Пояснительная записка к Федеральному закону 452-ФЗ 30.12.2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования
деятельности кадастровых инженеров»
В связи со вступлением в силу с 1 марта 2008 г. Федерального закона
№221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон
о кадастре) в области земельных отношений возникло новое понятие —
кадастровый инженер.
Квалификация «кадастровый инженер» присваивается квалификационной
комиссией физическому лицу, успешно сдавшему экзамен на соответствие
квалификационным требованиям, предъявляемым к кадастровым инженерам.
Требования к лицам, претендующим на получение квалификационного
аттестата кадастрового инженера, в части наличия образования и опыта работы
в настоящее время не способствуют становлению профессионального
сообщества в данной сфере и негативным образом сказываются на отношении
общества к отрасли в целом.
На сегодняшний день кадастровые инженеры осуществляют выполнение
работ в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений,
объектов незавершенного строительства, осуществляют замеры, вычисления
и тому подобное, в результате которых обеспечивается подготовка документов,
содержащих сведения, необходимые для осуществления государственного
кадастрового учета и последующей регистрации прав на такие объекты.
В соответствии с Законом о кадастре орган кадастрового учета вносит
сведения об объекте недвижимости (земельном участке, здании, помещении,
объекте незавершенного строительства) в государственный кадастр
недвижимости на основании подготовленных кадастровым инженером
документов (межевого плана, технического плана, акта обследования),
содержащих необходимые для осуществления такого учета сведения. В этой
связи представляется закономерным введение дополнительных
квалификационных требований к уровню образования и наличию специальных
навыков в указанной области.
Также действующим законодательством предусмотрена ответственность
кадастрового инженера в виде пресечения его профессиональной деятельности
путем лишения квалификационного аттестата кадастрового инженера.
Однако на сегодняшний день отсутствует возможность приостановления
действия квалификационного аттестата кадастрового инженера в силу
пз
объективных причин, связанных, например, с временным неосуществлением
своей профессиональной деятельности. Кроме того, действующим
законодательством не урегулированы права и обязанности кадастрового
инженера как субъекта профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что по информации, представленной Росреестром,
в 2013 году наблюдался значительный рост количества судебных дел, по
которым подведомственное Росреестру учреждение и его филиалы были
привлечены к участию в качестве ответчика, третьего лица, заинтересованного
лица, по сравнению с 2012 годом. Количество таких судебных дел увеличилось
в среднем на 27% по сравнению с 2012 годом.
Также в 2013 году увеличилось количество судебных дел, связанных
с исправлением кадастровых ошибок в сведениях государственного кадастра
недвижимости, которые, в свою очередь, возникают вследствие несоблюдения
требований к подготовке межевых, технических планов кадастровыми
инженерами, в том числе вследствие нарушения порядка согласования границ
при уточнении местоположения границ и площади земельного участка,
неверного определения кадастровым инженером координат характерных точек
границ земельных участков, контуров объектов капитального строительства на
земельном участке, нарушения требований к порядку выдела земельного
участка в счет доли в праве общей долевой собственности на земельные
участки сельскохозяйственного назначения, неверного указания площади
объектов капитального строительства.
Существующие в настоящее время механизмы контроля за
деятельностью кадастровых инженеров, а также требования к лицам,
претендующим на получения квалификационного аттестата кадастрового
инженера, в части наличия образования и опыта работы являются
неэффективными, о чем свидетельствуют рост количества жалоб на
деятельность кадастровых инженеров, высокий процент отказов
и приостановок в осуществлении кадастрового учета, а также наличие
значительного количества ошибок в сведениях государственного кадастра
недвижимости об объектах недвижимости.
В этой связи представляется необходимым усовершенствовать
законодательство, регулирующее деятельность кадастровых инженеров.
Изучение современного мирового опыта ведения кадастра показывает,
что практически во всех странах с развитыми кадастровыми системами
государство, как правило, в лице уполномоченного органа осуществляет
контроль за соблюдением технологий и стандартов при выполнении межевых
работ. В большинстве стран такой контроль обеспечивается институтом
пз
лицензирования частных землемеров, предусматривающим выдачу лицензии
только тем лицам и руководителям фирм, квалификационные характеристики
которых отвечают установленным требованиям.
Осуществление кадастровой деятельности, опираясь на
саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности, позволит, с
одной стороны, снизить нагрузку на органы исполнительной власти,
осуществляющие контроль за деятельностью кадастровых инженеров,
способствуя тем самым экономии бюджетных средств, с другой стороны
обеспечит поддержку развития предпринимательства и конкуренции в данной
области, что приведет к сокращению средств и времени, затрачиваемых
потребителями данных услуг. В то же время обязательность членства в
саморегулируемых организациях в сфере кадастровой деятельности даст
возможность контролировать качество работ и соблюдение стандартов.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты в части совершенствования деятельности кадастровых
инженеров» (далее — законопроект) разработан в соответствии с пунктами 30.1,
30.4, 30.6 и 30.8 плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества
государственных услуг в сфере государственного кадастрового учета
недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое
имущество и сделок с ним», утвержденного постановлением Правительства
Российской Федерации от 1 декабря 2012 г. № 2236-р.
Законопроектом предусматривается установление дополнительных
квалификационных требований к лицу, претендующему на приобретение
статуса кадастрового инженера, в части наличия высшего образования по
одной из специальностей, определенных органом нормативно-правового
регулирования в сфере кадастровых отношений, а также наличия опыта работы
по специальности, направление подготовки которой соответствует
профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения им
обязанностей, установленных Законом о кадастре.
В целях повышения квалификации планируется ввести обязанность
кадастровых инженеров раз в три года проходить обучение по дополнительной
профессиональной программе повышения квалификации в размере не менее
40 часов. В отношении тех кадастровых инженеров, действие
квалификационного аттестата которых было приостановлено в связи с
допущенными ими нарушениями при подготовке документов, вводится
требование о прохождении обучения по дополнительной профессиональной
программе повышения квалификации в размере не менее 80 часов.
пз
4
Данная норма предполагает разработку примерной профессиональной
программы повышения квалификации кадастровых инженеров, так как
кадастровая деятельность требует наличие у кадастрового инженера
технических знаний, умений и навыков, а также соответствующей
юридической подготовки с учетом новых технологий, применяемых в
современных условиях.
Кроме того, законопроектом законодательно закрепляется возможность
досудебного обжалования решений о приостановлении осуществления
государственного кадастрового учета органа кадастрового учета и закрепляется
требование об обязательности членства кадастровых инженеров
в саморегулируемых организаций в сфере кадастровой деятельности.
Законопроектом предусматривается введение возможности
приостановления действия квалификационного аттестата кадастрового
инженера по заявлению самого кадастрового инженера ввиду объективных
причин.
Данная норма позволит не прибегать к процедуре отзыва
квалификационного аттестата кадастрового инженера по основаниям, ранее
являвшимся основаниями для аннулирования квалификационного аттестата
кадастрового инженера.
Также законопроектом вводятся положения, предусматривающие
возможность направления уведомления самостоятельно кадастровым
инженером только в орган кадастрового учета в случаях, предусмотренных
Законом о кадастре, в электронной форме с использованием информационно-
телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети
«Интернет», что позволит сократить временные и финансовые издержки. В
отношении кадастровых инженеров сведения о которых включены в
государственный реестр кадастровых инженеров, до момента вступления в
силу положений, вводимых законопроектом, в части требований
к наличию определенного образования и опыта работы будет установлен
переходный период применения положений Законопроекта.
В целом принятие федерального закона будет способствовать
становлению профессионального сообщества в сфере кадастровой
деятельности и, как следствие, позволит повысить качество сведений
об объектах недвижимого имущества, содержащихся в государственном
кадастре недвижимости.
Принятие и реализация федерального закона не потребуют финансовых
затрат из средств федерального бюджета.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: