Пояснительная записка к Федеральному закону 83-ФЗ 05.04.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О ратификации
Соглашения между Правительством Российской Федерации
и Правительством Республики Узбекистан об урегулировании
взаимных финансовых требований и обязательств»
Соглашением между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Узбекистан об урегулировании взаимных
финансовых требований и обязательств от 10 декабря 2014 г. (далее —
Соглашение) предусматривается урегулирование всех имеющихся между
Россией и Узбекистаном взаимных финансовых требований и обязательств,
возникших по операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР,
а также по кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992 — 1993 годах.
Таким образом, подлежат урегулированию все взаимные финансовые
претензии, вытекающие из перечисленных ниже многосторонних и
двусторонних документов либо касающиеся указанных ниже вопросов
двусторонних отношений:
Соглашение о принципах и механизме обслуживания внутреннего долга
бывшего СССР от 13 марта 1992 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Узбекистан об урегулировании вопросов
правопреемства в отношении внешнего государственного долга и активов
бывшего СССР от 2 ноября 1992 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Узбекистан о переоформлении задолженности по
техническим кредитам по итогам 1992 года и января — апреля 1993 г. в
государственный кредит Правительству Республики Узбекистан от 19 мая
1993 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Узбекистан о государственном кредите на
1993 год от 21 мая 1993 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Узбекистан о переоформлении задолженности по
техническим кредитам за 1993 год в государственный кредит Правительству
Республики Узбекистан от 15 октября 1993 г.;
Соглашение между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Узбекистан о реструктуризации задолженности
25062246.doc
Республики Узбекистан по государственным кредитам, предоставленным
Российской Федерацией, от 14 марта 1997 г.;
вопросы раздела Алмазного фонда бывшего СССР;
вопросы возврата валютных средств юридических лиц — резидентов
бывшего СССР, в настоящее время являющихся резидентами Республики
Узбекистан, поступивших на их счета во Внешэкономбанке бывшего СССР
до 1 января 1992 г.
Переговоры по урегулированию взаимных финансовых претензий и
требований велись с 1998 года, начавшись практически сразу после того, как
узбекская сторона в одностороннем порядке прекратила платежи в погашение
задолженности, консолидированной в соответствии с Соглашением от 14 марта
1997 г. Более того, партнеры заявили об отказе признавать легитимность
соглашений о технических кредитах и выдвинули встречные финансовые
требования, связанные с распадом бывшего СССР. Речь шла об Алмазном
фонде бывшего СССР и денежных средствах, принадлежавших юридическим
лицам Республики и использованных наряду со средствами других советских
предприятий для оплаты критического импорта.
По данным российской стороны, по состоянию на 1 ноября 2014 г.
задолженность Республики Узбекистан составила 889,3 млн. долларов США, в
том числе по основному долгу — 500,6 млн. долларов США, по процентам —
388,7 млн. долларов США. Вся задолженность просрочена.
В силу того, что в мае 1998 г. Парламентом Республики Узбекистан
принято решение о нелегитимности межправительственных кредитных
соглашений от 19 мая 1993 г. и от 15 октября 1993 г. и, как следствие,
межправительственного соглашения от 14 марта 1997 г. о реструктуризации
задолженности, Правительство Узбекистана признавало только часть
задолженности в сумме 43,1 млн. долларов США по межправительственному
соглашению от 21 мая 1993 г. В то же время объем встречных финансовых
претензий, в частности по Алмазному фонду бывшего СССР, оценивался
партнерами в 1 — 2 млрд. долларов США.
Соглашением предусматривается урегулирование взаимных финансовых
требований и претензий сторон на следующих условиях:
1. Отказ российской и узбекской сторон от всех претензий, возникших по
операциям бывшего СССР, в связи с распадом бывшего СССР, а также по
кредитам, предоставленным Узбекистану в 1992 — 1993 годах.
2. Осуществление узбекской стороной платежа в пользу российской
стороны в сумме 25 млн. долларов США; платеж осуществляется в течение
25062246.doc
30 календарных дней с даты вступления соглашения в силу единовременным
денежным платежом в долларах США.
3. В случае неосуществления узбекской стороной платежа — объявление
этой задолженности просроченной и начисление на нее штрафных процентов
по ставке Libor + 3% годовых.
4. Самостоятельное урегулирование российской и узбекской сторонами
претензий своих физических и (или) юридических лиц в случае предъявления
ими финансовых претензий к Российской Федерации или к Республике
Узбекистан по урегулируемым Соглашением операциям.
Для обеих договаривающихся сторон подписание Соглашения явилось
сложным компромиссом. Для официального Ташкента уступка заключается в
фактическом признании обязательств по всем ранее полученным кредитам.
Кроме того, после долгого периода колебаний узбекская сторона снимает
претензии по Алмазному фонду бывшего СССР и так называемому
«внутреннему валютному долгу» бывшего СССР.
Важнейшей уступкой российской стороны является предоставление
Республике значительного облегчения долгового бремени, составляющего 95%
суммы основного долга. Вместе с тем сумма списываемого Россией долга в
целом соответствует практике последних лет, когда были аннулированы
сопоставимые по масштабам суммы требований, например к Монголии
(97,8%), КНДР (90%), Кубе (90%), причем в последних двух случаях остаток
задолженности используется для проведения операций «долг в обмен на
помощь».
С подписанием и вступлением в силу данного соглашения решаются
следующие вопросы:
1. Снимается фактор, долгое время препятствовавший нормализации
финансовых отношений между Россией и Узбекистаном.
2. Устраняется угроза судебных разбирательств, поскольку в отличие от
других стран СНГ Узбекистан оказался единственным государством,
официально заявлявшим о целесообразности рассмотрения вопроса о своих
финансовых претензиях к России в суде, то есть за рамками переговорного
процесса.
3. Соглашением предусмотрен полный отказ узбекской стороны от
претензий по активам Алмазного фонда бывшего СССР и претензий
по так называемому «внутреннему валютному долгу бывшего СССР», то есть
решаются проблемы, которые не регулируются российско-узбекским
межправительственным Соглашением от 2 ноября 1992 г. и механизм
25062246.doc
урегулирования которых, несмотря на достигнутые договоренности
и принятые обязательства, так и не был разработан.
4. Снимается закрепленный в бюджетном законодательстве Российской
Федерации запрет на развитие кредитно-финансового сотрудничества из-за
наличия неурегулированных отношений с Узбекистаном.
5. Обеспечивается поступление в федеральный бюджет денежных
средств в сумме 25 млн. долларов США.
Соглашение предусматривает изменение условий погашения
задолженности перед Россией, в связи с чем в соответствии со статьей 127
Бюджетного кодекса Российской Федерации Соглашение подлежит
ратификации.
Проект федерального закона не противоречит положениям Договора о
Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям
иных международных договоров Российской Федерации.
Соглашение не содержит правил иных, чем предусмотренные
законодательством Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: