Пояснительная записка к Федеральному закону 466-ФЗ 29.12.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона
«О внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону «Об особенностях
функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об
электроэнергетике» и Пояснительная записка к Федеральному закону «Об электроэнергетике»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О внесении изменений в Пояснительная записка к Федеральному закону «Об особенностях
функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и
признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» и
Пояснительная записка к Федеральному закону «Об электроэнергетике»» (далее — законопроект) разработан в
рамках выполнения пункта 8 Протокола заседания Правительственной комиссии
по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского
федерального округа от 1 июля 2014 года № 10.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № Зб-ФЗ
«Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и
о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике», с 1
января 2015 года утрачивают силу нормы, предусматривающие покупку
электрической энергии в объеме полного потребления субъектами оптового
рынка — покупателями электрической энергии (мощности), функционирующими в
отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством
Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и
розничных рынков, по регулируемым договорам.
Одномоментное прекращение действия особых условий
функционирования отдельных частей ценовых зон оптового рынка с 1 января
2015 года по прогнозным данным приведет к резкому росту цен (тарифов) на 2
электрическую энергию для потребителей в соответствующих
субъектах Российской Федерации и повлечет негативные социально-
экономические последствия в соответствующих регионах, в том числе увеличит
нагрузку на бюджеты различных уровней. Кроме того, учитывая низкую
платежную дисциплину субъектов оптового рынка — покупателей,
функционирующих в таких регионах, указанный рост цен может привести к росту
задолженности на оптовом рынке электрической энергии и мощности.
Законопроект направлен на обеспечение поэтапного (постепенного)
снижения объема покупки электрической энергии по регулируемым договорам
для субъектов оптового рынка — покупателей электрической энергии (мощности),
функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых
Правительством Российской Федерации установлены особенности
функционирования оптового и розничных рынков, и одновременно на
стимулирование соответствующих субъектов электроэнергетики к
своевременному исполнению обязательств по оплате электрической энергии и
мощности, а также снижению уровня фактических потерь электрической энергии,
возникающих в объектах электросетевого хозяйства на территории
соответствующих регионов, а также на постепенное доведение на указанных
территориях регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию до
экономически обоснованного уровня.
В этих целях Законопроектом предусматривается для покупателей,
функционирующих в отдельных частях ценовых зон, для которых
Правительством Российской Федерации установлены особенности
функционирования оптового и розничных рынков, график уменьшения объемов
покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам для
обеспечения потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к
нему по решению Правительства Российской Федерации или уполномоченного
им федерального органа исполнительной власти категориям потребителей.
Указанный объем должен постепенно уменьшаться, что позволит к 1 января 2023
году соответствующим субъектам оптового рынка без каких-либо негативных 3
социально-экономических последствий перейти на общие для всех условия
функционирования рынков электрической энергии.
При этом в случае невыполнения заданных Правительством Российской
Федерации показателей, связанных, в том числе с исполнением обязательств по
оплате поставленной электрической энергии (мощности), снижением уровня
фактических потерь электрической энергии, а также с уровнем устанавливаемых
на соответствующих территориях регулируемых цен (тарифов) на электрическую
энергию (мощность), объем покупки электрической энергии (мощности) по
указанным регулируемым договорам будет снижаться дополнительно в размере и
в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Законопроектом также предусматриваются изменения в Федеральный
закон «Об электроэнергетике», направленные на определение источника
финансирования строительства и эксплуатации новых генерирующих объектов на
территории Крымского федерального округа в форме надбавки к цене на
мощность, применяемой порядке, установленном Правительством Российской
Федерации, в целях частичной компенсации субъектам оптового рынка —
производителям электрической энергии (мощности) капитальных и
эксплуатационных затрат в отношении таких генерирующих объектов.
Законопроектом предлагается предусмотреть возможность установления
надбавок в виде формулы или порядка их определения.
Необходимость внесения таких изменений обусловлена тем, что согласно
статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике», надбавка не является
ценой (тарифом) в электроэнергетике. При этом статьей 23.1 помимо цен
(тарифов) предусмотрены надбавки, которые подлежат государственному
регулированию на оптовом и розничных рынках электрической энергии. Однако
пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» возможность
установления в виде формулы или порядка определения предусмотрена только в
отношении регулируемой цены, и не распространяется в отношении
устанавливаемой надбавки. 4
Законопроектом также предлагается исключить из статьи 33
Федерального закона «Об электроэнергетике» указание на то, что совет рынка —
саморегулируемая организация.
Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЭ
«О саморегулируемых организациях» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону «О
саморегулируемых организациях»), саморегулируемой организацией признается
некоммерческая организация при условии ее соответствия всем установленным
Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» требованиям.
В силу особенностей, предусмотренных Федеральным законом «Об
электроэнергетике», совет рынка не может соответствовать указанным
требованиям, предъявляемым к саморегулируемым организациям. Например, в
соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона «О саморегулируемых
организациях» утверждение мер дисциплинарного воздействия, порядка и
оснований их применения, порядка рассмотрения дел о нарушении членами
саморегулируемой организации требований стандартов и правил
саморегулируемой организации относится к исключительной компетенции
общего собрания членов саморегулируемой организации, в то время как согласно
пункту 4 статьи 33 Федерального закона «Об электроэнергетике» утверждение
принципов и порядка применения имущественных санкций за нарушение правил
оптового рынка отнесено к исключительной компетенции Наблюдательного
совета совета рынка.
Таким образом согласно Федеральному закону «Об электроэнергетике»
совет рынка является саморегулируемой организацией, однако он не может быть
признан таковой в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых
организациях».
В целях устранения неопределенности правового статуса совета рынка, из
Федерального закона «Об электроэнергетике» необходимо исключить указание на
то, что совет рынка является саморегулируемой организацией.
Также Законопроектом предлагается отнести решение вопроса об избрании
органов надзора за финансово-хозяйственной деятельностью совета рынка и 5
назначение аудиторской организации либо индивидуального аудитора совета
рынка к компетенции наблюдательного совета совет рынка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона «Об
электроэнергетике» советом рынка является некоммерческая организация,
которая образована в форме некоммерческого партнерства и объединяющая на
основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей
электрической энергии (далее — НП «Совет рынка», Партнерство).
01 сентября 2014 года вступил в силу Пояснительная записка к Федеральному закону от 05 мая 2014
года № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского
кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и о признании утратившим силу
отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее —
Закон № 99-ФЗ), в соответствии с которым изменяется регулирование
деятельности некоммерческих партнерств, в том числе изменения затронули
компетенцию органов управления.
В соответствии со статьей 65.1 ГК РФ некоммерческое партнерство
отнесено к корпоративным юридическим лицам (корпорациям). Согласно
положениям пункта 2 статьи 65.3. ГК РФ решение вопроса об избрании
ревизионной комиссии (ревизора) и назначении аудиторской организации или
индивидуального аудитора корпорации относится к исключительной
компетенции высшего органа управления корпорации, если иное не установлено
ГК РФ или иным законом.
Ранее законодательством Российской Федерации решение указанного
вопроса не было отнесено к компетенции какого-либо органа управления
некоммерческих организаций, в связи с чем до настоящего времени указанная
функция исполняется Наблюдательным советом НП «Совет рынка».
НП «Совет рынка» обладает особым статусом, который обусловлен
значимостью исполняемых функций и целей, на которые в соответствии с ФЗ «Об
электроэнергетике» направлена его деятельностью. В частности, к целям создания
НП «Совет рынка», в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона
«Об электроэнергетике», относятся обеспечение функционирования 6
коммерческой инфраструктуры рынка, эффективной взаимосвязи оптового и
розничных рынков, формирование благоприятных условий для привлечения
инвестиций в электроэнергетику и наличие общей позиции участников оптового и
розничных рынков при разработке нормативных документов, регулирующих
функционирование электроэнергетики, организация на основе саморегулирования
эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией,
мощностью, иными товарами и услугами, допущенными к обращению на оптовом
и розничных рынках, в целях обеспечения энергетической безопасности
Российской Федерации, единства экономического пространства, свободы
экономической деятельности и конкуренции на оптовом и розничных рынках,
соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической
энергии и мощности, удовлетворения общественных потребностей в надежном и
устойчивом снабжении электрической энергией.
В связи с тем, что НП «Совет рынка» обладает особым статусом, в
соответствии с пунктом 4 статьи 33 Федерального закона «Об
электроэнергетике», контроль за его деятельностью осуществляется
Правительством Российской Федерации или уполномоченными им федеральными
органами исполнительной власти, в том числе посредством участия в работе
Наблюдательного совета НП «Совет рынка». В состав Наблюдательного совета
НП «Совет рынка», в частности, входят представители Государственной Думы
Федерального собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального
собрания Российской Федерации, Министерства энергетики Российской
Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации,
Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, Федеральной
антимонопольной службы Российской Федерации.
Таким образом, в связи с тем, что принятие решения об избрании
ревизионной комиссии и назначении аудитора направлено на последующее
осуществление контроля за деятельностью НП «Совет рынка», предлагается
указанную функцию отнести к полномочиям Наблюдательного совета НП «Совет
рынка». Принятие Законопроекта позволит обеспечить постепенный
переход субъектов оптового рынка — покупателей электрической энергии
(мощности), функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка,
для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности
функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии, на
общие для всех условия функционирования рынков электрической энергии,
своевременное исполнение указанными субъектами оптового рынка обязательств
по оплате электрической энергии и мощности, снижение уровня фактических
потерь электрической энергии, возникающих в объектах электросетевого
хозяйства, последовательно довести регулируемые цены (тарифы) на
электрическую энергию, устанавливаемые в соответствующих регионах до
экономически обоснованного уровня, обеспечить надежное и бесперебойное
энергоснабжение потребителей на территории Крымского федерального округа,
устранить неоднозначность норм Федерального закона «Об электроэнергетике»,
определяющих правовой статус совета рынка, а также позволит Правительству
Российской Федерации или уполномоченному федеральному органу
исполнительной власти устанавливать регулируемые надбавки в виде формул или
порядка их определения.
Принятие законопроекта не приводит к росту расходных обязательств
федерального бюджета и бюджета иных уровней.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: