Пояснительная записка к Федеральному закону 66-ФЗ 09.03.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты о выборах и референдумах и иные
законодательные акты»
Проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые
законодательные акты о выборах и референдумах и иные законодательные
акты» (далее — законопроект) предусматривает внесение изменений в
различные законодательные акты Российской Федерации, регулирующие
комплекс отношений, связанных с проведением выборов и референдумов в
Российской Федерации. Законопроект направлен на решение вопросов,
выявленных в ходе мониторинга правоприменительной практики,
осуществлявшегося в течение 2014-2015 годов, и совершенствование
непротиворечивой правовой базы, которая должна позволить провести
выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации и совмещенные с ними региональные и
муниципальные выборы (по предварительным данным — более 5 тысяч
избирательных кампаний) в 2016 году в едином правовом поле.
Предложения по изменению законодательных актов также
обусловлены тем, что после издания Федерального закона «О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации» работа по внесению в законодательные акты Российской
Федерации изменений, обусловленных принятием этого Федерального
закона, не была проведена в полном объеме.
Изменения, предлагаемые в Закон Российской Федерации от 19 апреля
1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
(статья 1 законопроекта) направлены на защиту статуса лиц, признанных
безработными, но в период подготовки к выборам исполняющих полномочия
членов избирательных комиссий. Предлагается исключить из оснований
лишения статуса безработного факт исполнения указанных полномочий, и
получения в связи с этим соответствующих выплат.
В Федеральном законе от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических
партиях» (статья 2 законопроекта) предлагается уточнить сроки извещения
избирательных комиссий о проведении мероприятий, связанных с
выдвижением политической партией или ее структурным подразделением
кандидатов, а также внести учесть установленный в Федеральном законе «О
выборах депутатов Г осударственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» порядок выдвижения федеральных списков
кандидатов.
В статье 4 законопроекта предусматриваются изменения в
Пояснительная записка к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее -Пояснительная записка к Федеральному закону об основных гарантиях), направленные на
совершенствование законодательства, необходимость которого выявлена в
ходе применения положений указанного Федерального закона при
проведении выборов в 2014-2015 гг..
Так, пункт 2 статьи 18 предлагается дополнить положением о том, что
в схеме многомандатных избирательных округов необходимо указывать
количество мандатов, замещаемых в округе.
Изменения, предлагаемые в статьи 33 и 35 Федерального закона об
основных гарантиях, направлены на уточнение статуса кандидатов,
выдвинутых по одномандатным (многомандатным) избирательным округам
избирательным объединением списком, в т.ч уточняется, что
соответствующий гражданин получает статус кандидата после представления
в непосредственно в окружную избирательную комиссию предусмотренных
законом документов. Также предлагаемые изменения направлены на
единообразное использование наименований избирательных объединений на
выборах любого уровня, по аналогии с выборами депутатов Государственной
Думы.
Пункт 14 статьи 38 Федерального закона об основных гарантиях
требуется привести в соответствие с действующей редакцией Федерального
закона от 3 декабря 2012 года № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета
Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в связи с чем в
подпункте е
1 указанного пункта предлагается предусмотреть, что в
отношении кандидатуры в Совет Федерации Федерального Собрания
Российской Федерации при проведении выборов высшего должностного
лица субъекта Российской Федерации (главы исполнительной власти
субъекта Российской Федерации) представляются сведения,
подтверждающие, что данное лицо отвечает предусмотренным частью 1
статьи 2 требованиям о постоянном проживании на территории субъекта
Российской Федерации либо требованиям, содержащимся в части 3
указанной статьи.
Обеспечению принципа открытости и доступности информации о
деятельности избирательных комиссий должно способствовать предложение
о включении в Пояснительная записка к Федеральному закону об основных гарантиях (статьи 21 и 30)
положений о том, что ЦИК России имеет не только официальное печатное
издание, но официальное сетевое издание, а сайт ЦИК России и сайты
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации размещаются на
едином портале.
В целях обеспечения соблюдения бюджетного и финансового
законодательства предлагается статью 29 Федерального закона об основных
гарантиях дополнить пунктом 171
, согласно которому члену комиссии с
правом решающего голоса, работающему в комиссии не на постоянной
(штатной) основе, могут компенсироваться за счет и в пределах бюджетных
средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума,
расходы по проезду, найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства, в случае если в
соответствии с решением комиссии он направляется за пределы населенного
пункта, на территории которого расположена комиссия, для исполнения
полномочий члена комиссии. Указанная компенсация производится в
порядке и размерах, предусмотренных для возмещения расходов, связанных
со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой
договор в государственных органах, органах местного самоуправления
(соответственно виду и уровню проводимых выборов, референдума).
Также, с учетом кратких и неизменяемых сроков проведения
избирательных кампаний статье 57 Федерального закона об основных
гарантиях предлагается предусмотреть возможность закупки у
единственного поставщика информационных материалов, размещаемых в
помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума и помещениях
для голосования, услуг по доставке избирательной документации и иных
отправлений избирательных комиссий, комиссий референдума. Аналогичные
положения предлагается закрепить в Пояснительная записка к Федеральному закону от
5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» (статья 8 законопроекта). Еще одно изменение предлагаемое в
указанный Пояснительная записка к Федеральному закону направлено на возможность реализации
положений пункта 19 статьи 28 Федерального закона об основных гарантиях
избирательных прав, которым предусмотрено, что комиссии могут
привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и
проведением выборов, референдума, а также с обеспечением полномочий
комиссий, по гражданско-правовым договорам.
В статье 59 Федерального закона об основных гарантиях предлагается
предусмотреть, что правило о проведении всех операций по расходованию
средств избирательного фонда в безналичном порядке не распространяется
на случаи, когда в соответствии с пунктом 11 статьи 58 Федерального закона
06 основных гарантиях избирательный фонд создан без открытия
специального избирательного счета, а представление кандидатом
финансовых отчетов не требуется в случае, если кандидат не создавал
избирательный фонд в соответствии с пунктом 1 статьи 58 указанного
Федерального закона.
Также в преддверии выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, с учетом
совмещения с указанными выборами ряда региональных и муниципальных
избирательных кампаний назрела необходимость синхронизации норм
Федеральных законов «Об основных гарантиях избирательных прав и права
на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах
депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации».
Так, в статье 47 Федерального закона об основных гарантиях
предлагается предусмотреть единые правила составления списков государственных и муниципальных организаций, осуществляющих выпуск
средств массовой информации (далее — организации СМИ), что должно
способствовать укреплению гарантий права кандидатов и избирательных
объединений на использование эфирного времени и печатной площади для
проведения предвыборной агитации. Также по тексту главы VII
Федерального закона об основных гарантиях наряду с такими видами
организаций СМИ, как организации телерадиовещания и редакции
периодических печатных изданий, предлагается урегулировать правовой
статус сетевых изданий. В том числе предлагается предусмотреть для
организаций СМИ всех видов единый агитационный период, который
начинается за 28 дней до дня голосования и заканчивается в ноль часов по
местному времени в день, предшествующий дню голосования.
В статье 65 Федерального закона об основных гарантиях
избирательных прав предлагается предусмотреть, что в случае совмещения
дня голосования на выборах в органы государственной власти субъекта
Российской Федерации, референдуме субъекта Российской Федерации, на
выборах в органы местного самоуправления, местном референдуме с днем
голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, в
ходе которых законом предусмотрено голосование по открепительным
удостоверениям, досрочное голосование, предусмотренное пунктом 2
настоящей статьи, не проводится. При проведении указанных выборов в
органы государственной власти субъекта Российской Федерации,
референдума субъекта Российской Федерации, выборов в органы местного
самоуправления, местного референдума, за исключением выборов,
референдума, в котором границы избирательного округа, округа
референдума находятся в пределах одного избирательного участка, участка
референдума, законом субъекта Российской Федерации должно быть
предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям.
Приложением № 11 к Федеральному закону предлагается
предусмотреть единые для всех выборов контрольные соотношения данных,
внесенных в избирательный бюллетень, что позволит синхронизировать
процесс подсчета голосов при проведении совмещенных выборов.
Также предлагается в статье 78 Федерального закона в пункте 2
установить единые сроки рассмотрения всех жалоб, поступающих в
избирательные комиссии как в ходе выборов, так и в межвыборный период.
В частности, с учетом скоротечности избирательных кампаний предлагается
предусмотреть, что жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии
референдума, принятое в соответствии с пунктами 6, 7 статьи 75 настоящего
Федерального закона может, быть подана в период избирательной кампании,
кампании референдума в течение пяти дней со дня принятия обжалуемого
решения, а после завершения избирательной кампании — в течение
пятнадцати дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанные сроки
восстановлению не подлежат. Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об
исполнительном производстве» предусмотрены такие меры принудительного
исполнения, как обращение взыскания на денежные средства, находящиеся
на счетах должника в банках и иных кредитных организациях (статья 70) и
наложение ареста на денежные средства, находящиеся в банке или иной
кредитной организации (статья 81). Изменения предлагаемые в статьи 70, 81
Федерального закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в статье
5 законопроекта направлены на исключение применения указанных мер в
отношении специальных избирательных счетов, специальных счетов фондов
референдума, которое может привести к ограничениям в реализации
избирательных прав и права на участие в референдуме.
В статье 7 законопроекта Пояснительная записка к Федеральному закону от 29 декабря 2010 года
№ 436-ФЭ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью
и развитию» предлагается дополнить положением, направленным на
исключение необходимости маркировки предвыборных агитационных
материалов знаком информационной продукции.
В законопроекте предусмотрены изменения в Пояснительная записка к Федеральному закону «О
выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону о выборах депутатов),
необходимость которых была выявлена в ходе подготовки к проведению
выборов депутатов Г осударственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации седьмого созыва.
Так, во втором предложении части 8 статьи 39 Федерального закона о
выборах депутатов предлагается дополнительно предусмотреть, что в
региональные группы могут группироваться граничащие между собой
субъекты Российской Федерации и субъект Российской Федерации , не
граничащий с другими субъектами Российской Федерации, или два субъекта
Российской Федерации, один из которых не граничит с другими субъектами
Российской Федерации.
В статье 68 в части 3 предлагается предусмотреть, что физические
лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, не вправе
осуществлять работы (оказывать услуги) по изготовлению печатных
предвыборных агитационных материалов.
В целях обеспечения прозрачности расходования средств
избирательных фондов статью 74 Федерального закона о выборах депутатов
предлагается дополнить частью 101
, предусматривающей, что
соответствующие сведения размещаются Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов
Российской Федерации на своих официальных сайтах в сети «Интернет» в
объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской
Федерации.
Обеспечению прав инвалидов должна способствовать норма,
предусматривающая, что при оборудовании помещения для голосования
должны обеспечиваться предусмотренные законодательством Российской Федерации условия для беспрепятственного доступа к данному помещению
избирателей, являющихся инвалидами, и голосования в нем. При проведении
голосования осуществляется оказание помощи таким лицам в целях
реализации ими активного избирательного права с соблюдением требований,
предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными
законами, предусмотренная к включению в предусмотренная в статью 78
Федерального закона о выборах депутатов.
В связи с имеющимися случаями включения в избирательный
бюллетень кандидатов, имеющих одинаковые фамилии, имен, отчества в
статье 79 Федерального закона о выборах депутатов предлагается
предусмотреть, что если фамилии, имена и отчества двух или более
кандидатов совпадают полностью, сведения о кандидатах размещаются в
избирательном бюллетене в соответствии с датами рождения кандидатов,
при этом если один или более кандидатов меняли фамилию и (или) имя и
(или) отчество в период избирательной кампании либо в течение года до дня
официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов,
в бюллетене также указываются прежние фамилия, имя, отчество кандидата.
Аналогичную норму предлагается включить в Пояснительная записка к Федеральному закону «Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: