Пояснительная записка к Федеральному закону 89-ФЗ 05.04.2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 4.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(в части увеличения срока давности привлечения к административной
ответственности за нарушение валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов валютного регулирования)»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 4.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(в части увеличения срока давности привлечения к административной
ответственности за нарушение валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования)» разработан в целях
повышения эффективности выявления и пресечения нарушений валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования.
Данным законопроектом предусмотрено увеличение срока давности
привлечения к административной ответственности за нарушения валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования до двух лет.
Увеличение срока давности привлечения к административной
ответственности обусловлено обстоятельствами, которые объективно
не позволяют в течение установленного срока давности выявить факт
совершения правонарушения и привлечь нарушителя к административной
ответственности. В частности, это связано с:
необходимостью соблюдения предусмотренной Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП) процедуры
обязательного извещения лица, привлекаемого к административной
ответственности, и невозможностью принятия решения по делу в отсутствие
данного лица без доказательств его надлежащего извещения (большинство
привлекаемых к административной ответственности организаций за невозврат
валютной выручки в Российскую Федерацию отсутствуют по заявленному
месту регистрации);
злоупотреблением резидентами своим правом на заявление ходатайств об
отложении рассмотрения дел об административных правонарушениях по тем
или иным причинам, которые должны быть рассмотрены в соответствии со
статьями 24.4 и 29.7 КоАП;
необходимостью проверки органами и агентами валютного контроля
информации о наличии признаков нарушений резидентами валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
25091916.doc
регулирования, поступающей от кредитных организаций в целях сбора
доказательств по делу, необходимых для его полного, всестороннего и
объективного рассмотрения и принятия решения в соответствии с КоАП.
На специфику проведения проверок соблюдения резидентами валютного
законодательства и актов органов валютного регулирования в части
оперативности производства по делам об административных правонарушениях
также повлияло формирование Таможенного союза и Единого экономического
пространства. Снятие пограничного, таможенного и иных видов контроля на
границах Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской
Федерации, обеспечение свободного перемещения товаров внутри таможенной
территории Таможенного союза осложнили контроль за валютными
операциями резидентов, в том числе во взаимной торговле в рамках ЕврАзЭС.
Так, для фиксации доказательств по данной категории дел зачастую
требуются значительные временные затраты для получения заключений
органов государственной власти Республики Казахстан и Республики Беларусь.
С учетом необходимости получения заключений таможенных органов
соответствующих иностранных государств, выполнения процедуры
дополнительных запросов органов государственной власти, осуществляющих
государственный надзор и специфические разрешительные функции
(подтверждение государственных номеров транспортных средств, указанных в
товарно-транспортных накладных и иных товаросопроводительных
документах и т.д.), средний срок получения документов и информации из
государственных органов стран — членов Таможенного союза может доходить
до полугода.
Как следствие, от таможенных органов в Росфиннадзор поступают на
рассмотрение протоколы по делам об административных правонарушениях
с истекающим сроком давности привлечения резидентов к административной
ответственности по состоянию на дату поступления, что не позволяет
Росфиннадзору полноценно подготовить дела к рассмотрению в порядке и
сроки, предусмотренные статьями 29.1 — 29.6 КоАП.
Кроме того, при производстве по делам об административных
правонарушениях нередко возникают случаи, когда необходимо проведение
экспертизы, предусмотренной статьей 26.4 КоАП, с целью подтверждения
подлинности документов, подтверждающих перемещение товаров через
границы Таможенного союза, а также во взаимной торговле между
государствами — членами Таможенного союза, что также требует значительных
временных затрат.
Также в Росфиннадзор в рамках основанной на действующем
законодательстве системы информационного взаимодействия между органами
25091916.doc
и агентами валютного контроля поступает информация о признаках нарушений
валютного законодательства Российской Федерации и актов органов
валютного регулирования лицами, проводящими валютные операции.
При этом объем сведений о признаках нарушений валютного
законодательства Российской Федерации и актов органов валютного
регулирования с истекшими сроками давности привлечения к
административной ответственности в составе общего массива поступающей
информации является крайне высоким. Так, в период с 1 января 2012 г.
по 1 августа 2014 г. в Росфиннадзор передано более 180 000 сообщений
о признаках нарушений резидентами валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования с истекшими сроками
давности привлечения к административной ответственности.
Соблюдение резидентами требований валютного законодательства
Российской Федерации и актов органов валютного регулирования
обеспечивается в том числе мерами административной и уголовной
ответственности. Однако в правоприменительной практике распространены
случаи совершения резидентами правонарушений с высокой степенью
общественной опасности, в частности нерепатриация причитающихся по
условиям внешнеторговых договоров денежных средств в размере,
не превышающем шести миллионов рублей, осуществление незаконных
валютных операций. Вместе с тем при истечении срока давности привлечения
к административной ответственности по вышеуказанным правонарушениям
резиденты избегают административной ответственности и в то же время
не подлежат привлечению к уголовной ответственности.
Увеличение срока давности привлечения к административной
ответственности до двух лет будет способствовать повышению качества и
объективности рассмотрения дел указанной категории, послужит препятствием
для совершения противоправных действий недобросовестными лицами,
уклоняющимися от административной ответственности.
Принятие федерального закона «О внесении изменений в статью 4.5
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(в части увеличения срока давности привлечения к административной
ответственности за нарушение валютного законодательства Российской
Федерации и актов органов валютного регулирования)» не потребует
дополнительных затрат из федерального бюджета и не окажет влияния на
достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора
о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных
международных договоров Российской Федерации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: