Пояснительная записка к Федеральному закону 74-ФЗ 20.04.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
кпроектуфедеральногозакона«Овнесенииизмененийвстатью256
Федеральногозакона«ОпорядкевыездаизРоссийскойФедерацииивъездав
РоссийскуюФедерацию»ивФедеральныйзакон«Оправовомположении
иностранныхгражданвРоссийскойФедерации»
Важнейшей задачей миграционной политики Российской Федерации
является «привлечение мигрантов в соответствии с потребностями
демографического и социально-экономического развития, с учетом
необходимости их социальной адаптации и интеграции» (Концепция
демографической политики Российской Федерации до 2025 года, утверждена
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351).
Основную массу мигрантов, приезжающих работать в Россию, составляет
молодежь из стран постсоветского пространства. Согласно оценкам экспертов,
многие из них очень плохо знают русский язык либо не знают его вообще, также
они не обладают элементарными знаниями отечественной истории и
законодательства.
Как свидетельствует мировой и российский опыт, наличие в обществе
значительного количества иностранцев, которые не имеют возможности
полноценно адаптироваться к культурным и социальным условиям страны
пребывания, что невозможно без знания языка, хотя бы на базовом уровне, основ
истории и законодательства Российской Федерации провоцирует известную
напряженность в обществе и создает потенциальную угрозу межнациональному
согласию.
Многие государства, длительное время принимающие мигрантов,
законодательно закрепляют нормы, направленные на культурную и языковую
адаптацию. Знание языка государства приема, основ истории и законодательства
является условием:
1) комфортного пребывания мигрантов в стране;
2) правовой грамотности мигранта и возможности защиты его прав;
3) полноценной социальной адаптации иностранного гражданина в2
принявшем его обществе;
4) взаимопонимания мигрантов и местного населения, формирования
толерантности в их взаимоотношениях;
5) предотвращения возникновения этнических анклавов и, как следствия,
напряженности;
6) социальной стабильности и безопасности принимающего общества.
В этой связи Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
№ 602 «Об обеспечении межнационального согласия» предусмотрено введение
обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам
законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за
исключением высококвалифицированных специалистов.
Для решения вышеуказанных задач законопроектом предлагается внести
соответствующие изменения в законодательство Российской Федерации (статью
25.6 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда
из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и Федеральный
закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в
Российской Федерации»).
В соответствии с законопроектом подтверждать владение русским языком,
знание истории России и основ законодательства Российской Федерации обязаны
иностранные граждане:
1) обратившие для получения обыкновенной рабочей визы (за
исключением иностранного гражданина, являющегося высококвалифицированным
специалистом, и членов его семьи, а также иностранных граждан, указанных в пунктах 4
и 4.8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом
положении иностранных граждан в Российской Федерации»);
2) обратившиеся для получения вида нажительство;
3) прибывающие в Российскую Федерацию для осуществления трудовой
деятельности в порядке, не требующем получения визы, при обращении за выдачей
разрешения на работу или патента.3
Сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ
законодательства Российской Федерации будет выдаваться образовательными и
иными организациями на территории Российской Федерации или за рубежом,
включенными в перечень организаций, проводящих экзамен по русскому языку
как иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской
Федерации, иностранным гражданам, сдавшим экзамен по русскому языку как
иностранному языку, истории России и основам законодательства Российской
Федерации. Срок действия такого сертификата составляет 5 лет с даты его
выдачи.
Порядок и критерии включения организаций в перечень организаций,
проводящих экзамен по русскому языку как иностранному языку, истории
России и основам законодательства Российской Федерации, их перечень, формы и
порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному языку,
истории России и основам законодательства Российской Федерации, требования к
минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, а
также порядок выдачи и форму указанного сертификата предлагается
утверждать федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
Законопроектом предусматривается возможность подготовки к введению
предлагаемых изменений. В частности, предлагается установить, что законопроект
вступает в силу с 1 января 2015 года.
Введение в законодательство предлагаемых изменений даст возможность:
 способствовать развитию российского образовательного пространства
как на территории России, так и в странах исхода мигрантов;
 содействовать популяризации русского языка на пространстве СНГ;
 оптимизировать процессы на российском рынке труда, освобождая
дополнительные рабочие места для граждан Российской Федерации;
 снизить опасность возникновения социальной напряженности в
обществе;4
 оказать действенное влияние на формирование толерантности в
российском обществе;
 создать условия для эффективной защиты прав и законных интересов
данной категории трудовых мигрантов, обеспечить их безопасное пребывание на
территории страны;
 способствовать эффективной адаптации мигрантов к
социокультурным условиям российского общества, препятствуя возникновению
анклавов и сегрегации;
 значительно уменьшить вовлечение трудовых мигрантов в
коррупционные схемы.
Сдача экзамена по русскому языку как иностранному языку, истории
России и основам законодательства Российской Федерации будет оплачиваться
иностранными гражданами самостоятельно. Стоимость такой услуги может
составить до 5 тыс. рублей. Таким образом, принятие законопроекта не потребует
дополнительного финансирования за счет бюджетных средств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: