ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации
об административных правонарушениях»
Статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее — Кодекс) установлена административная ответст
венность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемио
логических требований к организации питания населения.
Санкция статьи 6.6 Кодекса предусматривает наложение администра
тивного штрафа на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образова
ния юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или админи
стративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на
юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или адми
нистративное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При осуществлении федерального государственного санитарно-
эпидемиологического надзора на объектах торговли и общественного пита
ния органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потре
бителей и благополучия человека (далее — органы Роспотребнадзора) выяв
ляются многочисленные нарушения санитарного законодательства.
Так, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области по
статье 6.6 Кодекса привлечено к административной ответственности: в 2010
году — 360 лиц, в 2011 году — 606 лиц, в 2012 году — 627 лиц, в 2013 году — 675
лиц;
наложено административных штрафов на сумму: в 2010 году — 600
тыс.рублей, в 2011 году — 1200 тыс.рублей, в 2012 году — 1160 тыс.рублей, в
2013 году — 1600 тыс.рублей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 26 декабря 2008
года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных пред
принимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и
муниципального контроля» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону № 294-ФЗ) юриди
ческие лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале
осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности упол
номоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности
орган (органы) государственного контроля (надзора). При этом вышена
званные органы не проводят предварительную оценку соблюдения на дан
ных объектах санитарно-эпидемиологических норм и правил, не участвуют
в выборе земельных участков под строительство, рассмотрении проектов
строительства и реконструкции, приемке в эксплуатацию с выдачей соответ
ствующих согласующих документов. В дальнейшем, в соответствии с выше
названным Федеральным законом № 294-ФЗ, плановая проверка соблюде
ния юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в про
цессе осуществления деятельности санитарно-эпидемиологического законо
дательства осуществляется органами Роспотребнадзора только через три 2
года после начала эксплуатации объекта и подачи уведомления или внепла
новая при поступлении обращений или жалоб граждан.
Практика показывает, что юридическими лицами и лицами, осущест
вляющими предпринимательскую деятельность без образования юридиче
ского лица, допускаются серьезные нарушения санитарно-эпидемио
логического законодательства, особенно при размещении объектов общест
венного питания и торговли продовольственными товарами в приспособ
ленных помещениях многоквартирных жилых домов, что вызывает справед
ливые жалобы населения.
Эксплуатация объектов торговли пищевыми продуктами, обществен
ного питания, расположенных в приспособленных помещениях на первых
этажах жилых домов, приводит к нарушению условий проживания граждан
собственниками объектов. Со стороны дворовых территорий и подъездов
организуется загрузка товаров, происходит интенсивное движение транс
порта, не исключая утреннее время и выходные дни. Эксплуатация техноло
гического оборудования (систем вентиляции, кондиционирования и охлаж
дения (холодильные камеры) формирует повышенные уровни шума, что на
рушает тишину и покой на территории жилой застройки, ущемляя права
граждан на отдых.
При размещении объектов общественного питания, предоставлении
услуг общественного питания в приспособленных помещениях жилых до
мов собственники не соблюдают санитарные требования по набору и пло
щади помещений, что оказывает существенное влияние на качество и безо
пасность реализуемых пищевых продуктов.
Кроме того, жителей беспокоит и шум, связанный с поведением по
сетителей объектов торговли и общественного питания, работающих круг
лосуточно.
Об опасности названных нарушений свидетельствуют данные Госу
дарственного доклада «О состоянии санитарно-эпидемиологического благо
получия населения в Российской Федерации в 2012 году», в котором отме
чается, что активное развитие сети общественного питания в условиях несо
блюдения санитарно-эпидемиологических требований к технологиям приго
товления пищи, массовое привлечение к работе на указанных предприятиях
мигрантов, не имеющих должной подготовки, создает дополнительные рис
ки распространения кишечных заболеваний, возникновение вспышек этих
заболеваний среди населения. Наиболее значимым из физических факторов,
оказывающих влияние на среду обитания человека, является акустический
шум, воздействие которого на людей в условиях плотной застройки насе
ленных пунктов продолжает возрастать. Доля обращений граждан на аку
стическое воздействие от общего количества жалоб на воздействие физиче
ских факторов составляет 58 %, а в ряде субъектов Российской Федерации
превышает 70 %. Воздействию шума с уровнем, превышающим предельно
допустимый, в Российской Федерации подвергается несколько миллионов
человек. Применение установленных в настоящее время мер административ
ного воздействия за нарушения норм санитарно-эпидемиологических требо
ваний к организации питания населения не достигает цели административ
ного наказания — предупреждение совершения новых правонарушений как
самим правонарушителем, так и другими лицами.
В связи с изложенным предлагается установить по статье 6.6 Кодек
са размер административных штрафов, налагаемых на должностных лиц и
лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица,- от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридиче
ских лиц, — от тридцати до пятидесяти тысяч рублей.