Пояснительная записка к Федеральному закону 449-ФЗ 26.12.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статьи 9610 и 9611 Бюджетного кодекса Российской Федерации
в целях создания возможности приобретения за счет средств Фонда
национального благосостояния субординированных инструментов
российских кредитных организаций для финансирования ими
самоокупаемых инфраструктурных проектов»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 9610 и 9611
Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях создания возможности
приобретения за счет средств Фонда национального благосостояния
субординированных инструментов российских кредитных организаций для
финансирования ими самоокупаемых инфраструктурных проектов»
(далее — законопроект) подготовлен в соответствии с поручениями Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и направлен на
создание правовых оснований для увеличения капитала системообразующих
российских кредитных организаций в целях финансирования самоокупаемых
инфраструктурных проектов за счет размещения средств Фонда национального
благосостояния (далее — ФЕБ) на субординированных депозитах и в
субординированные облигации указанных кредитных организаций.
В настоящее время на российский банковский сектор оказывает влияние
ряд негативных факторов: ухудшение макроэкономической ситуации,
возрастание геополитических рисков, значительное ограничение доступности
внешних источников финансирования как для предприятий реального сектора,
так и для финансовых организаций, уменьшение возможностей по
финансированию на внутренних рынках, ужесточение регулятивных
требований Банка России по отношению к капиталу кредитных организаций.
Кроме того, происходит снижение качества активов банков, связанное с
ухудшением финансового состояния заемщиков, что обусловливает
необходимость формирования дополнительных резервов. Одновременно
поддержание деловой активности хозяйствующих субъектов требует
недопущения снижения темпов кредитования реального сектора.
Законопроект предусматривает возможность размещения средств ФНБ на
субординированные депозиты и в субординированные облигации
системообразующих кредитных организаций в целях их докапитализации. Это
позволит учитывать данные депозиты (облигации) в составе собственных
средств (капитала) кредитных организаций. В свою очередь, увеличение
капитала позволит указанным кредитным организациям активнее участвовать в
24120946.doc финансировании приоритетных для развития экономики инфраструктурных
проектов, перечень которых утверждается Правительством Российской
Федерации. С учетом целесообразности распространения данной меры только
на системообразующие банки законопроектом предусмотрено, что кредитные
организации, в которых средства ФНБ могут быть размещены на
субординированные депозиты (в субординированные облигации), должны
обладать капиталом в объеме не менее 100 млрд. рублей.
Вместе с тем инвестирование средств ФНБ в субординированные
долговые инструменты подразумевает, что кредитор (Минфин России)
изначально соглашается с тем, что при существенном ухудшении финансового
состояния кредитной организации он отказывается от прав требования
возврата суммы долга (части суммы долга) и уплаты процентов, а также
оказывается в худших условиях по сравнению с другими кредиторами.
Заключение депозитного договора (приобретение облигаций) с такими
условиями противоречит установленным статьей 9611 Бюджетного кодекса
Российской Федерации целям управления средствами ФНБ — обеспечение
сохранности средств и прирост доходов от их размещения.
В связи с этим в Бюджетный кодекс Российской Федерации вносятся
изменения, предусматривающие нераспространение на указанные операции по
размещению средств ФНБ требований статьи 9611 Бюджетного кодекса
Российской Федерации. Аналогичный подход был реализован при создании
правовых оснований для увеличении в текущем году капитала
Внешэкономбанка за счет средств ФНБ, размещаемых в нем на
субординированных депозитах.
Операции по размещению субординированных депозитов (приобретению
субординированных облигаций) предполагается оформлять отдельными
актами Правительства Российской Федерации, содержащими соответствующие
поручения Минфину России и четко фиксирующими параметры депозитов
(облигаций), а также ограничить долю таких депозитов и облигаций на уровне
не более 10 процентов объема ФНБ, что по состоянию на 1 декабря 2014 г.
эквивалентно 394 млрд. рублей.
Законопроект также предусматривает потенциальную возможность
размещения средств ФНБ на обычных депозитах в кредитных организациях в
целях финансирования инфраструктурных проектов, перечень которых
утверждается Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем принятие решения о массированном инвестировании
средств российских суверенных фондов в инфраструктурные проекты и в
целях поддержки банковской системы, а тем более на условиях, изначально
24120946.doc допускающих возможность невозврата средств указанных фондов,
расценивается ведущими международными рейтинговыми агентствами как
серьезный негативный фактор, ухудшающий устойчивость российской
экономики и ставящий под угрозу сохранение кредитного рейтинга России на
инвестиционном уровне.
Принятие федеральною закона «О внесении изменений в статьи 9610 и
9611 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях создания
возможности приобретения за счет средств Фонда национального
благосостояния субординированных инструментов российских кредитных
организаций для финансирования ими самоокупаемых инфраструктурных
проектов» направлено на повышение устойчивости отечественной банковской
системы и поддержку реализации инфраструктурных проектов
государственного значения, создает предпосылки для улучшения качества
жизни граждан и не повлечет за собой дополнительных расходов федерального
бюджета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: