Пояснительная записка к Федеральному закону 44-ФЗ 02.04.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«Об участии граждан в охране общественного порядка»
Проект федерального закона «Об участии граждан в охране
общественного порядка» направлен на законодательное регулирование на
федеральном уровне правовых основ участия граждан в охране
общественного порядка.
В настоящее время некоторые вопросы участия граждан в охране
общественного порядка регламентированы не связанными друг с другом
федеральными законами и нормативно-правовыми актами субъектов
Российской Федерации. По вопросам участия граждан в обеспечении
правопорядка в субъектах Российской Федерации приняты 63
региональных закона и 1 постановление законодательного органа.
Несмотря на отсутствие федерального законодательства в настоящее
время на территории Российской Федерации действует более 45 тысяч
общественных формирований правоохранительной направленности,
численность которых составляет более 454 тысячи человек, в том числе в
14,2 тысячах народных дружин — около 190 тысяч человек, в 895 казачьих
дружинах — около 62 тысяч человек. Более 42 тысяч граждан являются
внештатными сотрудниками полиции.
Членами общественных объединений и внештатными сотрудниками
полиции во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел 2
проводится работа по поддержанию общественного порядка на улицах и в
других общественных местах, по предупреждению и пресечению
административных правонарушений, раскрытию преступлений. С их
участием в 2012 году раскрыто 32411 преступлений, выявлено 459632
административных правонарушений, задержано 357526
правонарушителей.
Основными направлениями деятельности общественных
объединений являются участие в охране общественного порядка в
населенных пунктах, на транспортных магистралях, в местах массового
отдыха граждан; содействие правоохранительным органам в борьбе с
отдельными видами преступлений; участие в мероприятиях по поиску лиц,
пропавших без вести; предупреждение правонарушений среди
несовершеннолетних и детской безнадзорности; участие в
природоохранных мероприятиях, борьбе с браконьерством, нарушениями
правил охоты и рыболовства; помощь правоохранительным органам в
выполнении задач по поддержанию правопорядка при стихийных
бедствиях и других чрезвычайных ситуациях.
Принятие законопроекта позволит восполнить пробел в федеральном
законодательстве и включить в обеспечение правопорядка на
добровольной основе максимально возможное количество
заинтересованных граждан, создать условия для защиты гражданами прав 3
и свобод в сфере общественного порядка, будет способствовать наведению
должного правопорядка в общественных местах.
Концепция законопроекта исходит из того, что участие граждан в
охране общественного порядка может осуществляться в четырех основных
формах, представляющих собой:
содействие полиции и другим правоохранительным органам,
которое предполагает право граждан на добровольной основе участвовать в
мероприятиях по охране общественного порядка;
участие в добровольческой деятельности, которая, в соответствии
с концепцией настоящего федерального закона, ограничена участием
граждан в мероприятиях по поиску пропавших без вести лиц, жизни и
здоровью которых может угрожать опасность или в отношении которых
могут совершаться противоправные деяния;
сотрудничество на внештатной основе с полицией, когда граждане
на добровольной и долговременной основе, являясь внештатными
сотрудниками полиции, участвуют в охране общественного порядка;
участие гранедан в деятельности общественных объединений
правоохранительной направленности, сформированных по их
инициативе для участия в охране общественного порядка в пределах
территории проживания, нахождения собственности, работы или учебы; 4
участие граждан в деятельности народных дружин на территории
поселений или городских округов во взаимодействии с органами
государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, полицией и иными правоохранительными
органами.
В законопроекте раскрываются названные формы участия граждан в
охране общественного порядка. Подробно регламентируется правовое
положение, а также порядок создания и организации деятельности
народных дружин. Значительное внимание уделено вопросам правовой и
социальной защищенности граждан, участвующих в охране общественного
порядка.
При подготовке законопроекта учтены положения современного
зарубежного законодательства, которое предоставляет множество
возможностей по укреплению сотрудничества между полицией и
населением. Так, индивидуальное участие граждан в охране правопорядка
может осуществляться в виде долгосрочного сотрудничества в рамках
института добровольных помощников полиции, а также как
одномоментная помощь, выражающаяся в сообщении полиции о
противоправном поведении, о замеченных подозрительных предметах и
подозрительных лицах (Германия, США и др.). Среди коллективных форм
участия используются такие формы, как создание пунктов по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности (Япония), формирование
полицейского резерва (помощников) (США), организация патрулирования
общественных мест, создание добровольных дружин и иных
общественных формирований правоохранительной направленности
(Белоруссия, Великобритания, США, Эстония и др.), сотрудничество с
частными охранными предприятиями (Перу) и др.
Реализация требований представленного проекта федерального
закона не потребует дополнительного финансового обеспечения из средств
федерального бюджета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: