Пояснительная записка к Федеральному закону 430-ФЗ 22.12.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона «О внесении изменений в статью 171
Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 14.11 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях»
По данным правоохранительных органов, оперативная обстановка в сфере
игорного бизнеса в настоящее время имеет выраженную тенденцию к переходу на
нелегальные формы противоправной деятельности. Несмотря на запрет
организации азартных игр вне определенных законодательством игорных зон
с 1 июля 2009 года, на территории Российской Федерации продолжают
функционировать незаконные игорные заведения, что способствует развитию и
ухудшению криминогенной обстановки, а также получению неконтролируемых
доходов, которые впоследствии идут на финансирование преступных элементов,
что подрывает экономическую безопасность России.
Вопреки предпринятым в последние годы мерам законодательного
реагирования, одним из основных барьеров, влияющих на эффективность
противодействия незаконному игорному бизнесу, является сложность, а зачастую
невозможность доказывания факта извлечения от незаконной организации и
проведения азартных игр дохода в установленных крупном (1,5 млн. руб.) и особо
крупном (6 млн. руб.) размерах, предусмотренных статьей 171 Уголовного
кодекса РФ.
Доказать образование одномоментно указанного размера дохода от преступной
деятельности проблематично или невозможно. В свою очередь, незаконные
организация и проведение азартных игр при извлечении дохода в размере, не
превышающем 1,5 млн. руб., вообще не образуют основания уголовной
ответственности. Специфика данного преступления заключается в том, что
указанный размер извлекается организаторами в результате накопления выручки,
полученной за определенный период времени, который может исчисляться днями, а то
и часами и незамедлительно изымается с места совершения противоправного деяния,
что позволяет в большинстве случаев избежать уголовной ответственности. 2
Подобного рода незаконная деятельность осуществляется, как
правило, без образования юридического лица, при этом финансовая, кассовая и
иная документация организаторами азартных игр не ведется, либо заведения
прикрываются документами на проведение различных лотерей, а проведение
азартных игр маскируется под деятельность Интернет-клубов, букмекерских
контор. Основная часть игорных заведений перешла на подпольные схемы
работы, вход в данные помещения осуществляется по рекомендации, с
использованием паролей, соблюдаются правила конспирации, при этом зачастую
используются квартиры, загородные дома частных лиц.
С момента установления запрета на проведение и организацию азартных игр
вне специальных зон органами прокуратуры совместно с МВД России проверено
81 322 объекта. В результате проверок выявлено и пресечена деятельность 52 257
незаконных игорных заведений, осуществлявших азартные игры под видом
лотерейных клубов, а также 540 подпольных казино. Изъято более 724 тысяч
единиц игорного оборудования.
Стоит отметить, что на фоне массового выявления и пресечения
противоправных действий в сфере игорного бизнеса по данным Судебного
департамента при Верховном Суде РФ в 2012 году по статье 1712 Уголовного
кодекса РФ к уголовной ответственности привлечено лишь 17 лиц, а в первом
полугодии 2013 года — 26, в подавляющем большинстве случаев не связанной с
реальным лишением свободы.
По указанным выше причинам диспозиция статьи 171 Уголовного кодекса
РФ является крайне неэффективной, не обеспечивает принцип неотвратимости
наказания, что способствует еще более массовому распространению незаконного
игорного бизнеса на территории Российской Федерации. В этой связи состав
статьи 171 Уголовного кодекса РФ по конструкции должен быть формальным и
независящим от наступления каких-либо последствий. Факт совершения
противоправных действий без извлечения лицом дохода в крупном размере уже
должен повлечь за собой наступление уголовной ответственности.
В целях совершенствования законодательства по противодействию
незаконной игорной деятельности на основе проведенного анализа материалов правоохранительных органов, экспертных оценок и
правоприменительной практики законопроектом предлагается новая редакция
статьи 171 Уголовного кодекса РФ.
Главной новеллой проекта закона является установление уголовной
ответственности за организацию и (или) проведение азартных игр с
использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо с
использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети
Интернет, а также средств связи, в том числе подвижной связи, либо без
полученного в установленном порядке разрешения на осуществление
деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне без
извлечения какого-либо дохода.
Извлечение дохода в крупном или особо крупном размерах в новой
редакции статьи предусматривается в качестве квалифицирующих признаков
объективной стороны, в связи с тем, что действия лиц по незаконной организации
и проведению азартных игр уже с момента их начала являются общественно
опасными, независимо от указанных обстоятельств. Санкции новой редакции
статьи 171 Уголовного кодекса РФ предусматривают сроки наказания в виде
лишения свободы по части первой до 2 лет, второй — до 4 лет и по части третьей —
до 6 лет.
Предложенная законодательная инициатива поддержана участниками
«круглого стола», проведенного Комитетом Государственной Думы по
безопасности и противодействию коррупции на тему «Борьба с незаконным
игорным бизнесом: устранение правовых пробелов и совершенствование
законодательства».
В целях исключения конкуренции норм уголовного и административного
права проектом закона предусматривается изменение редакции статьи 14.11 КоАП
РФ.
Законопроект подготовлен с учетом замечаний и предложений,
содержащихся в официальных отзывах Правительства Российской Федерации и
Верховного Суда Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: