Пояснительная записка к Федеральному закону 51-ФЗ 02.04.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации»
, Пояснительная записка к Федеральному закону
«О выборах Президента Российской Федерации»
, Пояснительная записка к Федеральному закону
«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» и статьи 260 и 260
1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный
закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации», Пояснительная записка к Федеральному закону «О выборах
Президента Российской Федерации», Пояснительная записка к Федеральному закону «О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации» и статьи 260 и 260
1 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации» (далее — законопроект) разработан в целях реализации
Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от
22 апреля 2013 г. № 8-П (далее — Постановление).
В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 2 Федерального закона от
12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее —
Пояснительная записка к Федеральному закону) под избирательными правами граждан понимается
конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть
избранными в органы государственной власти и органы местного
самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков
кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов,
работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и
определение результатов выборов, в других избирательных действиях в
порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, Федеральным
законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами
субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 резолютивной части Постановления взаимосвязанные
положения части первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, пункта 10 статьи 75, пунктов 2 и 3 статьи 77
Федерального закона, а также частей 4 и 5 статьи 92 Федерального закона от
18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации» признаны не
соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 32
input
(часть 3), 19 (части 1 и 2), 32 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той
части, в какой эти законоположения, закрепляя право избирателей на
обращение в суд за защитой своих избирательных прав, вместе с тем в силу
неопределенности нормативного содержания в отношении субъектов, порядка
и условий обращения в суд в связи с обжалованием итогов голосования — по
смыслу, придаваемому им сложившейся правоприменительной практикой, —
исключают для граждан, принимавших участие в выборах в качестве
избирателей, возможность обжалования решений и действий (бездействия)
избирательных комиссий, связанных с установлением итогов голосования на
том избирательном участке, на котором эти граждане принимали участие в
выборах.
С учетом этого законопроектом предлагается дополнить пункт 10
статьи 75 Федерального закона, которым регулируются вопросы обжалования
решений и действий (бездействия), нарушающих избирательные права и право
на участие в референдуме граждан Российской Федерации, абзацем вторым,
предусматривающим право избирателей, участников референдума на
обращение в суд с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой
комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том
избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали
участие в выборах, референдуме.
В связи с этим законопроектом также предусмотрено внесение
изменений в статью 77 Федерального закона, согласно которым суд
соответствующего уровня по заявлению избирателя, участника референдума
может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на том
избирательном участке, участке референдума, на котором он принял участие в
выборах, референдуме, в перечисленных в законопроекте случаях, если
допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить
результаты волеизъявления избирателей, участников референдума. Отмена
судом решения комиссии об итогах голосования в связи с этим влечет
признание этих итогов голосования недействительными.
Наряду с этим в указанной норме законопроектом предусмотрен
перечень обстоятельств, в случае установления одного из которых суд
соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о
результатах соответствующих выборов после определения результатов
выборов, решение комиссии референдума субъекта Российской Федерации,
местного референдума о результатах референдума.
Кроме того, изменения в статью 77 Федерального закона
предусматривают, что суд соответствующего уровня, отменив решение3
input
комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума может
принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей,
участников референдума, если при проведении голосования или установлении
его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены
нарушения Федерального закона.
Законопроектом предлагается установить в пункте 3 статьи 78
Федерального закона сроки подачи заявлений об отмене решения комиссии об
итогах голосования, о результатах выборов, референдума.
Изменения, которые вносятся в статью 85 Федерального закона от
10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и
статью 92 Федерального закона от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации», предусматривают дополнительные обстоятельства в качестве
оснований для отмены судом решения Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской
Федерации, депутатов Государственной Думы после их определения.
Кроме того, законопроектом предусмотрено внесение изменений в
статьи 260, 260
1 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации относительно процессуальных сроков реализации прав
избирателей, участников референдума на обращение в суд с заявлением об
отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах
голосования, а также с заявлением об отмене решения избирательной
комиссии, комиссии референдума o результатах выборов, референдума. При
этом письменное подтверждение факта участия избирателя, участника
референдума в голосовании на указанном избирательном участке, участке
референдума выдается соответствующей избирательной комиссией в порядке,
предусмотренном законопроектом.
Принятие законопроекта позволит привести положения указанных норм
избирательного законодательства Российской Федерации в соответствие с
правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации,
законодательно закрепить механизм правового регулирования порядка и
условий обращения в суд избирателей, участников референдума в связи с
обжалованием решений, действий (бездействия) участковой комиссии,
связанных с установлением итогов голосования на том избирательном участке,
участке референдума, на котором они принимали участие в выборах,
референдуме, и обеспечить тем самым судебную защиту их избирательных
прав, направленную на выявление и устранение искажения данных,
свидетельствующих о действительной воли избирателей

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: