Пояснительная записка к Федеральному закону 484-ФЗ 29.12.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект)
направлен на совершенствование системы противодействия совершению
операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, или финансирования терроризма в банковской сфере.
Изменения в часть первую статьи 20 Федерального закона «О банках и
банковской деятельности» уточняют возможности отзыва лицензий в случае
нарушения изданных в соответствии с Федеральным законом «О
противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма» нормативных актов
Банка России в сфере противодействия легализации. Данная новелла
позволит улучшить уровень воздействия на кредитные организации, которые
позволяют вовлекать себя в осуществление «сомнительных» операций.
Предлагаемая поправка будет способствовать повышению внимания
кредитных организаций к вопросам эффективности реализации внутреннего
контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма с акцентом
на риск-ориентированный подход к работе с клиентами и практическую
направленность на прекращение работы с клиентами, осуществляющими
сомнительные операции.
Необходимость уточнения полномочий Банка России по отзыву
лицензий за нарушения, допущенные кредитными организациями в сфере
противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ),
обусловлена не только проблемой проведения кредитными организациями
сомнительных операций, но и требованиями международных организаций (в частности, ФАТФ). Так, по результатам оценки, проведенной в 2008 году
Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)
совместно с Комитетом экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с
отмыванием денег и финансированием терроризма (MONEYVAL) и
Евразийской группы по ПОД/ФТ (ЕАГ), международные эксперты в целях
исправления выявленных недостатков российской системы ПОД/ФТ в части
совершенствования полномочий надзорных органов рекомендовали
«изменить Закон о ЦБ России, обеспечив возможность отзыва лицензии за
направление СПО (сообщений о подозрительных операциях) в ПФР
(подразделение финансовой разведки). России также следует обеспечить
возможность отзыва лицензии кредитной организации не только в случае
неоднократных нарушений в течение одного года и изменить соответственно
Закон о ЦБ».
Законопроектом также вносятся изменения в статью 13 Федерального
закона № 115-ФЗ и в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях (далее — КоАП РФ), предусматривающие применение к
кредитным организациям, нарушившим Пояснительная записка к Федеральному закону № 115-ФЗ, мер,
предусмотренных статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке
Российской Федерации (Банке России)» (далее — Закон о Банке России), если
иное не установлено законом. Связанные изменения предлагаются в ряд
статей КоАП РФ. Согласно этим изменениям к кредитным организациям за
нарушение требований законодательства о ПОД/ФТ должны будут
применяться меры, предусмотренных статьей 74 Закона о Банке России, а не
нормы статьи 15.27 КоАП РФ (за исключением нарушений,
предусмотренных предлагаемой проектом частью I
1 и частью 4 статьи 15.27
КоАП РФ).
Следствием этих изменений может стать сокращение числа случаев
привлечения кредитных организаций к административной ответственности за
формальные нарушения законодательства о ПОД/ФТ, связанные, к примеру,
с неточно направленным сообщением об операции, подлежащей обязательному контролю. Кредитные организации получат дополнительную
мотивацию к выстраиванию риск-ориентированных систем внутреннего
контроля, позволяющих предупреждать, выявлять и устранять
«подозрительные операции» клиентов.
Косвенным следствием станет снижение числа дел о привлечении
кредитных организаций к ответственности по статье 15.27 КоАП РФ,
рассматриваемых судами (за 2012 год и первое полугодие 2013 года1 Банком
России было возбуждено 2016 дел об административных правонарушениях,
предусмотренных частями 1-3 статьи 15.27 КоАП РФ (из них: 1287 — в
отношении кредитных организаций, 729 — их должностных лиц. На
рассмотрении в судах находилось 277 дел, из них в отношении кредитных
организаций — 152 дела).
Принятие законопроекта позволит исключить ситуации, при которых
лицо может быть привлечено к ответственности за совершение одного и того
же нарушения дважды — как в рамках административного производства, так и
при применении мер в соответствии с Законом о Банке России.
Учитывая, что по статье 74 Закона о Банке России меры могут быть
применены только к кредитным организациям, законопроектом предлагается
сохранить в качестве субъектов ответственности по статье 15.27 КоАП РФ
должностных лиц кредитных организаций, вернувшись к понятию
должностного лица, которое является общим для всех статей КоАП РФ
(статья 2.4. КоАП РФ).
Кроме того, учитывая большой объем работы по рассмотрению дел об
административных правонарушениях, которые ранее рассматривались
должностными лицами ФСФР России, законопроектом предлагается
наделить полномочиями по рассмотрению соответствующей категории дел
заместителей руководителей территориальных подразделений Банка России,
в компетенцию которых входят вопросы в области надзора и контроля в
сфере финансовых рынков (абзац третий пункта 2 статьи 3 законопроекта).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: