Пояснительная записка к Федеральному закону 74-ФЗ 30.03.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В
ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В
ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ»
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации в целях регулирования
безопасности в области использования атомной энергии» (далее — законопроект)
направлен на обеспечение безопасности в области использования атомной
энергии.
В целях реализации Основ государственной политики в области обеспечения
ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до
2025 года законопроектом вносятся изменения в статьи 3, 9 и 33 Федерального
закона от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (далее —
Пояснительная записка к Федеральному закону «Об использовании атомной энергии»), в части определения
отработавшего ядерного топлива, ведения государственного реестра ядерных
установок, радиационных источников и пунктов хранения, эксплуатация которых
по их функциональному назначению прекращена (пункты 1, 2 и 4 статьи 1
законопроекта).
Предлагаемое законопроектом определение отработавшего ядерного топлива
соответствует положениям Объединённой конвенции о безопасности обращения с
от работавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными
отходами 1997 г. (пункт 1 статьи 1 законопроекта).
Законопроектом вносятся изменения в статьи 9 и 33 Федерального закона
«Об использовании атомной энергии», в соответствии с которыми Правительство
Российской Федерации наделяется полномочиямй по установлению порядка
формирования и ведения государственного реестра ядерных установок,
радиационных источников и пунктов хранения, эксплуатация которых по их
функциональному назначению прекращена (далее — объекты, эксплуатация
которых по функциональному назначению прекращена) (пункты 2 и 4 статьи 1
законопроекта).
Учёт объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению
прекращена, является основополагающим фактором, обеспечивающим
эффективное планирование деятельности по выводу из эксплуатации, в том числе
определение объёма и источников финансирования, распределение ресурсов,
оценку эффективности функционирования отраслевой системы вывода из
эксплуатации. Реестр позволит оперативно оценивать текущее состояние
объектов, эксплуатация которых по функциональному назначению прекращена, с
точки зрения безопасности, выявлять объекты, находящиеся в критическом и
потенциально опасном состоянии, и сформировать обоснованную долгосрочную
программу вывода из эксплуатации объектов «ядерного наследия» до их полной
ликвидации.
Законопроектом также вносятся взаимосвязанные изменения в статью 7
Фе дерального закона от 01.12.2007 № 317-Ф3 «О Государственной корпорации по,
атомной энергии «Росатом» (далее — Пояснительная записка к Федеральному закону «О Государстве!
корпорации по атомной энергии «Росатом»), предусматривающие, что
формирование и ведение реестра указанных объектов будет осуществляться
Гс скорпорацией «Росатом» (статья 3 законопроекта).
Формирование и ведение государственного реестра будут осуществляться в
рамках создаваемых за счет средств Госкорпорации «Росатом» информационных
систем по выводу из эксплуатации объектов использования атомной энергии и
учета радиоактивных веществ и радиоактивных отходов.
Законопроектом, в целях обеспечения безопасности объектов использования
атомной энергии, вносятся изменения в статьи 20 и 37 Федерального закона «Об
использовании атомной энергии», законодательно закрепляющие статус
организаций Научного руководителя, Главного конструктора и Генерального
проектировщика (пункты 3 и 5 статьи 1 законопроекта).
Необходимость законодательного закрепления статуса Научного
руководителя, Главного конструктора и Генерального проектировщика
обусловлена тем, что опасные в ядерном и радиационном отношении объекты при
создании, квалифицированной эксплуатации, а также принятии решений по
выводу из эксплуатации, требуют поддержки коллективами специалистов,
имеющими знания специфики таких объектов. Эта специфика является
следствием их научного обоснования, конструкторских и проектных решений,
принятых при их создании, а также накопленной базы знаний и данных,
консолидируемых этими предприятиями как при создании, так и в процессе
эксплуатации реакторных объектов. На каждом из этих предприятий годами
создавалась экспериментальная база по обоснованию проектов, а также для
практического решения возникающих в эксплуатации проблем. Указанные
предприятия десятилетиями развивали вычислительную базу, программные
комплексы, специализированные под соответствующие типы реакторов,
накапливали базу данных расчётных исследований, константного обеспечения и
являются эксклюзивными носителями уникальных знаний, необходимых для
принятия ответственных конструкторских, проектных решений, обеспечивающих
безопасность установок.
Соответствующие взаимосвязанные изменения вносятся в статью 7
Федерального закона «О Государственной корпорации по атомной энергии
«Росатом», наделяющие Госкорпорацию «Росатом» полномочиями назначать в
порядке, установленном Госкорпорацией «Росатом», организации Научного
руководителя, Главного конструктора и Генерального проектировщика
(статья 3 законопроекта).
В целях синхронизации норм действующего законодательства Российской
Федерации и норм Конвенции Международной организации труда
«С предотвращении крупных промышленных аварий» № 174, снижения
административных барьеров и устранения рисков двойного регулирования одного
объекта — объекта использования атомной энергии законопроектом вносятся
изменения в приложение 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ
«О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее —
Пояснительная записка к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных
объектов») (статья 2 законопроекта).
Ратифицированная Федеральным законом от 30.11.2011 № Збб-ФЗ
«О ратификации Конвенции о предотвращении крупных промышленных аварий»
Конвенция исключает из сферы ее применения ядерные установки и предприятия
пс переработке радиоактивных веществ, за исключением тех объектов на этих
установках и предприятиях, где используются нерадиоактивные вещества;
военные объекты; транспорт вне предприятия, кроме трубопроводов.
Пояснительная записка к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов», разработанный во исполнение Конвенции
Международной организации труда «О предотвращении крупных промышленных
аварий» № 174, таких исключений не содержит.
Согласно нормам действующего законодательства Российской Федерации
объекты использования атомной энергии отнесены и регулируются на всем
протяжении их полного жизненного цикла законодательством в области
использования атомной энергии, в частности, Федеральным законом
«Об использовании атомной энергии».
В целях установления идентичности процедур правого регулирования
объектов использования атомной энергии, установленных в действующем
законодательстве Российской Федерации, с учетом норм Конвенции
законопроектом предлагается дополнить приложение 1 Федерального закона
«С» промышленной безопасности опасных производственных объектов»
объектами использования атомной энергии в составе и границах, определенных в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации, регулирование
безопасности на которых осуществляется в соответствии с нормами
Федерального закона «Об использовании атомной энергии».
К техническим устройствам и опасным производственным объектам, не
включенным в границы и состав объектов использования атомной энергии, будут
применяться требования общепромышленных нормативных документов и нормы
Федерального закона «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов».
Законопроект направлен на формирование прозрачного механизма правового
регулирования в области безопасности объектов использования атомной энергии.
Принятие и реализация законопроекта не потребуют выделения
дополнительных средств из федерального бюджета и не формируют
дополнительных расходных обязательств Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: