Пояснительная записка к Федеральному закону 482-ФЗ 29.12.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской
Федерации об административных правонарушениях»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях» (далее — законопроект) направлен на
уточнение отдельных положений Федерального закона «О несостоятельности
(банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве).
Законопроектом предлагается предоставить конкурсным кредиторам и
уполномоченному органу по денежным обязательствам право на обращение в
арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в случае
неисполнения должником денежных обязательств или неисполнения
обязанности по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев с даты,
когда они должны быть исполнены, вне зависимости от наличия вступившего в
законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о
взыскании с должника денежных средств (ст. 7 Закона о банкротстве). В
настоящее время недобросовестный должник имеет возможность обратиться в
суд с заявлением о собственном банкротстве, опередив конкурсных
кредиторов, которые вынуждены обращаться в суд для получения решения о
взыскании денежных средств. Поскольку в подобной ситуации временный
управляющий назначается по заявлению должника, недобросовестный
должник сохраняет контроль за ведением хозяйственной деятельности в
процедуре наблюдения, что объективно создает предпосылки для
злоупотреблений с его стороны.
Действующая в настоящее время формулировка определения текущих
платежей представляется чрезмерно широкой, позволяющей должнику
расходовать денежные средства в процедурах банкротства в ущерб конкурсным кредиторам, требования которых включены в реестр требований.
В этой связи, законопроектом предлагается ограничить определение текущих
платежей (ст. 5 Закона о банкротстве) указанием на их связь с обеспечением
функционирования должника, сохранностью имущества должника и
проведением процедур банкротства.
Законопроект устанавливает, что в случае подачи должником заявления о
собственном банкротстве он не вправе определять кандидатуру арбитражного
управляющего (ст. 37 Закона о банкротстве). В подобной ситуации
арбитражный суд должен по своему усмотрению выбирать саморегулируемую
организацию арбитражных управляющих, которая представляет суду
кандидатуру арбитражного управляющего для назначения в рамках дела о
банкротстве. Данное предложение обусловлено частым злоупотреблением
правами со стороны недобросовестных должников, которые при подаче
заявления о банкротстве определяют кандидатуру лояльного арбитражного
управляющего и фактически сохраняют контроль над управлением
предприятием.
Законопроектом предполагается совершенствование регулирования
правового положения залоговых кредиторов в делах о банкротстве. Так,
предлагается предоставить кредитору, требования которого обеспечены
залогом имущества должника, право голоса на собраниях кредиторов в
процедурах финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного
производства по вопросам, связанным с назначением, отстранением
арбитражного управляющего, а также по вопросу перехода из процедуры
конкурсного производства во внешнее управление. В настоящее время
кредиторы, требования которых обеспечены залогом, полностью лишены
возможности влиять на проведение процедуры банкротства после стадии
наблюдения, что значительно затрудняет реализацию их прав и законных
интересов в рамках банкротства. Кроме того, предлагается предоставить кредиторам, требования которых
обеспечены залогом имущества должника, право самостоятельно определять
начальную продажную цену предмета залога и порядок и условия обеспечения
сохранности предмета залога до его реализации с покрытием соответствующих
расходов за счет средств, вырученных от реализации предмета залога.
Представляется целесообразным предоставить кредиторам, размер
требований которых составляет не менее 10% от общего размера требований,
внесенных в реестр требований, а также с размером требований,
превышающим один миллион рублей, право оспаривать сделки должника (ст.
61.9 Закона о банкротстве). В настоящее время такие кредиторы лишены права
обжаловать сделки самостоятельно, без решения собрания кредиторов, что
объективно создает возможность для злоупотреблений со стороны
арбитражного управляющего.
Законопроект предусматривает применение общего двухмесячного срока
для предъявления кредиторами требований в процедуре банкротства
ликвидируемого должника (п.2 ст. 225 Закона о банкротстве). В настоящее
время сокращенный месячный срок для предъявления требований создает для
кредиторов высокий риск невозможности своевременного предъявления
требований и, соответственно, участия в процедуре банкротства
ликвидируемого должника.
В части изменения Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях законопроект предусматривает увеличение санкций за
правонарушения, предусмотренные статьей 14.13 данного Кодекса, не только
для арбитражных управляющих, но и для должностных лиц самого должника, а
также введение административной ответственности за правонарушения в сфере
банкротства для лиц, привлеченных управляющим (реестродержатель,
организатор торгов, оператор электронной площадки). Принятие законопроекта позволит существенно снизить вероятность
злоупотреблений в сфере несостоятельности и соответственно повысить
эффективность применения процедур банкротства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: