Пояснительная записка к Федеральному закону 421-ФЗ 22.12.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «Об особенностях правового
регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной
защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному
страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на
территориях Республики Крым и города федерального значения
Севастополя»
Проект федерального закона «Об особенностях правового регулирования
отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты
(поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию
отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики
Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — законопроект)
подготовлен в соответствии с Федеральным конституционным законом
от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию
Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых
субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
(далее — Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).
Целью законопроекта является правовое регулирование вопросов,
связанных с интеграцией социальных прав граждан Российской Федерации,
иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по
состоянию на 18 марта 2014 г. на территориях Республики Крым или города
федерального значения Севастополя (далее — граждане), в систему социальной
защиты Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что реализация прав граждан
на меры социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме в
размерах и объемах, установленных законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации, осуществляется с 1 января 2015 г.,
за исключением мер социальной защиты (поддержки), в отношении которых
данным законопроектом предусмотрен иной порядок предоставления.
При этом законопроектом предполагается в целях сохранения уровня
социальной защиты (поддержки), предоставлявшейся на территориях
Республики Крым и г.Севастополя до 21 февраля 2014 г., установить
гражданам законами и иными нормативными правовыми актами Республики
Крым и г. Севастополя меры социальной защиты (поддержки) в размере
и объеме (включая условия их предоставления), превышающих размер и объем
таких мер, установленных законодательством Российской Федерации.
24090328.doc Данное положение корреспондируется с частью 3 статьи 11
Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, определяющей, что размеры
пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов
социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме
гражданам, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе
единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также
гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых гражданам по
состоянию на 21 февраля 2014 г.
Кроме того, законопроектом предусматривается возможность на
основании обращения гражданина замены документов, подтверждающих право
на получение мер социальной защиты (поддержки), выданных
государственными и иными официальными органами Украины, Автономной
Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными
официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения
Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер
социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством
Российской Федерации, за исключением случаев, установленных
законопроектом. Замена указанных документов будет осуществляться в
устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке.
Законопроектом устанавливаются особенности предоставления мер
социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан.
В целях перехода к системе социальной защиты Российской Федерации,
предусматривающей предоставление отдельных мер социальной поддержки
в денежной форме, законопроектом установлено право льготных категорий
граждан на ежемесячную денежную выплату (далее — ЕДВ) с 1 января 2015 г.
Граждане, приобретшие право на ЕДВ и относящиеся к категориям,
имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг, вправе до 1 октября 2015 г. подать заявление об
отказе в предоставлении им в 2016 году набора социальных услуг (социальной
услуги) в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной
социальной помощи».
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, а также приравненные к ним категории граждан для
предоставления им набора социальных услуг (социальной услуги) должны
обратиться до 1 октября 2015 г. с заявлением о предоставлении набора
социальных услуг начиная с 2016 года. Такой порядок соответствует
законодательству Российской Федерации.
24090328.doc Специальное правовое регулирование устанавливается законопроектом
гражданам, удостоенным звания Героя Советского Союза, полным кавалерам
ордена Славы и членам их семей, а также гражданам, удостоенным звания
Героя Социалистического Труда, награжденным орденом Трудовой Славы
трех степеней, поскольку в соответствии с законодательством Российской
Федерации указанным категориям сохранена система натуральных льгот. Для
получения ЕДВ они должны обратиться до 31 декабря 2014 г. с заявлением о
предоставлении данной выплаты.
В целях сохранения объема льгот, предусмотренных ветеранам
законодательством Украины, законопроектом предлагается за счет средств
федерального бюджета предоставлять им меры социальной поддержки,
предусмотренные законодательством Российской Федерации, а превышающий
их объем льгот установить законодательством Республики Крым и города
федерального значения Севастополя за счет средств региональных бюджетов.
Так, в соответствии с законодательством Украины участники Великой
Отечественной войны и ветераны боевых действий являются единой
категорией «участники боевых действий» и им предоставляется одинаковый
объем льгот.
Из 42 категорий лиц, отнесенных Законом Украины «О статусе ветеранов
войны, гарантиях их социальной защиты» к ветеранам войны (участники
боевых действий, инвалиды войны, участники войны), только 20 категорий
соответствуют категориям лиц, отнесенным к ветеранам Федеральным законом
«О ветеранах».
10 категорий лиц, отнесенных Законом Украины «О статусе ветеранов
войны, гарантиях их социальной защиты» к ветеранам войны (3 — участники
боевых действий, 7 — участники войны), отсутствуют в указанном Федеральном
законе.
Меры социальной поддержки для этих категорий граждан (в том числе
военнослужащие ВС Украины, выполнявшие миротворческие миссии; лица,
принимавшие участие в народном ополчении в период Великой Отечественной
войны; лица, работавшие на территории государств — союзников СССР; жены
военнослужащих, работавших в государствах, где велись боевые действия;
лица, которые в период Великой Отечественной войны отбывали наказание в
местах лишения свободы и были впоследствии реабилитированы
законодательством Украины; лица, которые в период обороны г. Севастополя
проживали на его территории; лица, оказывавшие материальную и финансовую
помощь воинским частям в годы Великой Отечественной войны; лица, которые
после 9 сентября 1944 г. были переселены на территорию Украины; лица,
24090328.doc родившиеся до 31 декабря 1932 г. включительно) законопроектом также
предлагается установить законодательством Республики Крым и города
федерального значения Севастополя в объеме, предусмотренном в настоящее
время законодательством Украины.
Участники боевых действий в годы Великой Отечественной войны
законопроектом отнесены к категории участников Великой Отечественной
войны, установленной Федеральным законом «О ветеранах», граждане,
принимавшие участие в боевых действиях в другие периоды, — к ветеранам
боевых действий. При этом меры социальной поддержки будут им
предоставляться за счет средств федерального бюджета.
В ходе подготовки законопроекта была выявлена неоднородность
подходов к определению государств, городов, территорий и периодов ведения
боевых действий, участие в которых дает гражданам право претендовать на
статус ветерана (участника) боевых действий. Так, Законом Украины
«О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» статус
участника боевых действий присваивается военнослужащим, принимавшим
участие в боевых операциях на территориях Ирана в 1941 году, Украины,
Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии в 1944 — 1945 годах, Кубы
в 1960 — 1963 годах, Чехословакии в 1968 году, Сомали в 1977 году, Югославии
в 1992 — 1999 годах, Республики Ирак в 2003 году и Автономного края Косово
в 2008 году.
Военнослужащие, выполнявшие боевые задачи на данных территориях,
Федеральным законом «О ветеранах» к ветеранам боевых действий не
отнесены.
Меры социальной поддержки данным категориям граждан также
предлагается установить законодательством Республики Крым и города
федерального значения Севастополя в объеме, предусмотренном в настоящее
время законодательством Украины.
Кроме того, законопроектом предусматривается сохранение объема льгот
лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и
реабилитированным лицам.
Законопроектом гарантируются с 1 января 2015 г. меры социальной
поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации
гражданам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие
военной травмы, членам семей военнослужащих, погибших (умерших),
объявленных умершими, признанных безвестно отсутствующими, а также
гражданам из числа лиц, приравненных к военнослужащим в соответствии с
законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города
24090328.doc федерального значения Севастополя до 18 марта 2014 г., ставших инвалидами
вследствие военной травмы, и членам семей граждан из числа лиц,
приравненных к военнослужащим в соответствии с указанным
законодательством, погибших (умерших), объявленных умершими,
признанных безвестно отсутствующими.
В целях сохранения мер социальной защиты, установленных
законодательством Украины для граждан, пострадавших от радиационного
воздействия, проживавших на момент определения статуса Республики Крым и
г. Севастополя на территориях данных субъектов, законопроектом
предлагается распространить на них меры социальной поддержки,
установленные законодательством Российской Федерации для аналогичных
категорий граждан.
В частности, на граждан, принимавших участие в ликвидации
последствий аварии на Чернобыльской АЭС, лиц, эвакуированных в 1986 году
из зоны отчуждения, лиц, которые проживали в зоне безусловного
(обязательного) отселения, и другие категории граждан, установленные
Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, которые
пострадали в результате Чернобыльской катастрофы», законопроектом
предполагается распространить меры социальной поддержки,
предусмотренные для аналогичных категорий Законом Российской Федерации
«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Кроме того, на граждан, принимавших участие в ликвидации аварии на
производственном объединении «Маяк», а также на лиц, которые принимали
участие в ликвидации других ядерных аварий, испытаний, в военных учениях
с применением ядерного оружия, предлагается распространить меры
социальной поддержки, установленные для аналогичных категорий
соответственно Федеральным законом «О социальной защите граждан
Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие
аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов
радиоактивных отходов в реку Теча» и постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 27 декабря 1991г. №2123-1 «О распространении
действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
на граждан из подразделений особого риска».
Граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города
федерального значения Севастополя, имеющих статус Почетный донор
Украины, предлагается приравнять к лицам, награжденным нагрудным знаком
24090328.doc 6
«Почетный донор России», с предоставлением им мер социальной поддержки,
установленных для данной категории Федеральным законом «О донорстве
крови и ее компонентов».
Также законопроектом гарантируется реализация права на меры
социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом
«Об иммунопрофилактике инфекционных заболеваний», на территориях
Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января
2015 г., в том числе по случаям возникновения поствакционных осложнений,
наступившим после 18 марта 2014 г.
В соответствии с частью 6 статьи 11 Федерального конституционного
закона № 6-ФКЗ с 1 января 2015 г. на территориях Республики Крым и города
федерального значения Севастополя применяется законодательство
Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
До указанного периода на территориях Республики Крым и города
федерального значения Севастополя правоотношения в сфере обязательного
социального страхования регулируются законодательством, действовавшим на
территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя
на момент их вступления в состав Российской Федерации.
В целях обеспечения защиты прав граждан, застрахованных по
общеобязательному государственному социальному страхованию в
соответствии с законодательством, действующим на территориях Республики
Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 г.
включительно, при переходе на обязательное социальное страхование по
законодательству Российской Федерации статьями 11 и 12 законопроекта
устанавливаются особенности правового регулирования отношений по
обязательному социальному страхованию на случай временной
нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному
социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Законопроектом устанавливаются особенности получения
застрахованными по общеобязательному государственному социальному
страхованию в связи с временной потерей нетрудоспособности и расходами,
обусловленными погребением, страхового обеспечения по обязательному
социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством начиная с 1 января 2015 г.
Так, устанавливаются особенности определения размера длящихся
обязательств по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по
беременности и родам, наступившим до 1 января 2015 г.
24090328.doc 7
Также законопроектом устанавливаются особенности выплаты с 1 января
2015 г. пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
с учетом того, что указанное пособие не являлось страховым обеспечением по
общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с
временной потерей трудоспособности.
В соответствии с законопроектом право на получение указанного
пособия с 1 января 2015 г. распространяется на застрахованных лиц,
работающих на территориях Республики Крым и города федерального
значения Севастополя, находящихся по состоянию на 1 января 2015 г.
в отпуске по уходу за ребенком, до достижения ребенком возраста
полутора лет.
Частями 7 и 8 статьи 11 законопроекта устанавливаются особенности
расчета среднего дневного заработка застрахованных лиц, работающих на
территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя,
для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и
родам и по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
в 2015 и 2016 годах в рамках перехода на его исчисление в соответствии с
Федеральным законом «Об обязательном социальном страховании на случай
временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Статьей 12 законопроекта устанавливаются особенности получения
обеспечения застрахованными по общеобязательному государственному
социальному страхованию от несчастного случая на производстве и
профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, при
переходе на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний.
В частности, в целях гарантирования прав застрахованных по
общеобязательному государственному социальному страхованию от
несчастного случая на производстве и профессионального заболевания,
повлекших утрату трудоспособности, устанавливаются особенности получения
страхового обеспечения с 2015 года застрахованными по общеобязательному
государственному социальному страхованию от несчастного случая на
производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату
трудоспособности, которые не подлежат обязательному социальному
страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных
заболеваний в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний», при наступлении страхового случая
до 31 декабря 2014 г. включительно.
24090328.doc 8
Кроме того, законопроектом закреплено, что для граждан, имеющих по
состоянию на 1 января 2015 г. право на получение обеспечения
по общеобязательному государственному социальному страхованию
от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания,
повлекших утрату трудоспособности, которым в соответствии
с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым
и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 г.
включительно, установлены степень утраты профессиональной
трудоспособности и нуждаемость в соответствующих видах помощи,
обеспечения или ухода, досрочное проведение медико-социальной экспертизы
в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется.
С 1 января 2015 г. медико-социальная экспертиза граждан будет
проводиться в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации».
Законопроектом предусматривается, что при предоставлении с 1 января
2015 г. мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных
законодательством Российской Федерации, гражданам, имеющим I, II и III
группы инвалидности либо категорию «ребенок-инвалид», установленные в
соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики
Крым и города федерального значения Севастополя до 31 декабря 2014 г.
включительно, указанные группы и категория считаются эквивалентными
соответственно I, II и III группам инвалидности либо категории «ребенок-
инвалид», установленным законодательством Российской Федерации о
социальной защите инвалидов, до проведения очередного
переосвидетельствования в соответствии с законодательством Российской
Федерации

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: