Пояснительная записка к Федеральному закону 395-ФЗ 01.12.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О создании межрайонных судов и об
упразднении некоторых районных, городских судов Республики
Башкортостан»
Проект федерального закона «О создании межрайонных судов и об
упразднении некоторых районных, городских судов Республики
Башкортостан» разработан в соответствии со статьями 1, 3, 32, 33
Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции
в Российской Федерации», статьей 17 Федерального конституционного закона
«О судебной системе Российской Федерации».
Принятие предлагаемого проекта федерального закона позволит привести
систему районных, городских судов Республики Башкортостан в соответствие
с требованиями действующего федерального законодательства.
Проект предусматривает упразднение некоторых малосоставных судов
(судов со штатной численностью 2-3 судьи) и создание районных судов, более
крупных по численному составу судей.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации суд первой инстанции рассматривает
уголовные дела в следующем составе: коллегия из трех судей федерального
суда общей юрисдикции — уголовные дела о преступлениях, предусмотренных
статьями 205, 206 частями второй — четвертой, 212 частью первой, 275, 276,
278, 279, 281 частями второй и третьей Уголовного кодекса Российской
Федерации, а при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до
назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации, уголовные дела о
преступлениях, предусмотренных статьями 105 частью второй, 126 частью
третьей, 131 частями третьей — пятой, 132 частями третьей — пятой, 134 частями
четвертой — шестой, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 208 частью первой, 209,
210 частями первой, третьей и четвертой, 211, 227, 228.1 частью пятой, 229.1 2
частью четвертой, 277, 281 частью первой, 295, 317, 353 — 358, 359 частями
первой и второй и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 47 Конституции Российской Федерации никто
не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к
подсудности которых оно отнесено законом.
В настоящее время на территории Республики Башкортостан действуют
двадцать пять судов, штатная численность судей в каждом из которых
составляет две единицы, — Агидельский городской суд, Межгорьевский
городской суд, Архангельский, Аскинский, Балтачевский, Белебеевский,
Белокатайский, Благоварский, Бураевский, Бурзянский, Ермекеевский,
Зианчуринский, Зилаирский, Кигинский, Мечетлинский, Миякинский,
Мишкинский, Нуримановский, Салаватский, Стерлибашевский,
Татышлинский, Федоровский, Хайбуллинский, Чекмагушевский, Шаранский
районные суды Республики Башкортостан, которые по существу не могут
реализовать требования Конституции Российской Федерации и положения
Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
Анализ нагрузки судей указанных районных судов и перспектива
изменения численности населения районов свидетельствуют о
нецелесообразности введения в них дополнительных единиц судей. В этом
случае нагрузка на каждого из судей указанных районных судов будет
значительно ниже среднереспубликанской. Средний республиканский
показатель нагрузки составил в 2011 году 53,5, в 2012 году — 57,2, в 2013 году —
60,5.
Так, анализ нагрузки Бакалинского, Чекмагушевского районных судов
республики показал следующее.
В Бакалинском районном суде со штатной численностью 3 единицы в
течение последних трех лет общая нагрузка не превышает средний показатель
среди судов с такой же штатной численностью судей. Так, общая нагрузка в
2011 году составила 32,8, в 2012 году — 34,9, в 2013 году — 29,7. 3
В Чекмагушевском районном суде со штатной численностью 2 единицы
общая нагрузка в течение трех лет является нестабильной и также не
превышает средний показатель среди 2 — 3-составных судов: в 2011 году — 28,6,
в 2012 году — 39,6, в 2013 году — 55,6. При объединении этих двух судов общая
нагрузка при численности судей 4 человека составит 50,1, при этом показатель
по республике не превысит.
Создание Чекмагушевского межрайонного суда Республики Башкортостан
со штатной численностью 4 судьи позволит высвободить одну штатную
единицу для дальнейшего распределения внутри судебной системы Республики
Башкортостан.
Анализируя работу Аскинского, Караидельского районных судов
республики, мы видим, что общая нагрузка судов в течение 2011 — 2013 годов
изменялась, но не значительно. В 2011 году общая нагрузка Аскинского
районного суда со штатной численностью 2 единицы составляла 31,1, в 2012
году — 32,3, в 2013 году — 34,7.
Общая нагрузка Караидельского районного суда со штатной численностью
3 единицы в период с 2011 года по 2013 год не превышает показатель судов с
такой же штатной численностью судей. В 2011 году она составляла 40,3, в 2012
году — 39,7, в 2013 году — 36,8. При объединении этих двух судов общая
нагрузка при численности судей 4 человека составит 45,9, показатель ниже
среднереспубликанского.
Создание Караидельского межрайонного суда Республики Башкортостан
со штатной численностью 4 судьи позволит высвободить одну штатную
единицу для дальнейшего распределения внутри судебной системы Республики
Башкортостан.
Вместе с тем нагрузка судей указанных районных судов свидетельствует о
нецелесообразности введения в них дополнительных единиц судей. В этом
случае нагрузка на каждого из судей указанных районных судов будет
значительно ниже среднереспубликанской, кроме того, увеличение штатной
численности судей в каждом из районных судов до минимально необходимых 3 4
единиц потребует изыскания дополнительных помещений для судов, повлечет
другие дополнительные расходы бюджетных средств на материально-
техническое обеспечение судей и работников аппарата судов, что
представляется нецелесообразным.
Предлагаемый проект федерального закона «О создании межрайонных
судов и об упразднении некоторых районных, городских судов Республики
Башкортостан» позволит равномерно распределить нагрузку судей и
высвободить штатные единицы для дальнейшего распределения внутри
судебной системы Республики Башкортостан.
При объединении Ермекеевского (двухсоставный) и Бижбулякского
(трехсоставный) районных судов Республики Башкортостан создается
Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан с численностью
судей 3 человека, что позволит высвободить две штатные единицы для
дальнейшего распределения внутри судебной системы республики.
При объединении Белорецкого городского суда (8-составный),
Белорецкого районного суда (трехсоставный), Межгорьевского городского суда
(двухсоставный) и Бурзянского районного суда (двухсоставный) Республики
Башкортостан создается Белорецкий межрайонный суд Республики
Башкортостан с численностью судей 14 человек, что позволит высвободить
одну штатную единицу для дальнейшего распределения внутри судебной
системы республики.
При объединении Кигинского (двухсоставный), Белокатайского
(двухсоставный) и Мечетлинского (двухсоставный) районных судов
Республики Башкортостан создается Белокатайский межрайонный суд
Республики Башкортостан с численностью судей 5 человек, что позволит
высвободить одну штатную единицу для дальнейшего распределения внутри
судебной системы республики.
При объединении Салаватского (двухсоставный) и Дуванского
(трехсоставный) районных судов Республики Башкортостан создается
Салаватский межрайонный суд Республики Башкортостан с численностью 5
судей 4 человека, что позволит высвободить одну штатную единицу для
дальнейшего распределения внутри судебной системы республики.
При объединении Миякинского (двухсоставный), Федоровского
(двухсоставный) и Стерлибашевского (двухсоставный) районных судов
Республики Башкортостан создается Стерлибашевский межрайонный суд
Республики Башкортостан с численностью судей 5 человек, что позволит
высвободить одну штатную единицу для дальнейшего распределения внутри
судебной системы республики.
При объединении Гафурийского (трехсоставный) и Аургазинского
(трехсоставный) районных судов Республики Башкортостан создается
Гафурийский межрайонный суд Республики Башкортостан с численностью
судей 4 человека, что позволит высвободить две штатные единицы для
дальнейшего распределения внутри судебной системы республики.
При объединении Бураевского (двухсоставный), Татышлинского
(двухсоставный) и Балтачевского (двухсоставный) районных судов Республики
Башкортостан создается Балтачевский межрайонный суд Республики
Башкортостан с численностью судей 5 человек, что позволит высвободить одну
штатную единицу для дальнейшего распределения внутри судебной системы
республики.
При объединении Туймазинского (9-составный) и Шаранского
(двухсоставный) районных судов Республики Башкортостан создается
Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан с численностью
судей 11 человек.
При объединении Бирского (5-составный) и Мишкинского
(двухсоставный) районных судов Республики Башкортостан создается Бирский
межрайонный суд Республики Башкортостан с численностью судей 7 человек.
При объединении Зианчуринского (двухсоставный) и Кугарчинского
(трехсоставный) районных судов Республики Башкортостан создается
Кугарчинский межрайонный суд Республики Башкортостан с численностью 6
судей 4 человека, что позволит высвободить одну штатную единицу для
дальнейшего распределения внутри судебной системы республики.
При объединении Зилаирского (двухсоставный) и Хайбуллинского
(двухсоставный) районных судов Республики Башкортостан создается
Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан с численностью судей
3 человека, что позволит высвободить одну штатную единицу для дальнейшего
распределения внутри судебной системы республики.
При объединении Кармаскалинского (четырехсоставный) и
Архангельского (двухсоставный) районных судов Республики Башкортостан
создается Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан с
численностью судей 5 человек, кроме того, в рамках указанного объединения
высвобождается одна штатная единица для дальнейшего распределения внутри
судебной системы субъекта Республики Башкортостан в целях равномерного
распределения нагрузки судей республики.
При объединении Благоварского (двухсоставный) и Буздякского
(трехсоставный) районных судов Республики Башкортостан создается
Благоварский межрайонный суд Республики Башкортостан с численностью
судей 4 человека, что позволит высвободить одну штатную единицу.
При объединении Агидельского городского суда (двухсоставный),
Краснокамского районного суда (трехсоставный) и Калтасинского районного
суда (трехсоставный) создается Краснокамский межрайонный суд Республики
Башкортостан с численностью судей 7 человек. Таким образом,
высвобождается одна штатная единица для дальнейшего распределения внутри
судебной системы субъекта Республики Башкортостан.
При объединении Иглинского (5-составный) и Нуримановского
(двухсоставный) районных судов Республики Башкортостан создается
Иглинский межрайонный суд Республики Башкортостан с численностью судей
6 человек, что позволит высвободить одну штатную единицу.
При объединении Куюргазинского районного суда (трехсоставный) и
Кумертауского городского суда (7-составный) Республики Башкортостан 7
создается Кумертауский межрайонный суд Республики Башкортостан с
численностью судей 9 человек, что позволит высвободить одну штатную
единицу.
Таким образом, в случае принятия предлагаемого проекта федерального
закона «О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых
районных, городских судов Республики Башкортостан» упразднение некоторых
районных, городских судов Республики Башкортостан с передачей
относящихся к их ведению вопросов осуществления правосудия созданным
межрайонным судам позволит равномерно распределить нагрузку судей, что в
конечном итоге приведет к сокращению сроков рассмотрения судебных дел и
повышению качества их рассмотрения.
Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О
судах общей юрисдикции в Российской Федерации» и Федеральный
конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе
Российской Федерации» позволяют создать районный суд в судебном районе,
территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы
территории нескольких районов или иных соответствующих им
административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации,
передав одновременно вопросы осуществления правосудия в юрисдикцию
другого суда.
Кроме того, планируется присоединить малосоставные районные суды к
более крупным по численному составу городским судам.
Так, на территориях Белебеевского района и города Белебея Республики
Башкортостан, Стерлитамакского района и города Стерлитамака Республики
Башкортостан действуют одноименные городские и районные суды.
Согласно части 1 статьи 32 Федерального конституционного закона «О
судах общей юрисдикции в Российской Федерации» районный суд создается
федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает
территорию одного района, города или иной соответствующей им 8
административно-территориальной единицы субъекта Российской Федерации.
Исходя из положений указанной статьи предлагается:
— упразднить Белебеевский районный суд Республики Башкортостан
(двухсоставный), передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления
правосудия в юрисдикцию Белебеевского городского суда Республики
Башкортостан (7-составный), в результате штатная численность Белебеевского
городского суда Республики Башкортостан составит 8 человек, что позволит
высвободить одну штатную единицу;
— упразднить Стерлитамакский районный суд Республики Башкортостан
(трехсоставный), передав относящиеся к его ведению вопросы осуществления
правосудия в юрисдикцию Стерлитамакского городского суда Республики
Башкортостан (20-составный).
При разработке проекта федерального закона «О создании межрайонных
судов и об упразднении некоторых районных, городских судов Республики
Башкортостан» были приняты во внимание и учитывались численность
населения административных образований, входящих в создаваемый судебный
район, количество судей, нагрузка на них, развитость транспортной
инфраструктуры, размещение иных органов власти, их территориальных
подразделений, в том числе прокуратуры, следствия, судебных приставов и др.
Штатная численность судей и сотрудников аппаратов из упраздненных
судов будет передана во вновь созданные межрайонные, городские суды.
В помещениях упраздняемых районных судов будет работать достаточное
количество судей и работников аппаратов вновь созданных укрупненных
межрайонных судов.
Право граждан на доступ к правосудию ограничено не будет, так как схема
размещения судов не изменится, граждане смогут реализовывать право на
обращение в суд с учетом места их проживания.
Принятие предлагаемого проекта федерального закона позволит без
увеличения штатной численности судей Республики Башкортостан равномерно
распределить нагрузку судей республики, высвободив 19 единиц штатной 9
численности и целесообразно увеличив численность судей других судов
республики, имеющих стабильно высокие показатели нагрузки.
Так, общая нагрузка судей республики в 2011 году составила 53,5 дела на
одного судью в месяц, тогда как уже в 2012 году — 57,2, что на 3,7 больше, в
2013 году нагрузка судей составила 60,5, что на 3,3 больше, чем за 12 месяцев
2012 года.
В республике имеются районные, городские суды, нагрузка в которых
стабильно ниже среднего показателя по республике, например Межгорьевский
(21,9), Бурзянский (28,1), Бижбулякский (26,6), Калтасинский (31,7).
Вместе с тем в республике имеются суды с нагрузкой, значительно
превышающей средние показатели по республике, которые нуждаются в
увеличении штата судей, например Ленинский районный суд (нагрузка
составляет 126,2 дела на одного судью в месяц), Кировский районный суд г.
Уфы (95,4 дела), Октябрьский районный суд г. Уфы (79,6 дела), Калининский
районный суд г. Уфы (73,5 дела).
Соблюдение статьи 47 Конституции Российской Федерации, в
соответствии с которой никто не может быть лишен права на рассмотрение его
дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом,
возможно реализовать лишь принятием предлагаемого проекта федерального
закона «О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых
районных, городских судов Республики Башкортостан».
Принятие предлагаемого проекта федерального закона не повлечет за
собой ограничение доступности правосудия для граждан.
В настоящее время в Республике Башкортостан действует 71 районный,
городской суд Республики Башкортостан и 1 Уфимский гарнизонный военный
суд. В рамках проекта федерального закона «О создании межрайонных судов и
об упразднении некоторых районных, городских судов Республики
Башкортостан» предлагается упразднить 46 районных, городских судов
республики и на базе упраздняемых судов создать 18 межрайонных судов, 2
городских суда. Таким образом, всего в результате принятия проекта 10
федерального закона в республике будет действовать 45 районных, городских,
межрайонных судов республики и 1 Уфимский гарнизонный военный суд.
Создание более крупных по своему составу межрайонных судов позволит
ввести специализацию судей по рассмотрению отдельных категорий дел.
Говоря о специализации судей, следует отметить, что ее введение является
одним из самых эффективных направлений совершенствования правосудия.
При реализации предложений по укреплению районных судов можно было бы
ввести специализацию судей по рассмотрению административных дел, дел,
вытекающих из трудовых отношений и социальных правоотношений, и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: