Пояснительная записка к Федеральному закону 369-ФЗ 14.12.2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 11
Федерального закона «О парламентском контроле»
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 11
Федерального закона «О парламентском контроле» (далее — законопроект)
подготовлен во исполнение поручения Государственной Думы о
необходимости рассмотрения в рамках предварительного парламентского
контроля информации Министерства экономического развития Российской
Федерации о наличии проектно-сметной документации с положительным
заключением государственной экспертизы на объекты капитального
строительства, реконструкции, включенные в федеральную адресную
инвестиционную программу на очередной финансовый год и плановый
период (на текущий финансовый год), а также об объемах
перераспределения главными распорядителями средств федерального
бюджета ассигнований по объектам капитального строительства и
реконструкции.
Включение такой нормы в Пояснительная записка к Федеральному закону «О парламентском
контроле» обусловлено тем, что, несмотря на значительный объем
бюджетных ассигнований, выделяемых федеральным бюджетом на
финансирование федеральной адресной инвестиционной программы
(далее — ФАИП), в бюджетном законодательстве не предусмотрено
утверждение этих расходов отдельным приложением к федеральному
бюджету.
Расходы федерального бюджета на ФАИП в 2015 году
предусмотрены в объеме 1 086,3 млрд. рублей, что выше уровня 2014 года
на 244,7 млрд. рублей, или на 29 процентов. Доля ФАИП в общем объеме
расходов федерального бюджета увеличивается с 6 процентов в 2014 году
до 8,9 процента в 2015 году.
Последний раз приложение к федеральному бюджету об объеме
расходов по ФАЙЛ С распределением по стройкам и объектам
утверждалось на 2002 год, и только начиная с 2011 года информация об
объектах капитального строительства ФАЙЛ представляется в виде
государственного информационного ресурса в сети Интернет.
При этом проблемы, связанные с формированием и исполнением
федеральной адресной инвестиционной программы, сохранились.
Так, из 897 строек и объектов, предусмотренных к вводу в 2013 году,
введено на полную мощность лишь 528 объектов или 58,9 процента.
По состоянию на 1 июля 2014 года, по данным Минэкономразвития
России, из предусмотренных к вводу в 2014 году 825 объектов (без учета
специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ) было
введено в эксплуатацию 49 объектов или 5,9 процента.
По результатам выборочных проверок Счетной палаты установлено,
что по состоянию на начало сентября 2014 года отсутствовала
утвержденная проектно-сметная документация с положительным
заключением государственной экспертизы по 800 объектам капитального
строительства, бюджетные ассигнования на реализацию которых учтены
в законопроекте или 50 процентов от их общего количества.
По данным Росстата, объемы незавершенного строительства по
организациям государственной власти и управления федерального уровня
по состоянию на 1 января 2014 года составили 485,2 млрд. рублей
(включая объекты капитального строительства, на которых проводятся
только проектные и изыскательские работы) и увеличились по сравнению
с 1 января 2013 года на 183,0 млрд. рублей, или на 60,5 процента.
Проверками Счетной палаты также установлен значительный рост
объема дебиторской задолженности главных распорядителей средств
федерального бюджета в основном по инвестиционным расходам. По
состоянию на 1 июля 2014 года дебиторская задолженность составила
191,8 млрд. рублей.
В 2013 году при внесении изменений в Бюджетный кодекс
Государственной Думой была поставлена задача о необходимости
установления парламентского контроля за эффективностью использования
средств, выделяемых на финансирование ФАИП, и принята поправка о
включении в состав документов, представляемых в Государственную
Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и плановый период, данных по
ФАИП, в том числе информации об объектах капитального строительства,
бюджетные ассигнования на которые на очередной финансовый год
превышают 1,5 миллиарда рублей.
При этом требования к составу этих данных нормативными
правовыми актами Правительства Российской Федерации не установлены.
В составе данных по проекту ФАИП отсутствует информация о:
количестве объектов, их мощности, сроке ввода в эксплуатацию, наличии
утвержденной проектно-сметной документации и положительного
заключения государственной экспертизы, проведении публичного
технологического и ценового аудита по объектам, объеме использованных
по инвестиционному проекту средств федерального бюджета с начала его
реализации.
Кроме этого, в данных по проекту ФАИП также отсутствует
информация о причинах прекращения финансирования на очередной
финансовый год объектов незавершенного строительства, ранее
осуществляемого за счет средств федерального бюджета.
Такое положение не позволяет парламенту не только дать оценку
направления более 1 трлн.рублей на стимулирование и поддержание
экономического роста при рассмотрении проекта федерального бюджета,
но и определить эффективность использования этих средств в ходе
исполнения бюджета.
Решение этой проблемы особенно актуально в связи с реализацией
Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого
развития экономики и социальной стабильности в 2015 году, одним из
пунктов которого является приоритизация объектов ФАИП и федеральных
целевых программ с целью концентрации ресурсов в первую очередь на
объектах, вводимых в эксплуатацию в 2015 году, и на отдельных особо
значимых объектах.
При этом анализ материалов, внесенных с проектом федерального
закона о внесении изменений в федеральный бюджет на 2015 год,
свидетельствует об отсутствии единого подхода в приоритизации объектов
ФАИП, по которым планируется сокращение бюджетных ассигнований. В
частности отсутствует информация об уменьшении объемов бюджетных
инвестиций в связи с отсутствием утвержденной в установленном порядке
проектной документации по объектам капитального строительства и (или)
детализации мероприятий (укрупненных инвестиционных проектов),
включенных в ФАИП.
Кроме того, уменьшение бюджетных ассигнований лишь
на 10 процентов по ряду объектов, включенных в ФАИП на 2015 год с
ограничениями на выполнение работ и финансирование, свидетельствует о
наличии резервов для оптимизации расходов.
В целях повышения эффективности использования средств,
выделяемых на финансирование ФАИП, и решения проблем, связанных с
формированием и исполнением ФАИП, необходимо в рамках
предварительного парламентского контроля при рассмотрении проектов
федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый
год и плановый период (о внесении изменений в федеральный бюджет на
очередной финансовый год и плановый период) осуществлять
рассмотрение информации, представляемой Министерством
экономического развития Российской Федерации, о наличии проектно-
сметной документации с положительным заключением государственной
экспертизы на объекты капитального строительства, реконструкции,
включенные в ФАЙЛ на очередной финансовый год и плановый период
(на текущий финансовый год), а также об объемах перераспределения
главными распорядителями средств федерального бюджета ассигнований
по объектам капитального строительства и реконструкции.
Для обеспечения парламентского контроля и выполнения
поручений Государственной Думы также одновременно вносятся
изменения в Бюджетный кодекс, в части включения в состав федерального
закона о федеральном бюджете отдельного приложения по расходам на
реализацию ФАИП на очередной финансовый год и плановый период.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: