Пояснительная записка к Федеральному закону 437-ФЗ 30.12.2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-
процессуальный кодекс Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-
процессуальный кодекс Российской Федерации» подготовлен в целях
совершенствования законодательства, регламентирующего порядок задержания
подозреваемого.
Пунктом 3 части 3 статьи 49 «Защитник» Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) определено, что защитник
участвует в деле с момента фактического задержания лица, подозреваемого в
совершении преступления, в случаях, предусмотренных статьями 91
«Основания задержания подозреваемого» и 92 «Порядок задержания
подозреваемого» УПК РФ.
Вместе с тем статья 92 УПК РФ вопрос участия адвоката при
составлении протокола задержания подозреваемого не регламентирует.
Законопроектом предлагается устранить этот пробел путем дополнения статьи
92 УПК РФ частью I
1
, устанавливающей, что при составлении протокола
задержания обязательно участие защитника, который приглашается,
назначается в порядке, предусмотренном статьей 50 «Приглашение, назначение
и замена защитника, оплата его труда» УПК РФ.
Обязательность участия защитника гарантируется статьей 51
«Обязательное участие защитника» УПК РФ. В связи с этим законопроектом
предлагается дополнить частъ^^казаннойм^татьи требовЭг
участия защитника при составлении протокола задержания.
Охрана прав и свобод человека и гражданина в уголовном
судопроизводстве гарантируется всем участникам уголовного
судопроизводства, в том числе и подозреваемому. Одним из элементов охраны
его прав и свобод является уведомление родственников о задержании
подозреваемого.
Действующая редакция статьи 96 «Уведомление о задержании
подозреваемого» УПК РФ устанавливает, что дознаватель, следователь не
позднее 12 часов с момента задержания подозреваемого уведомляет кого-либо
из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников или
предоставляет возможность такого уведомления самому подозреваемому.
Законопроектом предлагается предоставить возможность самому
подозреваемому уведомить своих родственников и защитника о задержании
посредством телефонной связи, а при ее отсутствии иного вида связи,
продолжительностью не менее пяти минут. При этом дознаватель, следователь
такую возможность обязан предоставить не позднее двух часов с момента
фактического доставления к нему подозреваемого. Процесс уведомления
родственников и защитника о задержании подозреваемого должен
согласоваться с тайной следствия, поэтому в процессе уведомления адресата о
своем задержании подозреваемый не вправе излагать обстоятельства дела и
доказательства, имеющиеся у органов следствия и которые в дальнейшем могут
быть добыты.
Такой способ уведомления родсрвешШюгГв конкретизируем
задержании подозреваемых, являющихся военнослужащими, членами
общественной наблюдательной комиссии, образованной в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также лиц являющихся
гражданами или подданными другого государства.
Законопроектом конкретизируется порядок не уведомления
родственников подозреваемого. Родственники подозреваемого не будут
уведомляться о задержании подозреваемого только при условии наличия
мотивированного постановления дознавателя, следователя и согласия
прокурора, за исключением случаев, когда подозреваемый является
несовершеннолетним. Прокурорский надзор за сохранением в тайне факта
задержания подозреваемого будет гарантией законности и обоснованности
решения, принятого дознавателем или следователем.
Вышеуказанные положения предлагается внести в редакцию статью 96
УПК РФ.
Принятие проекта федерального закона позволит создать
дополнительные гарантии законности при задержании подозреваемого и
производстве по уголовному делу в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: