Пояснительная записка к Федеральному закону 77-ФЗ 07.05.2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О парламентском контроле в
Российской Федерации».
Парламентский контроль является неотъемлемой частью
обеспечения народного представительства. Парламентский контроль
присущ как государствам, чей высокий уровень обеспечения прав
человека, эффективности государственного управления и экономического
развития признан мировым сообществом, так и государствам,
находящимся на пути реформ и развития политической системы. Институт
парламентского контроля включён и в правовые системы ряда стран СНГ —
государств, являющихся стратегическими партнёрами России, что
позволяет сделать вывод о том, что институт парламентского контроля
является общеправовым элементом.
В деятельности Федерального Собрания механизм парламентского
контроля де-факто и де-юре уже стал формироваться. Вошли в практику,
но не всегда осознаются в качестве элементов парламентского контроля,
такие виды деятельность Федерального Собрания, как дача согласия
Президенту Российской Федерации на назначение Председателя
Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии
Правительству Российской Федерации; заслушивание ежегодных отчетов
Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в
том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
формирование Счётной палаты Федерального Собрания;
правительственный час, депутатские запросы, назначение членов
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, членов
совета директоров Центрального Банка России и ряд других.
Институт парламентского контроля не является статичным
элементом правовой системы Российской Федерации, он постоянно2
развивается. Так, например, в 2005 году был принят Пояснительная записка к Федеральному закону
«О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской
Федерации», а в конце 2008 года в Конституцию Российской Федерации
были внесены поправки, касающиеся заслушивания Государственной
Думой ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о
результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным
Государственной Думой.
Значительный опыт правового регулирования института
парламентского контроля накоплен и на уровне субъектов Российской
Федерации. Так, в более чем 19 субъектах Российской Федерации уже
приняты законы субъектов Российской Федерации о парламентском
контроле или об отдельных его формах и видах.
Анализ проблемных вопросов правовых основ парламентских
расследований в Российской Федерации показывает необходимость
перехода на качественно новый уровень – от фрагментарной тематики
парламентских расследований к более обобщающему федеральному
закону о парламентском контроле. Объективные предпосылки для
принятия единого базового закона о парламентском контроле уже
сложились.
Учитывая международный опыт и сформировавшуюся практику
парламентского контроля в России, предлагается принять федеральный
закон о парламентском контроле, который должен стать
системообразующим и базовым для разрозненных в настоящее время форм
парламентского контроля. Указанный федеральный закон призван
укрепить существующий конституционный принцип разделения властей,
который заключается в самостоятельности органов, относящихся к
различным ветвям власти, их способности обеспечить механизм сдержек и
противовесов. Реализуя конституционную норму о том, что единственным3
источником власти в Российской Федерации является ее
многонациональный народ, осуществляющий власть непосредственно или
через своих представителей, проектом предлагается четкое определение и
расширение контрольных функций представительных органов
государственной власти разных уровней, а также представительных
органов муниципальных образований. Закон должен давать четкое
определение понятия парламентского контроля, который является одной из
функций государственного управления и представляет собой комплекс
правовых и организационных мер, осуществляемых палатами
Федерального Собрания Российской Федерации, законодательными
(представительными) органами государственной власти субъектов
Российской Федерации с целью обеспечения исполнения законодательства
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также
контроль, осуществляемый представительными органами муниципальных
образований.
Предлагается следующая структура федерального закона: основы
парламентского контроля в Российской Федерации; отдельные формы
парламентского контроля; планирование и осуществление мероприятий
парламентского контроля.
В главе «Основы парламентского контроля в Российской Федерации»
законопроектом предлагается определить цели парламентского контроля,
принципы осуществления парламентского контроля, а также субъекты,
осуществляющие парламентский контроль. Законопроектом предлагается
установить единую систему парламентского контроля и включить в нее в
качестве составных частей деятельность палат Федерального Собрания
Российской Федерации, деятельность законодательных
(представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и деятельность представительных органов4
муниципальных образований. Таким образом, в проекте получает
дальнейшее развитие новации, введенные Федеральным законом от
07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности
контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и
муниципальных образований», которым, по сути, была выстроена единая
система и обеспечено взаимодействие контрольно-счетных органов
субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Статьей 6 проекта перечисляются формы парламентского контроля,
сложившиеся в действующем законодательстве и вводится ряд новых
форм.
Особое внимание в проекте предлагается уделить процедуре
антикоррупционной экспертизы принимаемых проектов федеральных
законов. А именно, предлагается расширить перечень проектов
федеральных законов, проходящих антикоррупционную экспертизу и
установить обязательность включения в официальный отзыв (заключение)
Правительства Российской Федерации раздела, который бы содержал
результаты антикоррупционнной экспертизы.
В целях обеспечения единообразного применения и исключения
возможности злоупотреблений и возникновения коррупционных норм
предлагается расширить парламентский контроль за нормотворческой
деятельностью Правительства Российской Федерации. В настоящее время
парламентский контроль в этой сфере ограничивается лишь
представлением информации о разработке подзаконных нормативных
актов и только в отношении федеральных законов, предусматривающих
основания, и (или) порядок, и (или) условия предоставления отдельным
категориям граждан мер социальной поддержки. Предлагается установить
в законе процедуру направления письменного отчета профильного
министра о принятых подзаконных нормативных актах по истечению5
трехмесячного срока с момента опубликования федерального закона,
прямо предусматривающего принятие подзаконных нормативных актов.
Глава 2 проекта детально регламентирует порядок осуществления
новых форм парламентского контроля, ранее не известных российскому
законодательству.
Одной из новых форм парламентского контроля, предлагаемых
законопроектом, является включение в состав правительственных
комиссий по расследованию причин возникновения обстоятельств
чрезвычайного характера и ликвидации их последствий, представителей
Федерального Собрания Российской Федерации.
В настоящее время, представители Федерального Собрания
Российской Федерации включены в состав наблюдательных советов ряда
организаций, создаваемых Российской Федерации на основании
федеральных законов. К таким, например, относятся Российская
корпорация нанотехнологий, Фонд содействия реформированию
жилищно-коммунального хозяйства, Государственная компания
«Российские автомобильные дороги». По своей сути, деятельность
указанных представителей являет собой одну из форм парламентского
контроля. Предлагается установить процедуру ежегодного отчета о
деятельности указанных представителей на заседаниях профильных
комитетов Федерального Собрания Российской Федерации, а также
процедуру отзыва и замены указанных представителей.
Главой 3 проекта предлагается определить порядок планирования и
осуществления постоянного (текущего) федерального парламентского
контроля.
Принятие закона о парламентском контроле объективно повысит
роль и значение Федерального Собрания Российской Федерации, как в
системе ветвей власти, так и в общественно-политической жизни страны, а6
само формирование института парламентского контроля становится
важным условием дальнейшего развития не только российского
парламентаризма, но и российской государственности в целом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: