Пояснительная записка к Федеральному закону 79-ФЗ 20.04.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений
в статьи 103, 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 103,
107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации» (далее — законопроект)
подготовлен во исполнение пункта 4 раздела 2 Протокола заседания
Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и
среднего предпринимательства от 16 октября 2012 г. № 1 и пункта 3
Протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту и связи от
15 декабря 2010 г. № 7, предусматривающих подготовку законопроекта,
устанавливающего порядок и условия возврата уплаченных пассажиром за
воздушную перевозку сумм при его отказе от полета, а также правила
применения невозвратных тарифов, гармонизированные с международной
практикой, в целях создания условий для снижения стоимости воздушных
перевозок для пассажиров.
В целях совершенствования порядка возврата провозной платы при
отказе пассажира от перевозки законопроектом предусмотрены следующие
изменения в статьи 107 и 108 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с действующей статьей 108 Воздушного кодекса
Российской Федерации и исходя из основных начал гражданского
законодательства, базирующихся на принципах добросовестности, разумности
и справедливости, предусмотренных статьями 1, 6 Гражданского кодекса
Российской Федерации, пассажир вправе отказаться от услуги по перевозке до
момента ее оказания.
При этом оказание пассажиру услуги по перевозке возможно, если он
зарегистрировался на рейс до окончания времени регистрации пассажиров на
рейс, указанный в билете.
В этой связи законопроектом предусматривается, что возврат
уплаченных за воздушную перевозку сумм, осуществляется в случае отказа
пассажира от полета до истечения установленного в соответствии с
федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на
рейс, указанный в билете.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г.
№ 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен
(тарифов)» и статье 64 Воздушного кодекса Российской Федерации цены на
авиаперевозки формируются рыночным способом.2
24012820.doc
В этой связи обеспечение снижения их уровня возможно только
посредством создания правовых условий, позволяющих уменьшить расходы и
риски, учитываемые при формировании тарифов.
Согласно действующей статье 108 Воздушного кодекса Российской
Федерации при отказе пассажира от полета более чем за 24 часа до
отправления воздушного судна перевозчик не имеет права на возмещение
расходов на бронирование и оформление перевозочных документов,
фактически понесенных им до отказа пассажира от перевозки, что является
экономически необоснованным и нарушает принципы равенства сторон и
справедливости, предусмотренные статьями 1, 6 Гражданского кодекса
Российской Федерации.
Кроме того, отсутствие у перевозчика правовых оснований для
возмещения фактически понесенных им расходов на бронирование и
оформление перевозочных документов препятствует корректному
формированию цен на авиаперевозки и влечет увеличение их стоимости для
пассажиров, поскольку указанные риски включаются в стоимость перевозки и
оплачиваются пассажиром независимо от того отказывается он от перевозки
или нет.
В целях создания правовых условий для экономически обоснованного
формирования цен на авиаперевозки законопроектом предусмотрено, что
фактически понесенные до отказа пассажира от перевозки расходы
перевозчика, связанные с исполнением обязательств по договору воздушной
перевозки, удерживаются из возвращаемой пассажиру суммы.
Согласно статье 108 Воздушного кодекса Российской Федерации
пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением
об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна,
если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не
определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную
перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее
установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за
воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может
превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную
перевозку.
Таким образом, статья 108 Воздушного кодекса Российской Федерации
предусматривает обязанность авиакомпаний по возврату пассажирам
провозной платы в случае отказа от перевозки независимо от условий
заключенного договора воздушной перевозки пассажира.3
24012820.doc
При этом общепринятая международная практика, успешно
используемая иностранными авиакомпаниями, предусматривает заключение
договоров воздушной перевозки на различных условиях:
с гибкими условиями, по которым возврат уплаченной за воздушную
перевозку суммы или изменение даты и времени вылета возможны в любое
время;
с ограничениями по возможности изменения даты и времени вылета;
с условием о том, что провозная плата при отказе пассажира от перевозки
не возвращается (далее — невозвратные тарифы).
Применение невозвратных тарифов позволяет иностранным
авиакомпаниям продавать значительное количество мест даже на самые
востребованные даты и направления по сниженным ценам. Пассажиры, для
которых цена авиабилета является определяющим фактором, в первую очередь,
граждане с низкими доходами, имеют возможность забронировать свою
перевозку заранее по сниженной цене. При этом нивелируется риск того, что
пассажир откажется от перевозки и авиакомпания понесет убытки в связи с
тем, что авиабилет не будет продан.
За счет заключения договоров воздушной перевозки на различных
условиях (чем выше тариф, тем гибче условия договора воздушной перевозки)
иностранные авиаперевозчики сегментируют пассажиропоток и имеют
возможность предложить перевозку, как пассажирам с высокой
платежеспособностью, так и с низкой.
Анализ статистических данных авиакомпаний «Аэрофлот-российские
авиалинии», «Авиакомпания «Трансаэро», ГТК «России», «Сибирь», «ЮТэйр»,
выполняющих 70 процентов пассажирских перевозок, показывает, что сумма
возвратов, осуществляемых в связи с отказом пассажиров от перевозки,
включая отказы пассажира от перевозки более чем за сутки и менее чем за
сутки, с учетом процентного количества повторной продажи билета после
отказа пассажира от перевозки, составляет в среднем 8 процентов от выручки
по продажам услуг по воздушной перевозке пассажиров регулярными рейсами.
Учитывая, что суммарная выручка от продажи услуг по воздушной
перевозке пассажиров регулярными рейсами по отрасли за 2010 год составила
284,1 млрд. рублей, 8 процентов от этой суммы составляет 22,7 млрд. рублей.
Соответственно риски отказа пассажиров от перевозки, учитываемые
российскими авиакомпаниями при формировании тарифов, приводят к
суммарному увеличению стоимости перевозки на 22,7 млрд. рублей.4
24012820.doc
Таким образом, добросовестные пассажиры, выполняющие условия
договора воздушной перевозки, покупая авиабилеты «переплачивают» в год
сумму в размере 22,7 млрд. рублей.
Также необходимо отметить, что согласно статье 1186 Гражданского
кодекса Российской Федерации право, подлежащее применению к гражданско-
правовым отношениям с участием иностранных авиакомпаний, определяется
на основании международных договоров Российской Федерации,
Гражданского кодекса Российской Федерации, других законов и обычаев,
признаваемых в Российской Федерации.
Учитывая, что соглашения о воздушном сообщении не регулируют
вопрос возврата провозной платы при отказе пассажира от перевозки, возврат
провозной платы иностранными авиакомпаниями осуществляется согласно
статьям 1210, 1211 Гражданского кодекса Российской Федерации в
соответствии с национальным законодательством иностранного перевозчика.
Таким образом, иностранные авиакомпании, продающие на территории
Российской Федерации услуги по воздушной перевозке, применяют
невозвратные тарифы, что позволяет им предлагать пассажирам более низкие
тарифы, что, в свою очередь, создает условия для оттока пассажиров с
российских авиакомпаний и их привлечения на рейсы иностранных
авиакомпаний.
При этом предоставление указанных конкурентных преимуществ
иностранным авиакомпаниям и создание неравных конкурентных условий для
российских авиакомпаний нарушает пункт 1 статьи 1 Федерального закона от
26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
С учетом изложенного, содержащийся в статье 108 Воздушного кодекса
Российской Федерации запрет на применение авиакомпаниями невозвратных
тарифов приводит:
— к ограничению доступности услуг воздушного транспорта для граждан
Российской Федерации, в связи с их высокой стоимостью;
— к созданию для российских авиакомпаний неравных конкурентных
условий с иностранными авиакомпаниями.
Установление права российских авиакомпаний на применение
невозвратных тарифов создаст условия для снижения их уровня. Так,
применение 30 процентов невозвратных тарифов от установленных на
маршруте воздушной перевозки тарифов позволит исключить из них риски,
связанные с отказом пассажира от перевозки, снизив их уровень на 6,8 млрд.
рублей (30% от суммы рисков, связанных с отказом пассажира от перевозки,
учитываемых российскими авиакомпаниями при формировании тарифов).5
24012820.doc
Для сравнения объем субсидирования авиакомпаний, осуществляемого в
соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29
декабря 2009 г. № 1095 «Об утверждении Правил предоставления субсидий
организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности
воздушных перевозок пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть
страны и в обратном направлении» в 2010 году составил 2,5 млрд. рублей, что
позволило предложить перевозку пассажирам по сниженным ценам. При этом
данная мера привела к увеличению объема пассажирских перевозок на
субсидируемых направлениях в 2010 году на 24,7 процента.
При этом согласно законам экономики увеличение объема реализуемых
услуг за счет снижения цены приводит к увеличению финансового результата
для субъекта предпринимательской деятельности. В этой связи прямая
заинтересованность в снижении уровня невозвратных тарифов имеется как у
пассажира, так и у перевозчика.
Кроме того по направлениям, на которых имеется конкуренция,
снижение уровня невозвратных тарифов также гарантируется конкурентной
борьбой между авиакомпаниями. При этом 90 процентов пассажирооборота
выполняется на сегодняшний день по маршрутам, на которых имеется
конкуренция.
Таким образом, наделение авиакомпаний и пассажиров правом
заключать договора воздушной перевозки на различных условиях,
предусматривающих в случае отказа пассажира от перевозки, как полный
возврат провозной платы, так и невозвратные тарифы:
позволит российским авиакомпаниям дополнить тарифную сетку
экономичными невозвратными тарифами и предложить пассажирам
определенное количество авиабилетов на различные направления по
существенно сниженной цене;
позволит пользоваться услугами воздушного транспорта как пассажирам
с высокой платежеспособностью, так и с низкой;
приведет к увеличению подвижности населения;
увеличит пассажирооборот российских авиакомпаний;
увеличит налоговые отчисления российских авиакомпаний в
федеральный бюджет;
окажет позитивное влияние на экономику в целом.
Предусмотренные законопроектом положения о применении
невозвратных тарифов полностью соответствуют Гражданскому кодексу
Российской Федерации.6
24012820.doc
Согласно статье 782 и пункту 2 статьи 779 Гражданского кодекса
Российской Федерации к договорам перевозки не подлежит применению норма
о том, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного
оказания услуг и получить обратно уплаченную за услугу сумму при условии
оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Согласно пункту 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской
Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и
кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В отношении соответствия законопроекта Закону Российской Федерации
от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон «О
защите прав потребителей») необходимо отметить следующее.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля
1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться
от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты
исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением
обязательств по данному договору.
При этом статьей 39 Закона «О защите прав потребителей» установлено,
что последствия нарушения условий договоров об оказании отдельных видов
услуг, если такие договоры по своему характеру не подпадают под действие
главы 3 данного закона, могут определяться другими законами.
Таким образом, Закон «О защите прав потребителей» предусматривает
возможность установления специальными законами в отношении отдельных
видов услуг иных правил.
Согласно пункту 2 статьи 779 и статье 784 Гражданского кодекса
Российской Федерации договор перевозки относится к отдельным видам услуг,
которые исключены из главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации,
регулирующей отношения, возникающие из договоров по оказанию услуг, и
отдельное правовое регулирование которых устанавливается транспортными
уставами и кодексами.
В этой связи принятие законопроекта не повлечет коллизии с Законом «О
защите прав потребителей», поскольку данным законом допускаются
исключения из установленных им правил.
При этом законопроект направлен на снижение стоимости перевозки для
потребителей и в этой связи улучшает их положение.
Согласно статистике всего 8 процентов пассажиров отказываются от
перевозки, тогда как 92 процента пассажиров, купив билет, используют услугу
по перевозке. При этом риски, связанные с отказом пассажира от перевозки
заложены в каждом тарифе.7
24012820.doc
Соответственно 92 процента пассажиров несут неоправданные
дополнительные расходы на перевозку и вынуждены покупать авиабилеты по
завышенной цене только в связи с тем, что российское законодательство не
позволяет перевозчику исключить из тарифа риски, связанные с возможным
отказом пассажира от перевозки.
Законопроектом предусматривается возможность устанавливать два вида
тарифов: тарифы, учитывающие риски отказа пассажира от перевозки, и
тарифы, из которых такие риски исключены (невозвратные тарифы).
При этом потребителю, исходя из своей выгоды, предлагается делать
выбор либо заключить договор по возвратному тарифу, подстраховав себя на
случай отказа от перевозки, если пассажир не уверен в том, что воспользуется
перевозкой, либо если есть уверенность в том, что отказываться не будет,
купить билет по более дешевому невозвратному тарифу.
Расширяя возможности выбора условий и цен на перевозку и создавая
условия для снижения стоимости перевозки для пассажиров законопроект тем
самым улучшает положение как минимум 92 процента всех потребителей
авиауслуг.
При этом не ухудшается положение для 8 процентов пассажиров,
отказывающихся от перевозки, поскольку заранее располагая информацией о
том, что можно приобрести перевозку, как по невозвратному, так и по
возвратному тарифу, и сделав свой выбор в соответствии со своими
намерениями по перевозке, пассажир сможет получить возврат уплаченной за
перевозку суммы при отказе от перевозки. При этом устанавливаются гарантии
полного возврата уплаченной за перевозку суммы на случай приобретения
пассажиром билета по невозвратному тарифу и отказа от перевозки в связи с
болезнью своей или следующего с ним члена семьи либо смертью члена его
семьи.
Граждане большинства стран мира (США, Канады, Великобритании,
Германии, Франции, Италии, Испании, Латвии, Литвы, Финляндии, Австралии
и многих других стран) обладают правом выбора наиболее подходящего им по
условиям и цене тарифа на перевозку (возвратного или невозвратного).
Законопроект наделяет правом такого выбора и граждан Российской
Федерации.
С учетом изложенного законопроектом предусматриваются изменения в
статью 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, согласно которым в
качестве основного правила устанавливается, что в случае отказа пассажира от
перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания
установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами8
24012820.doc
времени регистрации пассажиров на рейс, если установленными перевозчиком
правилами воздушных перевозок не определен меньший срок, пассажиру
возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма, за исключением
суммы фактически понесенных расходов перевозчика, связанных с
исполнением обязательств по договору воздушной перевозки.
В проекте сохраняется положение действующей статьи 108 Воздушного
кодекса Российской Федерации о том, что в случае если пассажир не уведомил
перевозчика об отказе от перевозки за сутки с пассажира удерживается сбор, в
размере не более 25 процентов от уплаченной за перевозку суммы.
При этом в целях приведения терминологии в соответствие с
гражданским законодательством слово «сбор», используемое в действующей
редакции статьи 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, заменено
словом «неустойка».
Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации
неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма,
которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или
ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки
исполнения.
При этом в отличии от действующей статьи 108 Воздушного кодекса
Российской Федерации, устанавливающей, что сбор в размере не более 25% от
уплаченной за перевозку суммы взимается в случае нарушения сроков
уведомления об отказе от перевозки независимо от причин отказа пассажира от
перевозки, законопроектом предусмотрено, что указанный сбор с пассажира не
взимается в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в
связи с внезапной болезнью пассажира либо болезнью члена его семьи,
совместно следующего с ним на воздушном судне, или смертью члена его
семьи, а также, если отказ вызван задержкой отправления воздушного судна
или иными действиями (бездействием) перевозчика.
Под задержкой отправления воздушного судна понимается отправление
воздушного судна позже времени, указанного в расписании и в билете
пассажира.
Исключением из основного правила о возврате провозной платы
согласно законопроекту является случай, когда с согласия пассажира
стоимость перевозки при заключении договора перевозки рассчитывалась на
основании тарифов, имеющих условие об их невозвратности. В этом случае
провозная плата при отказе пассажира от перевозки не возвращается, за
исключением неиспользованных сумм, взимаемых перевозчиком в пользу
иных организаций в соответствии с законодательством иностранных9
24012820.doc
государств, на территорию, с территории или через территорию которой
осуществляются воздушные перевозки.
При этом перевозчик на этапе заключения пассажиром договора
воздушной перевозки обязан предоставить возможность выбора пассажиром
условий, на которых он заключает договор перевозки, т.е. выбрать возвратный
или невозвратный тариф.
Согласно изменениям, вносимым законопроектом в статью 103
Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик обязан обеспечить
возможность заключения договора воздушной перевозки пассажира,
предусматривающего условие о возврате провозной платы при расторжении
договора воздушной перевозки пассажира, а также предоставить пассажиру
информацию об условиях возврата уплаченной за воздушную перевозку суммы
до заключения договора воздушной перевозки пассажира.
В случае непредставления информации об условиях возврата уплаченной
за воздушную перевозку провозкой платы перевозчик или уполномоченное им
лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
При этом ответственность за непредоставление пассажиру информации
об условиях возврата провозной платы установлена статьей 14.8 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно законопроекту положения о невозвратных тарифах не
распространяются на случаи вынужденного отказа пассажира от перевозки в
связи с болезнью пассажира или болезнью или смертью члена его семьи,
совместно следующего с ним на воздушном судне, либо в связи с задержкой
отправления воздушного судна и иными действиями (бездействием)
перевозчика, предусмотренными пунктом 227 Федеральных авиационных
правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и
требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей,
грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28 июня
2007 г. № 82.
Согласно законопроекту в случае вынужденного отказа пассажира от
перевозки пассажиру должна быть возвращена уплаченная за воздушную
перевозку сумма в полном объеме.
Законопроектом также предусматривается внесение изменений в статью
107 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 107 Воздушного кодекса Российской Федерации в
случае нарушения пассажиром паспортных, таможенных и иных требований10
24012820.doc
нормативных правовых актов перевозчик вправе расторгнуть с пассажиром
договор воздушной перевозки.
Таким образом, основанием прекращения договора перевозки, согласно
статье 107 Воздушного кодекса Российской Федерации, является действие
пассажира, повлекшее нарушение требований нормативных правовых актов.
При этом нарушение пассажиром требований нормативных правовых
актов, повлекшее расторжение с ним договора перевозки, не может являться
основанием для несоблюдения условия о невозвратности тарифа,
согласованного сторонами при заключении договора.
В этой связи в целях исключения противоречий между положениями
законопроекта законопроектом предусматривается, что в случае прекращения
договора перевозки вследствие действий (бездействия) пассажира,
предусмотренных подпунктами 1, 2, 4, 5, 7 пункта 1 статьи 107 Воздушного
кодекса Российской Федерации, возврат пассажиру провозной платы
осуществляется в соответствии с условиями применения тарифа, которые
согласованы сторонами при заключении договора перевозки.
Если сторонами при заключении договора согласовано условие о том,
что тариф является возвратным, то провозная плата возвращается пассажиру.
Если сторонами при заключении договора согласовано условие о
невозвратности тарифа, то, соответственно, тариф возврату не подлежит.
Нарушение, допущенное пассажиром, не может являться основанием для
освобождения его от исполнения согласованных условий договора.
Исключение составляет случай, когда перевозчик расторгает договор в
связи с состоянием здоровья пассажира воздушного судна, требующим особых
условий воздушной перевозки либо угрожающим безопасности самого
пассажира или других лиц (первая часть подпункта 3 пункта 1 статьи 107
Воздушного кодекса Российской Федерации). В данном случае пассажиру
возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма в полном объеме
независимо от условий заключенного договора.
В случае если пассажир создает беспорядок и неустранимые неудобства
для других лиц (вторая часть подпункта 3 пункта 1 статьи 107 Воздушного
кодекса Российской Федерации), т.е. совершает противоправные действия в
аэропорту до его посадки на борт воздушного судна, а также в случае
нарушения пассажиром правил поведения на борту воздушного судна,
создающего угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни
или здоровью других лиц, невыполнение пассажиром распоряжений командира
воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного
кодекса Российской Федерации (подпункт 6 пункта 1 статьи 107 Воздушного11
24012820.doc
кодекса Российской Федерации) провозная плата согласно законопроекту
пассажиру не возвращается.
Также в подпункт 4 пункта 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской
Федерации вносится изменение в целях исключения грамматической ошибки,
содержащейся в данном подпункте.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: