Пояснительная записка к Федеральному закону 455-ФЗ 30.12.2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Лесной
кодекс Российской Федерации в части совершенствования правового
регулирования защиты лесов от вредных организмов и иного
негативного воздействия»
В последние годы в Российской Федерации, в частности, в
Московской области обострились проблемы, связанные с защитой лесов от
вредных организмов и иного негативного воздействия.
Старение подмосковных лесов в связи с ограничениями большинства
видов рубок, ослабление их после сокрушительных ветровалов и
буреломов, катастрофических лесных пожаров 2010 года привели к
массовой вспышке короеда-типографа в конце 2010 года. Под угрозой
оказались не только старые ельники, но и еловая составляющая
смешанных лесов. По состоянию на январь 2014 г. площадь лесов,
пораженных короедом-типографом на территории Московской области
превысила 115 тыс. га. Из них требуют срочных мер борьбы более 30 тыс.
га. Также в Подмосковье активно развиваются очаги хвое-листогрызущих
вредителей, таких как шелкопряд-монашенка, сосновый шелкопряд,
сосновый рыжий и еловый обыкновенный пилильщики. При этом период с
момента обнаружения погибших и поврежденных насаждений до
назначения и проведения лесозащитных мероприятий составляет от пяти
до девяти месяцев.
Защита лесов от вредных организмов и прочих неблагоприятных
факторов представляет собой систему мероприятий, направленных на
сохранение устойчивости лесов, предотвращение их уничтожения,
повреждения, ослабления, на снижение потерь от вредителей и болезней
лесов, иных вредных воздействий природного и антропогенного характера.
Правоприменительная практика показывает, что построение
современной системы защиты лесов требует расширения и дополнения
соответствующих положений Лесного кодекса Российской Федерации
(далее — Лесной кодекс) с целью обеспечения чёткого порядка,
оперативности и своевременности выполнения лесозащитных
мероприятий, контроля за их проведением и создания правовой основы для
разработки необходимого количества подзаконных актов.
Предлагаемый законопроект системно направлен на оптимизацию
классификации мероприятий по защите лесов, сокращение сроков,
необходимых для подготовки и проведения лесозащитных работ,
устранение коллизий и пробелов в правовом регулировании очистки лесов
от захламления и загрязнения, в том числе радиоактивными веществами.
Законопроектом решаются следующие проблемы.
1. Многочисленные обращения граждан о невозможности уборки
валежной древесины в незначительных объемах без длительной процедуры
оформления разрешительных документов требуют изменения
действующего законодательства. В этой связи часть 2 статьи 32 Лесного
кодекса дополняется понятием «валежник», что дает возможность его
заготовки и сбора как недревесного лесного ресурса гражданами для
собственных нужд в соответствии со статьей 33 Лесного кодекса в порядке,
устанавливаемом законом субъекта Российской Федерации.
2. В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Лесного кодекса Российской
Федерации леса подлежат защите от вредных организмов и иного
негативного воздействия. Указанная норма требует конкретизации в части
мероприятий, направленных на своевременное обнаружение изменения
состояния лесов, возникновения очагов вредных организмов и
профилактику их возникновения, их локализацию и ликвидацию, а также
минимизацию потерь от негативного воздействия на леса. В этой связи
законопроектом предлагается разделить все лесозащитные мероприятия на
две группы:
-мероприятия, проводимые в лесах при стабильной
лесопатологической ситуации: лесозащитное районирование,
лесопатологический мониторинг, лесозащитная профилактика;
-мероприятия, проводимые в лесах при напряжённой
лесопатологической ситуации (в повреждённых насаждениях и очагах
вредных организмов): лесопатологические обследования, мероприятия по
локализации и ликвидации очагов вредных организмов, санитарно-
оздоровительные мероприятия.
3. В соответствии с действующим законодательством
ответственность за очистку территорий от загрязнения и захламленности
(т.е. уборку отходов производства и потребления) возложена на органы
государственной власти муниципальных образований. Однако в ряде
случаев суды возлагают ответственность за уборку мусора на органы
управления лесным хозяйством, ссылаясь на пункт 4 части 1 статьи 55
Лесного кодекса, где указано, что к санитарно-оздоровительным
мероприятиям относится, в том числе, и «очистка лесов от загрязнения,
захламленности и иного негативного воздействия». При этом в лесном
хозяйстве под захламлённостью традиционно понимается наличие
потерявшего свои деловые качества валежника (стволов отмерших
деревьев или их частей, лежащих на земле). Уборка захламлённости, как
правило, проводится одновременно с другими мероприятиями по защите
лесов (вырубкой погибших и поврежденных лесных насаждений и т. п.).
Что касается охраны лесов от загрязнения, соответствующее
регулирование предусмотрено законодательством в сфере охраны
окружающей среды и в сфере обращения с отходами производства и
потребления. В этой связи представляется целесообразным исключить
соответствующие понятия из перечня санитарно-оздоровительных
мероприятий, предусмотренных Лесным кодексом.
4. По действующей редакции части 1 статьи 54 Лесного кодекса
проводить лесозащитные мероприятия необходимо только в очагах
карантинных видов вредителей. Законопроект расширяет сферу
регулирования данной нормы. Таким образом, появляется требование о
ликвидации очагов любых видов опасных для лесных насаждений
организмов.
5. В настоящее время согласно части 2 статьи 55 Лесного кодекса
установлена лишь обязанность арендаторов по осуществлению санитарно-
оздоровительных мероприятий. Лесное законодательство других
многолесных стран (например, Швеции, Финляндии, США, Канады)
возлагает ответственность за проведение лесозащитных мероприятий в
полном объеме на собственников или лиц, использующих леса.
В частности, проведение лесопатологических обследований является
неотъемлемой частью планирования и осуществления санитарно-
оздоровительных и других лесозащитных мероприятий, поэтому
предлагается обязать лиц, использующих леса, проводить данное
мероприятие с составлением соответствующего акта. Вместе с тем, с
целью недопущения злоупотреблений необходимо обеспечить
возможность общественного контроля за правильностью назначения
лесозащитных мероприятий, для чего предусматривается обязательное
размещение актов лесопатологического обследования в сети Интернет.
Данная норма позволит также сократить злоупотребления при проведении
санитарных рубок на не переданных в пользование лесных участках.
6. Статья 58 Лесного кодекса определяет мероприятия,
осуществляемые в лесах с целью «охраны лесов от загрязнения
радиоактивными веществами». Однако такая формулировка не позволяет
обеспечить в полном объеме выполнение требований федерального
законодательства в области радиационной безопасности и создает
правовой вакуум в вопросах организации радиационного контроля и
проведения конгрмер в лесах, загрязненных радионуклидами.
Предлагаемые законопроектом изменения приводят в соответствие Лесной
кодекс с законодательством в области радиационной безопасности и
охраны окружающей среды и обеспечивают возможность разработки и
принятия необходимых подзаконных актов, регулирующих проведение
мероприятий на уже загрязненных радиоактивными веществами
территориях.
Для решения вышеназванных проблем и устранения указанных
коллизий законопроектом предлагается изложить в новой редакции часть 1
статьи 51, часть 1 статьи 54, статью 55 «Санитарная безопасность в лесах»
и статью 58 «Охрана лесов от загрязнения радиоактивными веществами»
Лесного кодекса Российской Федерации, а также дополнить указанный
Кодекс новой статьей 56.1 «Лесозащитные мероприятия».
Кроме того, в целях сокращения сроков подготовки к проведению
санитарно-оздоровительных мероприятий предлагается внести в статью 89
Лесного кодекса дополнение в части, касающейся сокращения с 30 до 5
дней сроков проведения государственной экспертизы проектов освоения
лесов, при этом не меняя процедуру ее проведения.
Данные меры позволят значительно увеличить эффективность
системы защиты лесов, своевременность проведения лесозащитных
мероприятий, вовлечение в хозяйственный оборот лесных насаждений,
поврежденных вредными организмами.
Кроме того, новации, предлагаемые законопроектом, согласуются с
поручениями Президента Российской Федерации по итогам заседания
президиума Государственного совета Российской Федерации 11.04.2013
(пункт 2 «б» перечня поручений от 07.05.2013 г.) и поручением от 11
октября 2013 г. № Пр-2392, в соответствии с которыми поручено принять
меры совершенствованию законодательства по защите лесов в срок до 1
марта 2014 года: ускорить разработку нормативных актов, направленных
на сокращение сроков проведения лесозащитных работ в лесах,
пострадавших от вредителей, регламентацию проведения выборочных и
сплошных рубок в защитных лесах, а также усовершенствование порядка
таких мероприятий, как лесопатологические обследования, санитарно-
оздоровительные мероприятия, работы по локализации и ликвидации
очагов вредных организмов и другие работы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: