Пояснительная записка к Федеральному закону 53-ФЗ 05.04.2013

Пояснительная записка
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 41 и 152
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 41 и 152
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» направлен на
повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений,
предварительное следствие по которым необязательно.
Анализ правоприменительной практики показал, что уголовно-процес-
суальным законодательством не урегулировано право дознавателя давать
органу дознания поручения о производстве отдельных следственных действий,
оперативно-розыскных мероприятий.
Согласно пункту четвертому части 2 статьи 38 Уголовно-процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) в полномочия следователя
входит право давать органу дознания обязательные для исполнения
письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий,
производстве отдельных следственных действий, об исполнении
постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных
процессуальных действий, а также получать содействие при их
осуществлении. Дознаватель же вправе в соответствии с пунктом 1 части 3
статьи 41 УПК РФ лишь самостоятельно производить следственные и иные
процессуальные действия.
Кроме того, часть 1 статьи 152 УПК РФ предусматривает право
следователя поручать производство следственных или розыскных действий
органу дознания. Право на дачу поручений дознавателем при расследовании
уголовного дела данной статьей не закреплено.
Вместе с тем в правоприменительной практике расследования
дознавателями уголовных дел часто возникает необходимость производства
неотложных следственных действий иными органами дознания, например, в
связи с необходимостью допроса жителей села, удаленно находящегося от
отдела внутренних дел, которые не могут прибыть для допроса к дознавателю,
или проведением следственно-процессуальных действий с участником
уголовного судопроизводства, находящимся за пределами района или области.
Существующая практика расследования уголовных дел сотрудниками
специализированных подразделений дознания на территории Оренбургской
области и в других субъектах Российской Федерации свидетельствует об
активном применении дознавателями практики дачи поручений органу
дознания о производстве следственных действий, оперативно-розыскных
мероприятий. В связи с этим необходимо законодательное закрепление права
дознавателя давать органу дознания обязательные для исполнения письменные
поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве
отдельных следственных действий.
Внесение данных изменений позволит исключить факты затягивания
сроков расследования по уголовным делам и оптимизировать процесс
дознания, исключить факты принятия незаконных процессуальных решений

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: