сооружений содержит действующее законодательство, в том числе Кодекс
(работы по содержанию судоходных гидротехнических сооружений
(далее — СГТС) и их финансирование, возмещение вреда, причиненного СГТС,
охрана СГТС). При этом отдельные нормативные правовые акты
устанавливают требования для гидротехнических сооружений,
но за исключением судоходных гидротехнических сооружений.
Законопроектом внесено изменение в понятие «внутренние водные пути»,
расширяющее их границы, — «водное пространство в естественных или
искусственных границах, используемое в целях судоходства, включающее
внутренние водные пути федерального значения и внутренние водные пути
регионального значения». Предлагаемое законопроектом определение позволит
в целях обеспечения безопасности судоходства осуществлять государственный
надзор (статья 4.1 действующей редакции Кодекса) и государственный
портовый контроль за судами (статья 38.1 действующей редакции Кодекса) на
всей акватории водных объектов, входящих в состав внутренних водных путей
федерального и регионального значения. Также введено понятие «судовой
ход» — «часть внутреннего водного пути, предназначенная для движения судов
и обозначенная навигационными знаками или иным способом», которое
по смыслу совпадает с понятием «внутренние водные пути» действующей
редакции Кодекса. Данные изменения вызваны необходимостью разделения
вопросов повышения контроля и надзора за безопасностью судоходства на всей
акватории внутренних водных путей Российской Федерации и вопроса
определения объектов финансирования, расположенных на внутренних водных
путях (судовые хода и инфраструктура внутренних водных путей).
Законопроектом предлагается уточнить понятие «инфраструктура
внутренних водных путей». В частности, из числа объектов инфраструктуры
внутренних водных путей предлагается исключить рейды речных портов
и причалов, поскольку законопроектом предполагается функции
по содержанию инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних
водных путях федерального значения возложить на администрации бассейнов
внутренних водных путей, которые отвечают за обеспечение безопасного
судоходства на внутренних водных путях. При этом пунктом 1 статьи 56
действующей редакции Кодекса определено, что обеспечить безопасные
подходы для судов к причалам и безопасную стоянку судов у таких причалов
должны владельцы причалов портов.
Законопроектом предусматривается уточнить наименование объектов
содержания, поскольку в соответствии с принятым концептуальным подходом
предполагается: уточнить понятие внутренних водных путей Российской
Федерации; ввести понятие «судовой ход»; возложить на администрации
бассейнов внутренних водных путей функции по содержанию судовых ходов
и инфраструктуры внутренних водных путей на внутренних водных путях
федерального значения. Соответственно предлагается внести изменения,
предусматривающие утверждение федеральным органом исполнительной
власти в области транспорта правил содержания судовых ходов (статья 8
в редакции законопроекта), которыми предполагается установить требования к
порядку выполнения работ по содержанию судовых ходов в целях обеспечения
безопасности судоходства.
Законопроектом предусматривается дополнить Кодексе положением,
что форма и порядок ведения судового билета устанавливаются правилами
государственной регистрации судов (статья 14 Кодекса).
В целях обеспечения единообразия изложения в Кодексе положений
о регистрации судов и судовых реестров законопроектом предполагается
дополнить Кодекс положением в отношении регистрации строящихся судов
(статьи 15 и 18 Кодекса) и судовых реестров (статьи 16, 19 и 21 Кодекса).
Положениями пункта 3 статьи 30 Кодекса предусмотрено, что капитан
судна является представителем грузовладельца в отношении сделок,
вызываемых нуждами груза, но не предусмотрено аналогичное положение
в части обеспечения безопасности плавания судна, что вызывает значительные
трудности при проведении государственного портового контроля
на внутренних водных путях Российской Федерации, в связи с чем
законопроект предлагается дополнить положением в отношении капитана
судна, возложив на него обязанность быть представителем судовладельца
в части обеспечения безопасности плавания судна (статья 30 Кодекса).
Законопроектом предполагается уточнить положения, относящиеся
к оформлению транспортных документов при оформлении буксировки судов,
плотов и иных плавучих объектов (статья 88 Кодекса). По аналогии
с оформлением перевозок грузов предлагается Кодекс дополнить положением,
что стороны договора буксировки вправе предусмотреть применение
коносамента в качестве буксировочного документа, выдаваемого перевозчиком.
Законопроектом не предусматривается внесение изменений
в Пояснительная записка к Федеральному закону от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской
Федерации», поскольку предлагаемые изменения Кодекса не затрагивают
нормы водного законодательства.
Реализация данного законопроекта не предполагает образования новых
федеральных органов исполнительной власти и будет осуществляться
в пределах установленных Правительством Российской Федерации предельной
численности работников центральных аппаратов и территориальных органов
соответствующих федеральных органов исполнительной власти, а также
бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам в федеральном
бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
В Федеральном Собрании Российской Федерации проекты федеральных
законов, концепция которых предусматривает нормы, аналогичные
содержащимся в законопроекте, не находятся.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: