Пояснительная записка к Федеральному закону 454-ФЗ 29.12.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О закрытом
административно-территориальном образовании» и об обеспечении мер
государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской
Федерации «О закрытом административно-территориальном образовании» и
об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных
категорий граждан» разработан с целью устранения правовой коллизии,
выявленной Верховным Судом Российской Федерации в решении
от 23 декабря 2009 г. № ГКПИ09-1447, а также уточнения социальных
гарантий гражданам, переселяющимся на новое место жительства из закрытых
административно-территориальных образований (далее — ЗАТО).
Верховный Суд Российской Федерации признал противоречащим
Закону Российской Федерации от 14 июля 1992 г. №3297-1 «О закрытом
административно-территориальном образовании» (далее — Закон о ЗАТО) и,
следовательно, недействующим пункт 1 постановления Правительства
Российской Федерации от 11 января 2001 г. №23 «Об обеспечении жильем
граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных
образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим
гражданам» в части, устанавливающей, что решение о переселении на новое
место жительства и обеспечении жильем принимается лишь в отношении
граждан, не имеющих жилья за пределами ЗАТО.
Данным законопроектом устанавливается, что на территории
ЗАТО осуществляется государственная поддержка граждан путем
предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения
за границами ЗАТО при соблюдении ряда условий. Одним из таких условий
является отсутствие у граждан и членов их семей жилых помещений за
границами данного ЗАТО. Таким образом, устраняется выявленная Верховным
Судом Российской Федерации правовая коллизия: ограничение права граждан
на получение государственной поддержки в виде решения вопросов их
переселения из ЗАТО устанавливается федеральным законом, а не актом
Правительства Российской Федерации.
При этом следует отметить, что предоставление гражданам,
переселяющимся из ЗАТО, социальной выплаты для приобретения ими жилого
помещения на новом месте жительства осуществляется с целью обеспечения
особого режима безопасного функционирования организаций или объектов,
93110967 предусмотренных статьей 1 Закона о ЗАТО, а не улучшения их жилищных
условий. В случае переселения из ЗАТО граждан, имеющих за границами
ЗАТО жилые помещения, размер которых меньше нормы предоставления
жилых помещений, они вправе на новом месте жительства на общих
основаниях встать на учет для улучшения своих жилищных условий.
Согласно законопроекту при переселении граждан из ЗАТО
государственная поддержка (с учетом условий особого режима в ЗАТО)
осуществляется в отношении граждан, соответствующих совокупности
требований:
1) постоянное проживание на территории ЗАТО;
2) прекращение гражданами трудовых (служебных) отношений
с организациями, для которых установлен особый режим безопасного
функционирования и охраны государственной тайны, государственными,
муниципальными организациями или организациями, доля участия в уставном
капитале которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации
и муниципального образования составляет не менее 50 процентов,
расположенными на территории ЗАТО;
3) наличие у граждан стажа работы в указанных организациях не менее
15 лет;
4) отсутствие у граждан жилых помещений за границами данного ЗАТО.
Первое и четвертое из указанных требований распространяются также на
членов семей граждан, претендующих на получение социальной выплаты.
Указанная государственная поддержка осуществляется также
в отношении постоянно проживающих на территории ЗАТО и не имеющих
жилых помещений за его границами граждан, признанных инвалидами
вследствие увечья, связанного с производством в указанных организациях,
а также членов семей работников, погибших в результате несчастного случая
на производстве в указанных организациях или членов семей граждан,
умерших вследствие профессионального заболевания, связанного
с исполнением ими трудовых обязанностей в указанных организациях.
Социальная выплата гражданам, переселяющимся из ЗАТО, для
приобретения ими жилых помещений на новом месте жительства
предоставляется за счет средств федерального бюджета.
Нормы Правил выпуска и реализации государственных жилищных
сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение
государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным законодательством» федеральной целевой
программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы», утвержденных постановлением
93110967 Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153, позволят
гарантировать соблюдение установленного на федеральном уровне порядка
обеспечения переселяющихся граждан жильем и уменьшить долю нарушений
со стороны органов местного самоуправления при решении вопросов
постановки на учет и предоставления жилья при переселении граждан
из ЗАТО. В конечном счете это приведет к уменьшению количества граждан,
состоящих на учете в качестве граждан, претендующих на получение
социальной выплаты для приобретения жилого помещения при переселении из
ЗАТО, и увеличению доли граждан, получивших возможность приобрести
жилые помещения при переселении из ЗАТО, относительно общего количества
граждан, состоящих на данном учете.
Законопроектом установлены полномочия органов местного
самоуправления ЗАТО по ведению учета граждан, претендующих
на получение социальной выплаты.
Органы местного самоуправления ЗАТО за счет средств местных
бюджетов осуществляют оплату стоимости проезда граждан, получивших
социальную выплату, и членов их семей до нового места жительства
и стоимости провоза домашнего имущества. Дополнительные расходы
бюджетов ЗАТО на указанные цели компенсируются за счет дотаций
из федерального бюджета, связанных с режимом безопасного
функционирования.
Учитывая, что средства на переселение граждан из ЗАТО
предусматриваются в федеральном законе о федеральном бюджете ежегодно,
реализацию предложенного законопроектом механизма целесообразно
осуществлять с начала очередного финансового года, в связи с чем
законопроектом предусматривается, что изменения в Закон о ЗАТО вступают
в силу с 1 января 2015 г.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: