Пояснительная записка к Федеральному закону 55-ФЗ 02.04.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Трудовой
кодекс Российской Федерации в части, касающейся возмещения
расходов, связанных со служебными командировками и переездом
в другую местность, а также трудовых отношений
отдельных категорий работников»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс
Российской Федерации в части, касающейся возмещения расходов, связанных
со служебными командировками и переездом в другую местность, а также
трудовых отношений отдельных категорий работников» (далее — законопроект)
подготовлен в рамках выполнения поручений Правительства Российской
Федерации от 29 сентября 2011г. № АЖ-П12-6872, а также пункта 2 Плана
мероприятий Программы поэтапного совершенствования системы оплаты
труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 26 ноября 2012 г. № 2190-р.
В целях приведения терминологии, используемой в Трудовом кодексе
Российской Федерации (далее — ТК РФ) в части вопросов регулирования
трудовых отношений работников государственных (муниципальных)
учреждений в связи с изменением правового положения и принципов
финансового обеспечения деятельности указанных учреждений, в соответствие
с положениями Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 «О внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с
совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)
учреждений» законопроектом предусмотрено внесение редакционных
поправок в статьи 20, 34, 43, 45, 47, 48, 75, 77, 119, 134, 135, 145, 302, 316, 323,
326 и 407 ТК РФ.
В связи с тем, что действующая редакция ТК РФ предусматривает
регулирование трудовых отношений исходя из понятия «организации,
финансируемые из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»,
при приведении норм ТК РФ в соответствие с Федеральным законом от 8 мая
2010 г. № 83-Ф3 учтены все виды государственных (муниципальных)
учреждений (казенные, бюджетные и автономные учреждения).
Это обуславливается тем, что согласно положениям Федерального закона
от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 финансовое обеспечение казенных учреждений
23092066.doc осуществляется на основании бюджетной сметы, утверждаемой в
установленном порядке, а бюджетных и автономных учреждений — путем
предоставления им субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской
Федерации на выполнение государственного (муниципального) задания,
которая рассчитывается из нормативных затрат, включающих в себя в том
числе и все необходимые выплаты, регулируемые ТК РФ.
В статье 34 ТК РФ предусматривается возможность представительства
работодателей — организаций, подведомственных органам государственной
власти и органам местного самоуправления, данными органами.
В статью 45 ТК РФ вносится поправка о необходимости участия
государственных (муниципальных) органов власти в качестве стороны
соглашения в том случае, если соглашением предусмотрено финансовое
обеспечение за счет средств соответствующих бюджетов.
Федеральным законом от 8 мая 2010 г. № 83-Ф3 (пункт 1 статьи 17)
определено, что изменение типа государственного или муниципального
учреждения не является его реорганизацией. В связи с этим законопроектом
предлагается внести изменения в статьи 43, 75, при этом статья 77 ТК РФ
приводится в соответствие с изменениями, вносимыми в статью 75 ТК РФ.
С целью распространения действия соглашения на работодателей —
государственные органы и органы местного самоуправления, федеральные
государственные учреждения, государственные учреждения субъектов
Российской Федерации, муниципальные учреждения, государственные и
муниципальные унитарные предприятия, а также сохранения полномочия
государственных органов или органов местного самоуправления заключать
соглашения от их имени внесены изменения в статью 48 ТК РФ.
Кроме того, в законопроекте терминология, а также положения статей
ТК РФ по сфере действия и по кругу лиц приводятся в соответствие
с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе», Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации». Законопроект
разграничивает установление гарантий и компенсаций в отношении
работников, замещающих в федеральных государственных органах
должности, не являющиеся должностями федеральной государственной
гражданской службы; работников, замещающих в государственных органах
субъектов Российской Федерации должности, не являющиеся должностями
государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;
работников, замещающих в органах местного самоуправления должности, не
являющиеся должностями муниципальной службы; работников федеральных
23092066.doc государственных учреждений, государственных учреждений субъектов
Российской Федерации, муниципальных учреждений.
Так, пунктом 9 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 119
ТК РФ, согласно которым право устанавливать порядок и условия
предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска
работникам с ненормированным рабочим днем в федеральных
государственных учреждениях, в государственных учреждениях субъекта
Российской Федерации, в муниципальных учреждениях предоставлено
соответственно Правительству Российской Федерации, органам
государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного
самоуправления.
Согласно пункту 12 статьи 1 законопроекта, которой вносятся изменения
в статью 145 ТК РФ, право установления порядка и размера оплаты труда
руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров в федеральных
государственных учреждениях и федеральных унитарных предприятиях,
государственных внебюджетных фондах Российской Федерации
предоставляется Правительству Российской Федерации, в государственных
учреждениях субъекта Российской Федерации — органам государственной
власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в муниципальных
учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях — органам местного
самоуправления.
Внесение изменений в статью 168 ТК РФ, предлагаемое пунктом 13
статьи 1 законопроекта, вызвано необходимостью скорейшего урегулирования
вопроса о разграничении полномочий между ветвями органов власти по
установлению порядка и размера возмещения расходов, связанных со
служебными командировками, а также порядка их возмещения.
В соответствии с действующей редакцией статьи 168 ТК РФ в случае
направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать
работнику расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения,
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного
жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником
с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения
расходов, связанных со служебными командировками, определяются
коллективным договором или локальным нормативным актом организации.
Ранее, до внесения в статью 168 ТК РФ изменений Федеральным законом
от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные
акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых
законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием
23092066.doc федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти
субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», в указанной статье
содержалась норма, согласно которой для организаций, финансируемых из
федерального бюджета, размеры возмещения не могут быть ниже размеров
расходов, связанных со служебными командировками, установленных
Правительством Российской Федерации.
Конкретные размеры возмещения расходов, связанных со служебными
командировками на территории Российской Федерации, для организаций,
финансируемых из федерального бюджета, были установлены постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. № 729 «О размерах
возмещения расходов, связанных со служебными командировками на
территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых
за счет средств федерального бюджета» (далее — Постановление), принятым
в период действия статьи 168 ТК РФ в предыдущей редакции.
При этом необходимо учитывать, что в преамбуле Постановления
отсутствует ссылка на статью 168 ТК РФ, в связи с чем в настоящее время
невозможно внесение в него изменений в условиях отсутствия в указанной
статье ТК РФ нормы о размерах возмещения расходов, связанных со
служебными командировками, установленных Правительством Российской
Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Действие статьи законопроекта не распространяется на работников,
замещающих в федеральных государственных органах должности, не
являющиеся должностями федеральной государственной гражданской
службы, работников, замещающих в государственных органах субъектов
Российской Федерации должности, не являющиеся должностями
государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации,
работников, замещающих в органах местного самоуправления должности, не
являющиеся должностями муниципальной службы, но распространяется на
работников федеральных государственных учреждений, государственных
учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений в
связи с отсутствием таких гарантий в Федеральном законе от 2 марта 2007 г.
№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными
командировками, работникам других работодателей будут определяться
коллективными договорами или локальными нормативными актами, если иное
23092066.doc не установлено ТК РФ и иными федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одновременно необходимо учитывать, что действие Постановления
распространяется на федеральных государственных гражданских служащих
ввиду наличия отсылочной нормы в Указе Президента Российской Федерации
от 18 июля 2005 г. № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных
государственных гражданских служащих» (далее — Указ) о возмещении
расходов, связанных со служебными командировками, федеральным
государственным гражданским служащим в размерах, установленных
Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых за
счет средств федерального бюджета.
В связи с вносимыми законопроектом изменениями в статью 168 ТК РФ,
действие которой не распространяется на федеральных государственных
гражданских служащих, с его принятием потребуется внести изменения в Указ
в целях определения механизма регулирования вопроса об установлении
размеров возмещения расходов, связанными со служебными командировками,
федеральным государственным гражданским служащим.
Пунктом 14 статьи 1 законопроекта вносятся изменения в статью 169
ТКРФ, которой по аналогии со статьей 168 разграничиваются полномочия
между ветвями органов власти по установлению порядка и размеров
возмещения расходов при переезде работника по предварительной
договоренности с работодателем на работу в другую местность также по
аналогичным категориям должностей.
Ряд положений законопроекта (пункты 14, 15, 16, 17 статьи 1) в связи
с неурегулированностью вопросов по сфере действия и по кругу лиц
Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной
гражданской службе», Федеральным законом от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривают
внесение изменений в статью 302 ТК РФ «Гарантии и компенсации лицам,
работающим вахтовым методом», а также в положения ТК РФ об особенностях
регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях: в статью 316 «Районный коэффициент к
заработной плате», статью 323 «Гарантии медицинского обслуживания»,
статью 326 «Компенсация расходов, связанным с переездом».
Изменения позволяют распространить указанные гарантии и
компенсации на всех работников федеральных государственных органов
и федеральных государственных учреждений, работников государственных
23092066.doc органов субъектов Российской Федерации и работников органов местного
самоуправления и муниципальных учреждений.
Предлагаемые законопроектом изменения в статьи 20, 34, 43, 45, 47, 48,
75, 77, 119, 134, 135, 145, 302, 316, 323, 326 и 407 ТК РФ не ухудшают
положение работников в сфере трудовых отношений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: