Пояснительная записка к Федеральному закону 408-ФЗ 29.12.2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
и признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации по вопросам
лицензирования отдельных видов деятельности»
Проект федерального закона «О внесении изменений и признании
утратившими силу отдельных положений законодательных актов
Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов
деятельности» (далее — проект закона) разработан во исполнение
поручения Правительства Российской Федерации о приведении нормативных
правовых актов в соответствие с Федеральным законом от 4 мая 2011г.
№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон
№ 99-ФЗ).
Проектом закона предусматривается внесение изменений в тринадцать
законодательных актов Российской Федерации, которые содержат положения
о лицензировании отдельных видов деятельности, а также признание
утратившими силу положений о лицензировании конкретных видов
деятельности, содержащихся в десяти законодательных актах Российской
Федерации.
Изменения касаются исключения норм, дублирующих положения Закона
№ 99-ФЗ, а также норм о лицензировании видов деятельности, лицензирование
которых не предусмотрено Законом № 99-ФЗ, и норм, противоречащих
положениям Закона № 99-ФЗ.
В частности, в Законе Российской Федерации от 11 марта 1992 г.
№ 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской
Федерации» исключаются нормы, дублирующие нормы Закона № 99-ФЗ при
условии сохранения норм, устанавливающих особенности лицензирования
в данных сферах деятельности.
23040825.doc
2
В связи с отменой лицензирования нотариальной деятельности
в «Основах законодательства Российской Федерации о нотариате» исключается
обязанность нотариуса иметь лицензию для осуществления нотариальной
деятельности, при этом вводится условие о наличии у него квалификационного
свидетельства.
В Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической
экспертизе» частично исключаются нормы, согласно которым материалы
обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности,
оказывающие негативное воздействие на окружающую среду
и лицензирование которых осуществлялось в соответствии с Федеральным
законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных
видов деятельности», являются объектами государственной экологической
экспертизы федерального уровня. Исключение данных норм обусловлено тем,
что Пояснительная записка к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании
отдельных видов деятельности», признан утратившим силу Законом № 99-ФЗ,
а также в силу того, что Закон № 99-ФЗ не содержит определения «материалы
обоснования лицензий».
Действие данной нормы сохраняется только в отношении деятельности
в области использования атомной энергии.
Проектом закона также предусматривается внесение изменений
в Пояснительная записка к Федеральному закону от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее —
Закон № 150-ФЗ) в отношении лицензирования видов деятельности,
регулирование которых осуществляется в соответствии с Законом № 150-ФЗ.
Экспонирование и коллекционирование по сути не являются видами
деятельности, лицензирование которых должно осуществляться в порядке,
установленном Законом № 99-ФЗ, поскольку может осуществляться
физическими лицами, не являющимися ни юридическими лицами, ни
индивидуальными предпринимателями, как это предусмотрено Гражданским
кодексом Российской Федерации (статьи 23 и 49) и Законом № 99-ФЗ.
Кроме того, коллекционирование является формированием культурно-
исторических собраний в научных, информационных и познавательных целях,
23040825.doc
3
экспонирование оружия осуществляется в рамках выставок, то есть разовых
мероприятий, в том числе владельцами коллекций.
В связи с этим в статью 9 Закона № 150-ФЗ вносится изменение,
согласно которому контроль при осуществлении коллекционирования
и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов
к оружию будет осуществляться в соответствии с разрешительной системой
в форме лицензирования, порядок которого установлен Законом № 150-ФЗ.
Проектом закона предлагается новая редакция статьи 9.1 Закона
№ 150-ФЗ, в которой содержится отсылочная норма об осуществлении
лицензирования деятельности по разработке, производству, испытанию,
хранению, ремонту и утилизации гражданского и служебного оружия
и основных частей огнестрельного оружия, торговле гражданским
и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, а также
разработке, производству, испытанию, хранению, реализации и утилизации
патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов
к гражданскому и служебному оружию в соответствии с законодательством
Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.
Проектом закона предлагается признать утратившей силу часть 6
статьи 18 Закона № 150-ФЗ, содержащей положение, согласно которому
лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему
не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для
торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему.
Согласно статье 55 Гражданского кодекса Российской Федерации
филиалом является обособленное подразделение юридического лица, а не
юридическое лицо.
Согласно Закону № 99-ФЗ юридическое лицо вправе получить лицензию
на осуществление деятельности при условии соблюдения им лицензионных
требований. В случае наличия у юридического лица филиала, действие
лицензии, полученной таким юридическим лицом, может осуществляться
в филиале этого юридического лица только при условии выполнения
лицензионных требований в данном филиале, а также при указании его адреса
в лицензии юридического лица. Кроме того, филиал может осуществлять иные
23040825.doc
4
виды деятельности, не подлежащие лицензированию, в связи с чем введение
запрета на его открытие необоснованно.
Таким образом, норма, содержащаяся в части 6 статьи 18 Закона
№ 150-ФЗ о запрете открытия филиала при наличии у юридического лица
указанной лицензии, не соответствует указанным положениям, в связи с чем
предлагается признать ее утратившей силу.
В связи с изменением наименования лицензируемого вида деятельности
в области обращения наркотических средств и психотропных веществ вносятся
соответствующие изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону от 8 января 1998 г. № З-ФЗ
«О наркотических средствах и психотропных веществах».
В целях унификации наименований видов деятельности, исключающей
необходимость внесения изменений при изменении наименования
лицензируемого вида деятельности, в федеральные законы от 24 июня 1998 г.
№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 30 марта 1999 г.
№ 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
от 25 июня 2002 г. № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках
истории и культуры) народов Российской Федерации», от 29 декабря 2006 г.
№ 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации
и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые
законодательные акты Российской Федерации», от 12 апреля 2010 г. №61-ФЗ
«Об обращении лекарственных средств» и от 21 ноября 2011г. № 323-ф3
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» вносится
отсылочная норма, согласно которой лицензирование в указанной сфере
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
о лицензировании отдельных видов деятельности.
В связи с тем, что порядок лицензирования установлен Законом
№ 99-ФЗ, который не содержит нормы о возможности установления
особенностей процедур лицензирования деятельности по производству
лекарственных средств, в статье 8 Федерального закона от 12 апреля 2010 г.
№ 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» исключаются положения,
относящиеся к процедурам лицензирования данного вида деятельности.
23040825.doc
5
В соответствии с пунктами 9 и 10 части 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ
лицензированию подлежит деятельность по хранению гражданского
и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, а также
патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов.
Лицензирование данной деятельности должно регламентироваться
соответствующим нормативным правовым актом, в котором будут определены
лицензируемые органы, в соответствии с установленной компетенцией,
в том числе и МВД России.
Вместе с тем пунктом 20 части 1 статьи 12 Федерального закона
от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» на полицию возложены обязанности
по выдаче организациям разрешений на хранение оружия и патронов. Иные
обязанности могут быть возложены на полицию только внесением изменений
в названный федеральный закон.
В этой связи в пункт 20 части 1 статьи 12 Федерального закона
от 7 февраля 2011г. № З-ФЗ «О полиции» вносится изменение в части
корректировки полномочий полиции по лицензированию деятельности
по хранению гражданского и служебного оружия, основных частей
огнестрельного оружия, а также патронов и составных частей патронов,
а также экспонированию и (или) коллекционированию оружия, основных
частей огнестрельного оружия и патронов к нему.
Отдельные положения законов излагаются в новой редакции,
позволяющей сохранить смысловое значение, согласованность
и взаимосвязанность их норм, а также признаются утратившими силу
отдельные нормы законов, которыми корректировались предлагаемые
к изменению нормы.
В Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее — Кодекс) вносятся изменения, предусматривающие
исключение статьи 13.3, которой устанавливаются санкции за осуществление
проектирования, строительства, изготовление, приобретение, установку или
эксплуатацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств
без лицензии, поскольку лицензирование указанных видов деятельности
Законом № 99-ФЗ не предусмотрено.
23040825.doc
6
Редакция статей 14.1 и 19.20 Кодекса, которыми устанавливаются санкции
за правонарушения в области лицензирования в отношении хозяйствующих
субъектов, которые намерены осуществлять или осуществляют лицензируемые
виды деятельности, содержащиеся в перечне статьи 12 Закона № 99-ФЗ,
приводится в соответствие с положениями Закона № 99-ФЗ.
Принимая во внимание, что размеры санкций не изменялись с 2005 года,
а также социальную значимость лицензируемых видов деятельности предлагается
внести соответствующую корректировку в вышеназванные статьи Кодекса в
сторону увеличения размеров санкций.
Законом № 99-ФЗ установлена норма, относящая к компетенции
Правительства Российской Федерации полномочия по определению
исчерпывающего перечня грубых нарушений в положениях о лицензировании
конкретных видов деятельности, а также установлены критерии отнесения
нарушений лицензионных требований к грубым нарушениям, в связи с этим
из статей 14.1 и 19.20 Кодекса исключаются соответствующие примечания
об определении таких перечней.
В связи с тем, что Законом 99-ФЗ не предусмотрено наличие у лицензиата
лицензионной карточки, в статьи 23.3, 23.36 и 23.77 Кодекса вносятся
соответствующие изменения.
Проект закона направлен на упорядочение системы лицензирования на
территории Российской Федерации, исключение возможности применения
множества правовых норм, регламентирующих процедуры лицензирования.
Принятие закона позволит обеспечить реализацию единой государственной
политики в области лицензирования отдельных видов деятельности.
Реализация закона не потребует дополнительных расходов из федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: