Пояснительная записка к Федеральному закону 451-ФЗ 30.12.2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации
«О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»
Закон Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах в
Российской Федерации» (далее — Закон) был принят в 1993 году и действует уже
более двадцати лет. Принятие данного Закона явилось важнейшим импульсом для
развития предпринимательства и торгово-промышленных палат в России.
Однако за истекший после принятия Закона период времени в Российской
Федерации произошли существенные изменения.
Во-первых, изменилась общественно-политическая и экономическая
ситуация. Появились новые задачи и направления развития предпринимательства, в
реализации которых активно участвуют и торгово-промышленные палаты.
Во-вторых, расширилась и укрепилась законодательная база, регулирующая
гражданский оборот. Так, были приняты изменения в отдельные главы
Гражданского кодекса РФ, которые вступили в силу с 1 сентября 2014 года и
существенно изменили как регулирование в предпринимательской сфере, так и
статус некоммерческих организаций, в том числе торгово-промышленных палат.
В-третьих, развивалась и совершенствовалась система торгово-
промышленных палат:
— значительно увеличилось количество палат за счет создания муниципальных
(городских и районных) палат;
— расширились задачи и функции, выполняемые торгово-промышленными
палатами;
— более четко определилась роль палат как связующего элемента во
взаимоотношениях бизнеса и власти.
В этой связи объективно назрела необходимость внести в Закон точечные
изменения и дополнения, которые в целом сводятся к следующему.
В законопроекте предусматривается законодательное закрепление нового
определения торгово-промышленной палаты в качестве союза, которое более полно
отражает цели ее создания и деятельности. Также уточнен порядок образования
торгово-промышленной палаты. В частности, скорректировано положение о
минимальном количестве учредителей для образования торгово-промышленной
палаты — не менее чем 30 учредителей (в настоящее время — не менее 15). Принимая
во внимание, что в России уже создано 178 территориальных торгово-
промышленных палат, целью предлагаемого увеличения числа учредителей
является совершенствование порядка образования палат, а именно, создание их на
территориях с относительно высокой предпринимательской активностью. Это
позволит обеспечить защиту интересов представителей бизнеса там, где это
действительно необходимо.
Уточнены положения, касающиеся членства территориальных торгово-
промышленных палат в Торгово-промышленной палате Российской Федерации
(далее — Т1111 России). Проектом предусматривается, что членство
территориальных палат в ТПП России становится обязательным и возникает с
момента государственной регистрации торгово-промышленной палаты в качестве
юридического лица. Аналогичные положения предусмотрены и в отношении
членства торгово-промышленных палат муниципальных образований в торгово-
промышленной палате соответствующего субъекта Российской Федерации.
Предлагаемые изменения существенно укрепят организационные начала в
построении системы торгово-промышленных палат в Российской Федерации.
В законопроекте также сформулированы правовые последствия выхода
(исключения) торгово-промышленной палаты из ТПП России — она утрачивает с
этого времени право осуществлять деятельность в качестве торгово-промышленной
палаты.
Проектом закона предусматривается расширение прав и функций торгово-
промышленных палат по вопросам развития предпринимательства, защиты и
представления интересов предприятий и предпринимателей в органах власти. Так,
предлагается наделить палаты правом участвовать в формировании и реализации
государственной политики в области развития предпринимательства, в том числе
путем участия в разработке и реализации государственных и муниципальных
программ и проектов; принимать участие в работе ведомственных,
межведомственных и иных комиссий, экспертных советов; оказывать
юридическую, информационную, консультационную и иную помощь
организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам по вопросам,
связанным с предпринимательской деятельностью; организовывать обучение,
повышение квалификации и профессиональную переподготовку кадров для
предпринимательской деятельности и др.
В законопроекте закреплены некоторые функции, которые в последние годы
стали практически реализовывать торгово-промышленные палаты, в частности,
выдавать документы, подтверждающие страну происхождения товаров (работ,
услуг) для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и
муниципальных нужд; оформлять заключения о статусе товара, изготовленного в
особых экономических зонах, а также выдавать карнеты АТА — международные
таможенные документы, используемые при временном ввозе/вывозе товаров.
Помимо этого, скорректированы функции, осуществляемые палатами, по
вопросам участия в формировании и реализации государственной политики в
области модернизации экономики, развития инновационной деятельности,
содействия обеспечению безопасности предпринимательской деятельности,
эффективному управлению инвестиционными, коммерческими и иными
предпринимательскими рисками и т.д. Уточнены функции торгово-промышленных
палат и особенности их участия в развитии внешнеэкономического сотрудничества,
в частности, по созданию деловых советов по сотрудничеству с зарубежными
странами. Это позволит более эффективно взаимодействовать с государственными
органами в сфере укрепления экономических отношений, наращивания торгового
оборота, поможет российским предпринимателям в изучении потенциальных
рынков сбыта, выработке ценовой политики, открытии за рубежом
представительств и филиалов.
В проекте закона также предусмотрена норма, в соответствии с которой
торгово-промышленные палаты могут выполнять в соответствии с
законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов
Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления отдельные функции, возложенные на них федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органами местного самоуправления.
Проектом предлагается ряд изменений по вопросам усиления взаимодействия
торгово-промышленных палат с органами государственной власти в сфере
законотворческой деятельности. В частности, в качестве направлений такой работы
предполагается: участвовать в подготовке проектов законодательных и иных
нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей;
направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления
заключения по результатам экспертиз проектов актов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, актов муниципальных образований.
Предполагается также уточнить структуру и компетенцию органов управления
торгово-промышленных палат с учетом положений Гражданского кодекса РФ. Так,
согласно законопроекту высшим органом управления торгово-промышленной
палаты признается общее собрание ее членов, а в торгово-промышленных палатах
с числом членов более ста — представительный коллегиальный орган в форме
съезда или конференции.
С целью укрепления организационных начал в системе палат
предусматривается некоторое повышение координирующей роли Till! РФ в
деятельности территориальных торгово-промышленных палат, например, по
вопросам согласования изменений в уставы палат, установления порядка выдачи и
удостоверения ими внешнеэкономических и других документов.
В законопроекте также закрепляется функция ТПП России по обеспечению
деятельности созданных при Палате Спортивного арбитража и Коллегии
посредников по проведению примирительных процедур.
Следует отметить, что значительная часть изменений, предлагаемых
проектом, носит редакционный характер и продиктована необходимостью
использования в данном Законе современной терминологии в соответствии с
действующим законодательством.
Принятие законопроекта позволит торгово-промышленным палатам более
эффективно выполнять свои функции в целях модернизации российской экономики
и развития бизнеса.
Принятие законопроекта не потребует каких-либо дополнительных расходов
из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или
муниципальных образований.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: