Пояснительная записка к Федеральному закону 394-ФЗ 29.12.2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
законодательства в сфере обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Проектом федерального закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
законодательства в сфере обязательного социального страхования от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
(далее — законопроект) предусматривается внесение изменений в следующие
законодательные акты Российской Федерации:
Пояснительная записка к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону № 125-ФЗ);
Пояснительная записка к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном
социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с
материнством» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону № 255-ФЗ);
Пояснительная записка к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону № 212-ФЗ).
Кроме того, законопроектом предусматривается признать утратившим
силу пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ
«О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в
части совершенствования процедур государственной регистрации и
постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Законопроект подготовлен в целях унификации правовых норм в сфере
обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний с нормами других видов
обязательного социального страхования, регулирующих аналогичные
правоотношения, а также повышения эффективности правоприменительной
практики.
При разработке законопроекта изучена практика применения
федеральных законов страховщиком, проанализированы принятые судебные
решения по конкретным делам, предложения, поступившие от
Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также учтена
информация, содержащаяся в обращениях граждан и организаций.
25031885.doc
Исходя из цели вносимых изменений, законопроектом
предусматривается следующее.
Содержание понятий «страховой случай» и «профессиональное
заболевание» приводится в соответствие с Федеральным законом № 125-ФЗ,
согласно которому право на получение страховых выплат также
предоставляется в случае смерти застрахованного в результате наступления
страхового случая. Понятие «заработок застрахованного» осовременивается с
учетом действующего законодательства Российской Федерации.
Кроме того, с учетом норм Гражданского кодекса Российской Федерации
и Федерального закона № 212-ФЗ конкретизируются нормы, связанные с
обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний физических лиц,
выполняющих работу на основании гражданско-правового договора.
Нормы Федерального закона № 125-ФЗ и Федерального закона
№ 255-ФЗ, связанные с регистрацией страхователей, унифицируются с
нормами Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». При
этом увеличивается время подачи заявления о регистрации в качестве
страхователя с 10 до 30 дней. Одновременно в законопроекте прописаны
положения, регулирующие порядок снятия с учета страхователей.
Законопроектом более детально прописываются положения, связанные с
определением размера утраченного застрахованным в результате наступления
страхового случая заработка. В качестве минимальной социальной гарантии
предполагается использовать минимальный размер оплаты труда (далее —
МРОТ), установленный федеральным законом на день обращения за
назначением обеспечения по страхованию.
Это изменение обусловлено тем, что согласно Трудовому кодексу
Российской Федерации при повреждении здоровья или в случае смерти
работника вследствие несчастного случая на производстве либо
профессионального заболевания работнику (его семье) возмещается его
утраченный заработок (доход). Данное изменение не коснется исчисления
ежемесячных страховых выплат застрахованному, не достигшему 18-летнего
возраста на момент назначения обеспечения по страхованию. Вступление в
силу указанной нормы планируется с 1 января 2018 г. Как следует из
статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, минимальный размер
оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской
Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины
прожиточного минимума трудоспособного населения. За последние десять лет
25031885.doc
МРОТ увеличился почти в десять раз, а величина прожиточного минимума
выросла в 3 раза. Предполагается, что к 2018 году МРОТ достигнет уровня
прожиточного минимума, что отвечает требованиям действующего
законодательства.
Законопроектом предусматривается в случае, если застрахованный
(страхователь) не имеет возможности представить справку (справки) о
заработке, из которого должна быть исчислена ежемесячная страховая
выплата, то территориальный орган страховщика по заявлению
застрахованного лица будет направлять запрос в территориальный орган
Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении сведений о
заработной плате, иных выплатах и вознаграждениях застрахованного лица у
соответствующего страхователя за календарный год, предшествующий году, в
котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен
диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного)
установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности, на
основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в
системе обязательного пенсионного страхования. Форма указанного заявления
застрахованного лица, форма и порядок направления запроса, форма, порядок
и сроки представления запрашиваемых сведений территориальным органом
Пенсионного фонда Российской Федерации будут устанавливаться Минтрудом
России.
Исходя из внесенных в Пояснительная записка к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г.
№ 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» изменений, отменивших проведение
обязательного ежегодного аудита в государственных внебюджетных фондах,
законопроектом признается утратившей силу норма, согласно которой не реже
одного раза в год страховщик обеспечивал осуществление проверки своей
финансово-хозяйственной деятельности специализированной аудиторской
организацией, имеющей соответствующую лицензию.
Законопроектом также регулируются правоотношения, связанные с:
контролем за уплатой страховых взносов; привлечением страхователей к
ответственности; сроком уплаты страховых взносов;
обязанностью банков по предоставлению информации, составляющей
банковскую тайну;
участием страхователя в отношениях, регулируемых Федеральным
законом № 125-ФЗ;
перечнем документов, необходимых для назначения обеспечения по
страхованию.
25031885.doc
Кроме того, законопроект уточняет, какие нормативные правовые акты в
области данного вида обязательного социального страхования принимаются
непосредственно Правительством Российской Федерации или принимаются в
порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит повысить качество осуществления
обязательного социального страхования от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: