Пояснительная записка к Федеральному закону 446-ФЗ 22.12.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты
и охраны государственной границы Российской Федерации».
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты и охраны
государственной границы Российской Федерации» (далее — законопроект)
разработан ФСБ России в инициативном порядке.
В связи с изменениями структуры и функций федеральных органов
исполнительной власти, необходимостью приведения к единому пониманию
терминологии, используемой законодательством Российской Федерации по
вопросам защиты и охраны государственной границы Российской Федерации,
законопроектом предлагается внести ряд изменений в законы Российской
Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», «Оправе
граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в федеральные
законы «О федеральной службе безопасности», «О беженцах», «О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»,
«О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую
Федерацию», «О внутренних морских водах, территориальном море и
прилежащей зоне Российской Федерации», «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации» и «О миграционном учете
иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Так, в частности, в Закон Российской Федерации «О Государственной
границе Российской Федерации» предлагается внести изменения,
направленные на уточнение федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного определять пределы пограничной зоны и правила
пограничного режима, закрепив функцию по установлению пределов
пограничной зоны и правил пограничного режима за ФСБ России.
Учитывая, что защита государственной границы должна осуществляться
на всей приграничной территории, включая пограничную зону, российскую
часть вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских
вод и территориального моря Российской Федерации, в законопроекте
предлагается исключить из статьи 3 Закона Российской Федерации
«О Государственной границе Российской Федерации» привязку водных
акваторий к пограничному режиму.
240623al.doc В целях повышения эффективности работы пунктов пропуска через
государственную границу, сокращения времени, необходимого для проведения
контроля, упрощения формальностей и создания комфортных условий для
пересечения государственной границы лицами и транспортными средствами, а
также перемещения через нее товаров законопроектом предусматривается
внести изменения, предусматривающие возможность заключения
международных договоров с сопредельными государствами по осуществлению
совместного контроля в пунктах пропуска через государственную границу.
В связи с тем, что охрана государственной границы осуществляется по
всей ее протяженности, законопроектом предусматривается в подпункте 2
части второй статьи 30 Закона Российской Федерации «О Государственной
границе Российской Федерации» слова «в пограничной зоне» исключить,
предоставив право передвижения пограничным нарядам вдоль
государственной границы при исполнении служебных обязанностей на
приграничной территории независимо от наличия пограничной зоны.
Кроме того, предлагается названия видов Вооруженных Сил Российской
Федерации (Войска противовоздушной обороны, Военно-Морской Флот)
заменить общим термином «Вооруженные Силы Российской Федерации», а
также исключить из пункта 2 части второй статьи 31 указанного Закона
положение, предусматривающее возможность привлечения к защите
государственной границы в воздушном пространстве других видов
Вооруженных Сил Российской Федерации.
В целях оказания помощи пограничным органам в защите и охране
государственной границы законопроектом также предлагается наделить
ФСБ России правом привлекать к этой деятельности иные органы федеральной
службы безопасности, дополнив пункт 1
1 статьи 28 Закона соответствующим
абзацем.
Ряд изменений, вносимых в Закон Российской Федерации
«О Государственной границе Российской Федерации», направлен на
приведение в соответствие с законодательством Российской Федерации
порядка задержания лиц, совершивших преступление либо правонарушение, а
также размера государственной пошлины за продление срока действия
просроченных российских виз.
Законопроектом также предусматривается внести изменения в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статистическим данным пограничных органов прослеживается
устойчивая тенденция роста правонарушений, предусмотренных
статьями 18.2 — 18.4 Кодекса Российской Федерации об административных
240623al.doc правонарушениях (далее — Кодекс), связанных с нарушениями пограничного
режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу
Российской Федерации.
За последние девять лет количество нарушений увеличилось более чем в
два раза (по статье 18.2 Кодекса в 2005 году рассмотрено 10966 дел, в
2013 году — 27197 дел; по статье 18.3 Кодекса в 2005 году рассмотрено
1245 дел, в 2013 году — 3167 дел; по статье 18.4 Кодекса в 2005 году
рассмотрено 4902 дела, в 2013 году — 10539 дел).
При этом налагаемые штрафы, ввиду их незначительности, не
способствуют предупреждению правонарушений и уменьшению их
количества.
Необходимо отметить, что с ростом количества правонарушений на
государственной границе штрафные санкции за нарушение режима
государственной границы были увеличены в соответствии с Федеральным
законом от 21 декабря 2009 г. № ЗЗб-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях», в то же
время статьи, предусматривающие ответственность за нарушение
пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную
границу, остались без корректировки.
В этой связи законопроектом предлагается внести изменения в указанные
статьи Кодекса в части увеличения штрафных санкций.
Кроме того, для иностранных граждан и лиц без гражданства
предлагается ввести дополнительное административное наказание в виде
административного выдворения, которое будет применяться в случаях, когда
въезд в пограничную зону был осуществлен в нарушение порядка,
установленного статьей 17 Закона Российской Федерации «О Государственной
границе Российской Федерации», и когда есть основания предполагать, что
цель въезда — незаконное пересечение государственной границы или иные
противоправные намерения.
Также законопроектом предлагается наделить судей правом
рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных
частью I
1 статьи 18.2, в случаях, если пограничный орган или его должностное
лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении,
передает его на рассмотрение судье.
В связи с тем, что в подразделениях процессуальной деятельности,
созданных специально для осуществления дознания и производства по делам
об административных правонарушениях, все должностные лица обязаны
рассматривать дела об административных правонарушениях, законопроектом
240623al.doc предусматривается включение в перечень должностных лиц, имеющих право
рассматривать дела об административных правонарушениях от имени
пограничных органов, установленный частью 2 статьи 23.10 Кодекса,
заместителей начальников подразделений процессуальной деятельности.
Изменения, вносимые в другие федеральные законы, носят в большей
степени технический характер и приводят терминологию в соответствие с
законодательством Российской Федерации.
Предлагаемые изменения направлены на совершенствование
федерального законодательства о государственной границе.
Законопроект не предусматривает дополнительных расходов из
федерального бюджета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: