Пояснительная записка к Федеральному закону 122-ФЗ 05.05.2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона “О внесении изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях”
Во исполнение пункта 16 плана мероприятий по реализации
Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ,
услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон о закупках),
утвержденного поручением Правительства Российской Федерации
от 20 октября 2011 г. № ИШ-Ш3-7371, ФАС России разработан проект
федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях” (далее – проект федерального
закона).
Частью 1 статьи 2 Закона о закупках предусмотрена обязанность лиц,
указанных в части 2 статьи 1 Закона о закупках (далее – заказчик), при закупке
товаров, работ, услуг руководствоваться Конституцией Российской Федерации,
Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими
федеральными законами и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними
и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках
правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – положение
о закупке).
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона
от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”,
вступающего в силу с 1 января 2014 г., бюджетное учреждение при наличии
правового акта, принятого им в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона
о закупках и размещенного до начала года в единой информационной системе,
вправе осуществлять в следующем году закупки с соблюдением требований
Закона о закупках и указанного правового акта.
Целями Закона о закупках являются обеспечение гласности
и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других
злоупотреблений, развитие добросовестной конкуренции, расширение
возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров,
работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, в том
числе привлечение субъектов малого и среднего предпринимательства
к участию в закупках заказчиков.
Конкретные требования к закупочным процедурам Законом о закупках
не детализированы, состав и содержание положений, связанных2
input
с обеспечением закупки, не регламентируются. При этом Законом о закупках
установлены общие принципы и основные положения закупочной
деятельности (статьи 3, 4 Закона о закупках), требования к срокам размещения
на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети
“Интернет” для размещения информации о размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее –
официальный сайт) положения о закупке, изменений, вносимых в него,
информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой
предусмотрено законодательством Российской Федерации о закупках товаров,
работ, услуг отдельными видами юридических лиц (статья 4 Закона
о закупках), требования к составу сведений, содержащихся в документации
о закупке (статья 4 Закона о закупках), к форме проведения закупки (статья 3
Закона о закупках), к порядку оценки и сопоставления заявок на участие
в закупке (статья 3 Закона о закупках).
Несоблюдение заказчиками при осуществлении закупок требований
законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц может привести к сговору между
участниками закупок и заказчиками и, как следствие, к возникновению
коррупции, необоснованному ограничению конкуренции, а также
к невозможности участия субъектов малого и среднего предпринимательства
в закупках, что свидетельствует о большой общественной опасности
указанных деяний.
Согласно статье 6 Закона о закупках контроль за соблюдением
требований Закона о закупках осуществляется в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление
контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации
о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц,
в Законе о закупках не указаны.
Законопроектом предусмотрено определение федерального органа
исполнительной власти, к компетенции которого будет относиться
рассмотрении дел об административных правонарушениях за нарушения
законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц.
В соответствии со статьей 7 Закона о закупках за нарушение его
требований и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых
актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.3
input
Вносимые изменения в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях предусматривают установление
административной ответственности в отношении заказчиков за нарушение
требований Закона о закупках.
Проектом закона предусматривается привлечение указанных лиц
к административной ответственности за следующие нарушения:
1) принятие решения о закупке товаров, работ, услуг в иной форме, если
такая закупка товаров, работ, услуг в соответствии с законодательством
Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц должна осуществляться путем ее проведения в электронной
форме;
2) нарушение заказчиком предусмотренных законодательством
Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц сроков размещения на официальном сайте информации
о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено
законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц, а также неразмещение заказчиком
на официальном сайте указанной информации;
3) нарушение заказчиком установленных законодательством Российской
Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
лиц сроков размещения на официальном сайте положения о закупке,
изменений, вносимых в положение о закупке, а также неразмещение
заказчиком на официальном сайте утвержденного положения о закупке или
вносимых в него изменений;
4) утверждение заказчиком документации о закупке, не соответствующей
по составу сведений требованиям, предусмотренным законодательством
Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц;
5) отклонение заявок участников закупок по основанию несоответствия
требованиям, которые не были предусмотрены документацией о закупке,
а также осуществление оценки и сопоставления заявок на участие в закупке
по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке;
6) нарушение заказчиком установленных законодательством Российской
Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
лиц сроков размещения на официальном сайте сведений о заключенных
заказчиком договорах по результатам закупки товаров, работ, услуг,
информации об изменении договора, а также неразмещение заказчиком
на официальном сайте указанных сведений;4
input
7) нарушение заказчиком установленных законодательством Российской
Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических
лиц правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках
закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской
Федерации на ведение реестра недобросовестных поставщиков,
предусмотренного Законом о закупках.
8) невыполнение в установленный срок законного решения, предписания
федерального органа исполнительной власти, уполномоченного
на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Федерального закона
от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными
видами юридических лиц”, бюджетными учреждениями при наличии
правового акта, принятого бюджетным учреждением в соответствии с частью 3
статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” и размещенного
до начала года в единой информационной системе в сфере закупок, его
территориального органа.
Учитывая принципы и цели Закона о закупках, соблюдение требований
законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг
отдельными видами юридических лиц является важным инструментом
обеспечения должного учета и достоверной информации о закупочной
деятельности заказчиков, доступности для потребителей реализуемых
заказчиками товаров, работ, услуг по экономических обоснованным ценам
(тарифам), эффективного функционирования заказчиков.
Таким образом, нарушение заказчиками требований законодательства
Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами
юридических лиц, положения о закупке, максимально адаптированного для
своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах,
услугах, является грубым нарушением прав и законных интересов участников
закупочных процедур, может привести к негативным социально-
экономическим последствиям, в том числе и для государства.
Нарушение норм, предусмотренных проектом федерального закона,
несмотря на содержащийся в них в ряде случаев формальный состав
правонарушений, также препятствует осуществлению эффективного
администрирования в сфере закупок отдельными видами юридических лиц.
Угроза понести материальную ответственность за несоблюдение
требований законодательства Российской Федерации о закупках товаров,5
input
работ, услуг отдельными видами юридических лиц, за невыполнение
в установленный срок законного решения, предписания соответствующего
контролирующего органа будет способствовать соблюдению заказчиком
требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг, действенности
применяемых решений и предписаний уполномоченного органа власти,
а также защите законных прав и экономических интересов общества
и государства и предупреждению аналогичных административных
правонарушений.
В 2012 году антимонопольными органами рассмотрена 771 жалоба
на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг,
по результатам рассмотрения которых выявлено 350 случаев нарушения
требований Закона о закупках и принятых в его развитие нормативных
правовых актов.
За три квартала 2013 года антимонопольными органами рассмотрено
377 жалоб и выявлено 172 случая нарушений законодательства о закупках
товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В целях устранения выявленных нарушений порядка организации,
проведения закупки, порядка заключения договоров по результатам закупки
антимонопольными органами в 2012 – 2013 годах выдано 481 обязательное для
исполнения предписание.
Таким образом, принятие проекта федерального закона “О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях” будет способствовать в том числе предотвращению
нарушений положений Закона о закупках

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: